Хамзат Хасбулатов: «Макдоналдс» не будет снижать темпы развития в Сибири»

Сеть ресторанов быстрого обслуживания «Макдоналдс» продолжит экспансию в Сибирь в 2015 году вопреки общей экономической ситуации. По словам президента «Макдоналдс» в России и Центральной Европе Хамзата Хасбулатова, в одном только Новосибирске в текущем году откроется сразу несколько ресторанов компании. В качестве площадок для развития в ближайшей перспективе также рассматриваются Томск, Кемерово и Новокузнецк. О том, насколько перспективным для развития «Макдоналдс» считает Сибирский регион, как оценивает первые результаты деятельности в Новосибирске и Омске и повлияет ли приостановка строительства завода «Белая Дача» в городе Обь на деятельность компании, в интервью «КС» рассказал ХАМЗАТ ХАСБУЛАТОВ.

Сеть ресторанов быстрого обслуживания «Макдоналдс» включает более 35 тысяч заведений в 118 странах мира. По количеству ресторанов уступает только другому американскому гиганту — Subway. Штаб-квартира компании расположена в Оук-Брук — пригороде Чикаго. По итогам 2014 года продажи составили $27,4 млрд, чистая прибыль — $4,76 млрд. Российская сеть «Макдоналдс» насчитывает 488 ресторанов, которые обслуживают свыше 1 млн человек в день.

— Ранее речь шла об открытии на территории Сибири — Новосибирске, Омске, Новокузнецке, Барнауле, Томске и Кемерове, порядка 40 ресторанов «Макдоналдс». Планы не изменились?

Да, действительно, емкость Сибирского региона компания «Макдоналдс» оценивает в 40 предприятий. Мы приняли решение, что Сибирь представляет для нас большой интерес, и в прошлом году открыли три ресторана в Новосибирске и два в Омске. Это абсолютно запланированный шаг. Открытия продолжатся и в 2015 году. В частности, в Новосибирске и Омске появятся сразу несколько ресторанов «Макдоналдс». В качестве актуальных площадок рассматриваются и такие города, как Томск, Кемерово и Новокузнецк. Более того, у нас есть определенное количество объектов, которые находятся на разных стадиях реализации, — это и приобретенная недвижимость, и проекты, связанные с местными органами власти, и строящиеся объекты, открытие которых намечено на ближайшее полугодие. Поэтому могу сказать, что «Макдоналдс» не планирует снижать темпы развития в Сибири.

В какой перспективе вы намерены достичь цифры в 40 ресторанов?

— Надеюсь это сделать до ухода на пенсию. (Смеется.) Ну а если серьезно, то, безусловно, чем быстрее получится реализовать планы, тем лучше. Возможно, это займет два, три или четыре года, сложно сказать. Но в любом случае «Макдоналдс» заинтересован в экспансии в Сибирь в максимально сжатые сроки.

— Не повлияет на динамику развития компании в регионе приостановка строительства завода «Белая Дача» под Новосибирском (является поставщиком зелени в рестораны «Макдоналдс». — «КС»)?

Думаю, что нет. Решение о приостановке строительства завода, которое приняла «Белая Дача», связано с двумя факторами: во-первых, компания ориентируется на «Макдоналдс» как на мотиватора выхода на рынок, во-вторых, рассматривает новый регион с точки зрения ритейла. «Белой Даче» важно максимально загрузить свои производства на территориях, в которых они видят потенциал для развития. Несмотря на остановку строительства, интерес к Новосибирску, я так думаю, у «Белой Дачи» сохранился. На данный момент продукция для ресторанов «Макдоналдс» в Сибири поставляется из Татарстана (ООО «Белая Дача Алабуга»).

Конечно, для нас важно, чтобы производство овощной продукции, которая имеет свою специфику — сроки хранения и прочее, было как можно ближе к нашим ресторанам. Думаю, это лишь вопрос времени. Чем больше ресторанов в регионе мы откроем, тем интереснее будет в нем развиваться «Белой Даче». Это всегда согласованная стратегия с нашими поставщиками: когда мы расширяем географию, первоначально обсуждаются наши совместные интересы, далее планы строятся исходя из того, как правильнее двигаться в данном направлении. Так что я не сомневаюсь, что у «Макдоналдс» в скором времени сформируется довольно ощутимая сеть предприятий в Сибирском регионе.

— Относительно уже открытых заведений в Сибири: каковы первые результаты их деятельности? Соответствуют ли они вашим ожиданиям?

— Для того чтобы делать какие-либо серьезные заключения, необходимо подождать: прошло не так много времени. Некоторым из недавно открытых наших точек, к примеру, отдельно стоящему ресторану на станции метро «Речной вокзал», нет еще и полугода. Показатели по действующим ресторанам на данный момент вписываются в те результаты, которые мы рассчитывали получить. Но чтобы отследить тренды, динамику развития и спроса, нужен как минимум год.

— Не рассматриваете ли вы в качестве перспективных площадок сибирские аэропорты?

У нас есть соглашение с компанией ООО «Развитие РОСТ» (дочернее предприятие ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг») относительно развития ресторанов в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Совместно с данным партнером, франчайзи, который недавно открыл предприятие в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге, мы будем решать, где и когда целесообразно запускать новые точки. Привлекательным мне кажется, к примеру, аэропорт Толмачево. Однако это вопрос, который для нас не стоит первым на повестке дня, сегодня гораздо важнее открытия в местах с хорошим пешеходным трафиком.

— Насколько сильно нестабильная экономическая ситуация отражается на деятельности ресторанов в регионах в отличие от столичных? Отличается ли она в принципе?

Безусловно, тренды в экономике, которые напрямую влияют на покупательскую способность и настроения, всегда отражаются на индустрии быстрого обслуживания. Но все очень сильно зависит от того, какими ресурсами и рычагами ты располагаешь. «Макдоналдс» устоял и в кризис 1998 года, и в 2008-м, показав эффективную работу в подобные непростые периоды. Опыт у нас есть, поэтому меня это в принципе не пугает.

— По вашему мнению, продолжится ли тенденция ухода игроков с рынка вслед за сетью Carl’s Jr? Рассматривали ли вы Carl’s Jr в качестве одного из своих ключевых конкурентов на российском рынке?

— Я думаю, что решение об уходе с рынка игроки принимают исходя из собственной экономики. Не знаю, какие причины и мотивы были у Carl’s Jr в уходе с новосибирского рынка. И меня, честно говоря, это мало интересует. Тут интересно другое — когда у «Макдоналдс» откроются все 40 заявленных ресторанов в Сибири, тогда за передвижениями на рынке быстрого обслуживания наблюдать станет гораздо интереснее.

— Каковы ваши прогнозы по развитию рынка быстрого питания в 2015 году в России и, в частности, в регионах?

К сожалению, индустрия питания «вне дома» во второй половине 2014 года показала снижение темпов развития. Формат ресторанов fast-casual («срединный» формат на стыке ресторана и фаст-фуда) получил наибольший удар в данном случае, согласно нашим исследованиям. Предприятия же быстрого обслуживания, которые предлагают доступные цены и быстро реагируют на покупательскую способность разных категорий населения, держат «руку на пульсе» и продолжают планомерное развитие. Будут ли покупать меньше? Возможно. Будут ли приходить реже? Не исключено. Но то предложение, которое делает «Макдоналдс», все равно дает нам право утверждать, что мы получим и достойно обслужим большое количество посетителей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ