Не было ни гроша, да вдруг Медведев

С трибуны Международного экономического форума в Санкт-Петербурге президенту Дмитрию Медведеву удалось опять заинтриговать всю страну: слова «децентрализация власти», «перераспределение налогов» для регионов звучат как песня. Интрига будет длиться как минимум до конца 2011 года — когда должен быть разработан план воплощения в жизнь президентских инициатив по передаче на муниципальный уровень части полномочий с одновременным изменением налоговой базы. Сибиряки надеются, что их бывший коллега и земляк Александр Хлопонин и известный реформатор Дмитрий Козак, которым выпало стать разработчиками проекта, учтут реальные интересы муниципалитетов.

По логике президента, муниципальные образования должны стать финансово самостоятельнее благодаря перераспределению части налогов. Это в свою очередь повлечет для них и расширение границ ответственности. Почему именно сейчас отчаянные просьбы российских провинций услышаны на федеральном уровне — об этом региональные чиновники предпочитают вслух не рассуждать. За год до президентских выборов ответ лежит на поверхности. Гораздо актуальнее другое — донести до разработчиков, каким с позиции региональных и муниципальных властей должен быть оптимальный сценарий развития событий.

О налогах

Как утверждают московские теоретики, идеология децентрализации — в том, «чтобы не гонять деньги через федеральный центр, а больше отдавать напрямую регионам». Они обещают разработать методику межбюджетных трансфертов, по которой излишки собранных в регионах налогов останутся на местах. Именно об этом заявил помощник президента Аркадий Дворкович. А в Минрегионе предлагают вовсе отказаться от субсидий и перейти к выделению грантов за увеличение налогового потенциала региона. Опрошенные «КС» эксперты с трудом верят в то, что устоявшийся механизм субсидирования можно развернуть вспять за столь короткий срок. Более реально, по их мнению, увеличить нормативы отчислений в местные бюджеты тех налогов, на собираемость которых могут оказывать влияние сами муниципалитеты. Это автоматически снизит зависимость муниципальных бюджетов от региональных и федеральных «подачек» и разгрузит бюджеты регионов.

В Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) считают, что кризисная ситуация в муниципальных финансах не ослабевает, а усиливается. Вывод основан на данных, что суммарные доходы бюджетов увеличиваются в 2011 году по сравнению с 2010 годом всего у 24 муниципальных образований и снижаются у 72 (причем у 47 муниципальных образований снижение составляет более 10%, из них у 28 — более 20%). Если наложить на эти цифры инфляцию, то реальное снижение доходов будет еще больше, считают в АСДГ.

Главным фактором снижения общих доходов местных бюджетов является сокращение безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. В 2011 году они увеличиваются всего у 18 муниципальных образований, а у остальных 78 снижаются, причем весьма существенно (для 17 из них — более чем вдвое). Таким образом, в 2011 году продолжается сокращение государственной поддержки муниципальных образований.

При этом в Ассоциации отмечают, что самый крупный из собственных доходов — НДФЛ — в подавляющем большинстве муниципалитетов растет. Значит, даже простое увеличение норматива его отчисления в местные бюджеты уже существенно придало бы им финансовой устойчивости. С этим согласен и вице-президент АСДГ Роальд Бабун (Новокузнецк). По его мнению, это могло бы стимулировать еще и повышение заработной платы на всех хозяйствующих субъектах территории. «Для передачи на муниципальный уровень наиболее пригодны те налоги, на формирование базы для которых органы местного самоуправления могут оказывать существенное влияние, — резюмирует господин Бабун. — В первую очередь это единый налог на вмененный доход и налог по упрощенной системе налогообложения. Они связаны с малым бизнесом, и муниципалитеты путем поддержки предпринимательства могут расширять налоговую базу этих налогов. Может также ставиться вопрос о передаче муниципалитетам доли транспортного налога, поскольку основная часть автотранспорта движется по местным дорогам и улицам. При замене налога на имущество физических лиц и земельного налога единым налогом на недвижимость важно, чтобы этот налог стал местным и полностью поступал в местные бюджеты. Еще одна важная мера — отмена существующих освобождений от уплаты земельного налога для крупных федеральных ведомств (железные дороги, объекты энергетики, обороны и т. д.)».

С вице-президентом АСДГ согласен председатель комиссии по бюджету и налоговой политике Новосибирского городского совета Валерий Черных: «В первую очередь мы ожидаем изменений по ЕНВД как самому собираемому налогу и НДФЛ, по которому только 30% отчислений поступает в бюджет города. Увеличение в бюджете доли этого налога, а также транспортного и налога на прибыль значительно снизило бы зависимость городской казны от дотаций и субсидий». А председатель комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Канунников убежден, что Искитим, избравший его депутатом, мог бы быть финансово самодостаточным, если бы городу оставили налог на прибыль, а норматив отчисления НДФЛ в городской бюджет довели до 50%. По информации Канунникова, около 90% муниципальных образований Новосибирской области остаются дотационными, причем удельный вес дотаций в их бюджетах достигает в ряде случаев 70–90%.

О полномочиях

«Полномочий у муниципалитетов сейчас более чем достаточно», — уверен Сергей Канунников. Точнее, их больше, чем могут обеспечить скудные муниципальные бюджеты. «Из 30 полномочий финансово обеспечено, как правило, порядка пяти-шести, поэтому я затрудняюсь предположить, что имел в виду президент», — рассуждает депутат. В свою очередь Роальд Бабун привел целый перечень дополнительных полномочий, необходимых органам местного самоуправления:

— осуществление государственной промышленной политики;

— решение вопросов занятости и трудовых отношений;

— экологический контроль;

— право наложения административных взысканий по некоторым видам правонарушений;

— право на создание органов муниципальной статистики;

— возможность передачи органам местного самоуправления администрирования местных налогов (по соглашениям с налоговыми органами).

В то же время в АСДГ согласны, что в существующей ситуации муниципалитеты едва справляются с полномочиями. «Масштабы сокращений являются весьма значительными, — констатируют эксперты ассоциации. — В трети муниципальных образований намечается сократить в 2011 году расходы на ЖКХ более чем вдвое. Это ставит под угрозу дальнейшее функционирование сферы. Существенно сокращаются капитальные затраты местных бюджетов, за счет которых решаются перспективные задачи социально-экономического развития муниципальных образований».

Впрочем, расширение полномочий уже не в первый раз может сыграть на руку федеральному центру: ведь ответственность за их исполнение в очередной раз ляжет на плечи территорий, как это было, допустим, с монетизацией льгот и другими социальными гарантиями населению. Искать виновных в таких ситуациях становится значительно проще.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ