Сдать в комиссионку

В начале марта красноярское Законодательное собрание рассмотрит новые правила формирования муниципальной власти — через конкурсные комиссии. Эксперты полагают, что благодаря доминированию «Единой России» поправки будут приняты. Нововведения нужны из-за потери управляемости территориями, которая началась еще при прежнем губернаторе, отмечают они.

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский внес в региональное Законодательное собрание поправки в закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», предусматривающий фактический отказ от выборов во все муниципалитеты. Также устраняется распространенная сейчас «двуглавая система» с разделением на главу города и главу администрации («сити-менеджера»). Теперь руководители муниципальных образований должны назначаться представительным органом власти из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Исключение делается для закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), где глава должен выбираться из числа депутатов и для сельских поселений с населением менее 500 человек — для них оставлены прямые выборы. Предполагается, что нововведения должны быть рассмотрены сессией краевого парламента 3 марта.

Отметим, что документ, в который вносятся поправки, был принят в конце прошлого года. В прежней редакции он оставлял право за городскими и районными советами выходить на ЗС с инициативой о возвращении прямых выборов мэра для своих территорий. Последнее слово должно было оставаться за краевым парламентом. Известно, что такой возможностью намеревались воспользоваться представительные органы многих муниципалитетов, в том числе крупнейших Красноярска и Минусинска. Например, городской Совет Красноярска рассматривал такое обращение на заседании комиссии по горсамоуправлению 18 февраля, и решили отправить его на доработку. Такое решение они объяснили тем, что в Законодательное собрание уже поступило несколько подобных заявлений, и к большинству из них были претензии с точки зрения юридического оформления. Доработанный вариант планировалось представить на сессии 11 марта.

Первый заместитель губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко объяснил, что необходимость нововведений связана с изменениями в федеральном законодательстве, появившихся за это время. «В законодательстве появились новые инициативы, предполагающие процедуру проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования. То есть были изменены подходы, и в этом смысле новый проект закона, который в настоящее время внесен губернатором, учитывает изменения, которые произошли за этот короткий период», — добавил он.

Депутат Законодательного собрания Олег Пащенко выступает против предложений Толоконского, однако полагает, что ЗС проголосует за них, потому что большинство занимает «Единая Россия». «Мне за 18 лет работы в краевом парламенте трудно припомнить другой случай, когда бы за три месяца один и тот же закон переворачивали с ног на голову и обратно. Я не удивлюсь даже, если в апреле возникнет еще какой-нибудь вариант. Мы помним, что Толоконский еще в должности и. о. заявлял, что он сторонник прямых выборов. Но, видимо, потом из Москвы надавили. Но я думаю, такая система покажет свою нежизнеспособность и просуществует максимум несколько лет. Мое мнение: в крупных муниципалитетах должны быть только прямые выборы, а в остальных порядок формирования должен определяться и записываться в уставы местными советами», — полагает депутат.

Политолог Сергей Комарицын полагает, что поправки, скорее всего, будут приняты Законодательным собранием, но воспринимает их скептически. В частности, ссылки на новые инициативы в федеральном законодательстве «являются лишь еще одной возможной схемой, а не обязательной системой», и потому ссылки на них — лишь повод. «Причина же в том, что в нынешнем году должны пройти выборы в 80% муниципалитетов региона, а управляемость ими потеряна. Это не вина Толоконского, постоянные скандалы возникали еще в губернаторство Кузнецова — постоянные скандалы в Манском, Абанском районах, Минусинске, Эвенкии, конфликты глав городов и сити-менеджеров, голодовки депутатов. Однако риск потери власти на территориях реальный, и потому принять поправки нужно в срочном порядке, потому что скоро уже нужно объявлять выборы. Сыграла роль и позиция Кремля, который также выступает за стратегию тотального контроля», — полагает эксперт.

Комарицын согласен с тем, что «двуглавая» система управления показала себя неудачно, однако предлагаемый вариант — еще хуже. Если раньше комиссии, отбирающие сити-менеджеров, формировались краевыми властями только на четверть, то теперь — наполовину, «то есть речь идет фактически о прямом назначении, что, собственно, противоречит Конституции, которая указывает, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти». Кроме того, ситуация, когда на большом количестве территорий одновременно нужно будет формировать комиссии, может привести к коллапсу.

В то же время политолог сомневается, что нововведения являются ударом Толоконского по главе Красноярска Эдхаму Акбулатову, который является членом команды предыдущих губернаторов — Александра Хлопонина и Льва Кузнецова. Эксперт напомнил, что срок полномочий градоначальника истекает только в 2017 году, «а за это время правила избрания или назначения муниципальных глав могут поменяться еще много раз».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ