Какие ценности востребованы в кризис?

Взгляд со стороны бывает полезен. Итальянский специалист по управлению, профессор экономики, преподаватель университетов в Милане и Пизе, владелец компании Valore Consulting ФРАНЧЕСКО САНСОНЕ побывал в Новосибирске накануне нового года с авторским тренингом, организованном академией управления «Эрфольг». Известный бизнес-консультант исповедует теории гибкого мышления и ответственного лидерства в рамках научной парадигмы экономики инноваций. Франческо поделился с «КС» своим мнением об особенностях управления в кризисную пору.

─ Франческо, действительно ли мы живем в эпоху экономики инноваций?

─ Согласно разделяемой широкими кругами мирового научного сообщества точке зрения, экономика знаний является закономерным этапом, пришедшим на смену экономике информации. С середины 80-х до конца 90-х годов доступ к информации и возможность ее переработки воспринимались как стратегическая предпосылка для достижения успеха. С тех пор, как на рубеже нового века произошло быстрое развитие интернета, доступ к информации стал повсеместным. Сегодня стратегически важной стала не информация как таковая, а умение ее отбирать и строить на ее основе новые знания. Главной задачей стала интерпретация информации, на первый план вышла способность быстро преобразовывать идеи в продукты и услуги. Таким образом, инновации стали определяющим фактором выживания и успеха компаний на рынке. В последние двадцать лет моя работа посвящена изучению процессов такого преобразования идей в рыночные продукты. В результате этих исследований появилась теория, отраженная в моей книге «Гибкое мышление» и множестве статей, некоторые из которых были переведены и в России. Мне важно изучение того, что такое гибкое мышление, каким образом оно функционирует и как его можно развить. При этом принципиально важно условие социальной ответственности бизнеса в долгосрочной перспективе на основе создания общих ценностей.

─ Вы говорите о развитии лидерских качеств, однако многие руководители считают лидерство врожденной способностью.

─ В течение долгого времени вопрос соотношения врожденного и приобретенного в структуре лидерства оставался одним из ведущих. Но теперь эта проблема кажется скорее искусственной. В любой сфере, в том числе и в лидерстве, врожденные качества личности и развитые в течение жизни навыки существуют. Лидерство можно и нужно развивать, но для этого, естественно, нужны правильные методики. В лидерстве, как и в языке, есть грамматика и синтаксис – как и любую грамматику, их можно изучать и развивать.

─ Какие методики помогают развить гибкое мышление?

─ Гибкое мышление – индивидуальное качество, но как социальные существа мы можем развивать эти навыки, и лучше всего это делать в группе. Я разработал два принципиально важных инструмента, они называются flax.lab и mind.gym. Первый применяется в дискуссионных фокус-группах и является способом усвоить основы, грамматику гибкого мышления. Позже мы переходим к практическому аспекту, разбирая и анализируя реальные ситуации из бизнеса – таким образом можно сказать, что mind.gym становится способом изучить синтаксис гибкого мышления. Эти два формата групповой работы позволяют и описать содержание проблемы и выработать рекомендации по ее решению, создать описание и предписание. Сегодня рыночный успех компаний все в большей степени зависит не от того, что именно предлагается для удовлетворения потребностей клиента, а скорее в том, каким образом это делается. Важно не «что», а «как». Проблема многих компаний заключается тем, что руководители компании уделяют слишком мало внимания тому, каким образом строить работу с клиентами. Зато те предприятия, которые достаточно внимательны к этому аспекту, успешны в конкурентной борьбе. Развить в себе восприимчивость к тому, как именно происходит взаимодействие с клиентами, помогает технология flex.lab. В свою очередь, mind.gym– это своего рода тренажер для развития всех аспектов гибкого мышления.

─ Давайте рассмотрим типичный бизнес-кейс. Например, известная проблема: как в люксовом сегменте избавиться от оценивающих взглядов персонала в адрес клиентов?

─ Если говорить в общем, то суть этой проблемы в том, что до персонала не была донесена идея о ценности человеческой личности. Каждый входящий, каждый клиент не воспринимается персоналом как ключевая ценность. Дело в том, что в постиндустриальном обществе ни один клиент по сути дела не нуждается в товарах и услугах. На самом деле все мы в первую очередь нуждаемся в признании. Негативные явления, о которых вы говорите, возникают из-за того, что клиенты не получают признания и переживают это как предательство. Вспомните знаменитый фильм «Красотка» с Джулией Робертс. Кто давал продавцам право выносить суждения и разрешать или не разрешать клиенту доступ к роскоши?

─ То есть это общая проблема?

─ Это действительно далеко не только российская проблема. Подобная ситуация возникает, когда выбор поведенческой модели целиком и полностью является ответственностью продавца. Правильным решением было бы построение правильной системы обучения и развития персонала, целенаправленное внедрение желаемых поведенческих моделей. Но одной технологии мало – для того, чтобы она стала эффективной, необходим некий общий этический кодекс. Как раз моя вторая книга, «Ответственное лидерство», говорит о нравственных основах бизнеса, которые позволяют выстроить поведенческие стандарты компании на основе общих ценностей.

─ Сколько времени нужно для того, чтобы перестроить работу компании в соответствии с новыми принципами?

─ От шести месяцев до года, в случае, если работа ведется планомерно. Ошибочно думать, что эта работа может состоять из пары-тройки коротких тренингов. В нашей практике речь идет о двух месяцах интенсивной работы и последующих четырех месяцах поддержки, включающих ежемесячные встречи, коучинг, мониторинг результатов внедрения и другие формы follow-up.

─ Случается, что самые звездные управленческие теории не оправдывают себя на практике. В чем секрет успешного внедрения управленческих инноваций?

─ Это чрезвычайно важная и актуальная тема. На мой взгляд, при внедрении изменений важно опираться на модели, имеющие прочную научную базу. Второй момент: важно ясное осознание того, насколько данная управленческая модель адекватна реалиям организационной культуры компании в антропологическом понимании этого термина. Потому что в случае несовпадения применяемой теории и существующего в компании видения мира эффективности ждать не приходится. Кроме того, любая новая модель должна быть хорошо понята и принята высшим руководством, которое в идеале и инициирует реформы. И, наконец, очень важна профессиональная квалификация людей, которые занимаются внедрением изменений и обучением персонала.

─ Всегда ли инновации благо? Могут ли они быть разрушительными?

─ Так бывает, если топ-менеджмент не справляется с задачей предвосхищения трудностей и вызовов времени. Когда управление бежит вслед за проблемами, а не пытается их предотвратить. Когда нет четкой стратегии. В таких ситуациях инновации действительно могут оказаться разрушительными.

─ Какие особенности российского способа ведения дел вы отметили?

─ На меня произвело впечатление несколько особенностей, в частности хочется отметить высокий прагматизм, высокую конкуренцию и довольно развитую культуру управления. Кроме того, можно отметить открытость к инновациям, буквально жажду всего нового. Думаю, это связано с высокой интеллектуальной живостью, подвижностью.

─ Какие качества лидера становятся важны в кризисный период?

─ В таких условиях лидер прежде всего нуждается в таких качествах, как умение искать верный путь, быть разведчиком, pathfinder, как говорят по-английски. Ключевым фактором в современной непростой экономической реальности, которая характеризуется высокой степенью неопределенности и высокой скоростью изменений, на первый план выходят способность развивать в себе гибкое мышление, умение использовать все имеющиеся инструменты.

─ В кризис многие компании начинают с сокращения затрат на продвижение и на обучение персонала. Насколько это эффективно?

─ Это большая ошибка, поскольку научно было доказано на материале серьезных международных исследований, что компании, которые сегодня крепко стоят на ногах, в кризисный период вкладывали именно в развитие и обучение персонала, а также в технологические инновации и интернационализацию бизнеса.

─ На какие ценности стоит опираться в непростые времена?

─ Социальная ответственность, долгосрочное видение и инновации.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ