Героем десятого, финального выпуска рубрики «Люди и вещи», в рамках которой сибирские бизнесмены и политики рассказывают о том, какими гаджетами пользуются в повседневной жизни и чем обусловлен их выбор, стал генеральный директор ООО «Байт-Транзит-Континент» АЛЕКСЕЙ ШПИКЕЛЬМАН, «яблочник» с четырехлетним стажем. За это время многое поменялось, «разделение труда» сменилось эрой «гаджетов-универсалов», и только любимая марка бизнесмена осталась прежней.
— Алексей, расскажите, пожалуйста, как и почему вы стали «яблочником»?
— Началось все с того, что в 2010 году мне на день рождения подарили iPhone. И я, впервые взяв в руки этот аппарат, не понимал, как им пользоваться, он казался мне слишком сложным. В то время моим телефоном была Nokia 8600 Luna, она мне очень нравилась и отказываться от такой привычной и проверенной модели, даже получив в пользование iPhone, я не стал. Вместо этого начал пользовался сразу двумя: Luna для звонков, iPhone — для интернета и всего, что с этим связано. Так длилось года два, все отлично, никаких неудобств, пока однажды я не потерял свою «Нокию» во время поездки в Иркутск. Просто так взял — и потерял. Ничего не оставалось, как полностью переключиться на «яблочный» гаджет — просто потому, что выбора не было. И вот тогда я ощутил в полной мере, насколько это устройство удобно и комфортно, хотя поначалу казалось очень сложным. Сенсорный экран, который раньше выглядел сплошным уязвимым местом, оказался прекрасным инструментом, где все, что угодно, можно выполнить минимальным количеством операций. Вот так я и стал «яблочником» — следующим моим гаджетом стал iPad, который прекрасно синхронизировал работу с телефоном. Почти одновременно с ним, в 2012 году, появился iMac, а чуть позже к ним добавились Apple TV и Macbook Air. Не последнюю роль в этом сыграла синхронизация работы между устройствами. И конечно, удобство и комфорт.
— А что, в вашем понимании, есть удобство и комфорт?
— В первую очередь то, что «железо» и софт в «яблочных» устройствах подогнаны друг к другу так, что работают, как часы, и не зависают практически никогда. Я никогда не наблюдал на них синих и черных «экранов смерти» и всегда могу быть уверен, что можнов любой момент взять телефон и начать работать с ним. То же самое можно сказать и о «макбуке». Хотя, если честно, в последнее время они время от времени начинают подтормаживать при работе с «тяжелым» контентом, памяти уже не хватает — но это мелкое неудобство. Вторая составляющая комфорта и удобства — это когда не надо задумываться о том, куда надо нажать, чтобы выполнить нужное действие, все просто, все на виду. Особенно это заметно в работе с Apple TV.
— Планируете ли вы в ближайшее время обновить устройства, если они, как вы говорите, начинают «тормозить»?
— Сейчас я пользуюсь iPhone 5, у моей супруги — iPhone 6. В ближайшее время менять свой телефон я не собираюсь. Если только не выйдет что-то по-настоящему новое, вроде iPhone 7, 8 или 9 — тогда можно попробовать. Или если очередное обновление iOS или сопутствующих программ вдруг перестанет устраивать имеющееся у меня «железо» — тут уж без вариантов.
— Какие вы используете программы и сервисы в своих гаджетах, в частности, в телефоне?
— Их достаточно много. Например, мне очень важны программы по поиску и заказу авиабилетов и маршрутов — AviaSales и Skyscanner. Есть клиент Booking.com, есть, конечно, 2GIS — очень удобная программа. Ну и, разумеется, Whatsapp, Viber, Facebook. Часто пользуюсь мобильными клиентами Сбербанка и Альфа-Банка. Просматриваю новостные ленты, их у меня несколько. Пользуюсь Evernote для заметок. Когда приезжаю в Москву, там пользуюсь GetTaxi, в Новосибирске — Taxisto. В общем, достаточно стандартный набор.
Недавно я еще установил приложение MyHeritage — наглядная и удобная программа, хотя и не специализированная под «яблоко». Здесь можно составить собственное генеалогическое древо, все постоянно перед глазами, всегда видишь, когда у кого значимое событие… Для каждого участника выстраивается его собственное древо. Программа нетребовательная к гаджету, основной массив данных находится в «облаке». В бесплатном режиме можно записывать до 250 человек, потом надо докупать новые места, но пока я этого предела не достиг, у меня записано лишь 163 человека всего до пятого колена.
— Как бы вы оценили роль гаджетов в своей жизни и работе, насколько она значительна?
— Сегодня без телефона уже никуда, как и без мобильного Интернета. Есть информация, которая не требует отлагательств, на некоторые сообщения нужно отвечать сразу, в течение ближайших минут. Или отвечать не сразу, но хотя бы читать, чтобы быть в курсе. В том числе находясь в командировке или просто вне офиса. Если честно, я не могу себе представить, как в наше время можно обойтись без мобильной связи и мобильного Интернета. И без понимания того, что ты всегда на связи, в любой момент, в любом месте и в любых обстоятельствах можешь связаться с кем нужно и получить нужные данные. Долгосрочной информацией можно общаться через почту или Whatsapp, более срочной — посредством телефонной связи.
Я уже говорил о своем предыдущем телефоне, о том, каким удобным он мне тогда казался — сейчас я тоже иногда вижу людей, в том числе молодых, с такими устройствами. И знаете, мне кажется, что они многое теряют в современной мобильной жизни. Себя я не могу представить без этих устройств.
— То есть с появлением iPhoneтелефон для вас превратился из «трубки с дополнительными функциями» в мобильный компьютер, по которому можно еще и разговаривать?
— Вы говорите, что два года носили в кармане два телефона для разных задач, а сейчас у ваших гаджетов есть «разделение труда»?
— Нет, сейчас каждое устройство у меня умеет все и сразу: и рабочие дела, и личные, и связь.
— Насколько интенсивно вы используете свои гаджеты? Как часто вы обращаетесь к ним, не считая входящих звонков, сообщений и так далее?
— Если в среднем, то не реже, чем раз в полчаса. В будние дни — каждые 7–10 минут.
— Дома да, а на работе специальный компьютер, на котором стоит программа управления предприятием. Он не на «яблочной» платформе.
— Если все же решите обновить устройство, может ли чисто теоретически ваш выбор пасть не на продукцию Apple, а на что-то другое?
— Сам я не пользовался устройствами на Android и Windows Phone, но то, что я видел у других, мне не понравилось. Чисто внешне. Возможно, я излишне консервативен, но Android мне не кажется таким же удобным, как iOS. Вроде сходства достаточно много, но если приглядеться, замечаешь, что многие операции там выполняются сложнее, чем здесь. В первую очередь это касается установки и настройки новых приложений — там, где на iPhone достаточно скачать и нажать «да» один-два раза, и дальше он сделает все сам, в Android-устройствах приходится ползать по настройкам, что-то вводить… И все это до начала работы самого приложения — в «Яблоке» даже если и нужно в программу вводить какие-то данные, она скорее всего будет работать и без них, заполнить все можно и потом, когда будет удобно. Но вообще мне сравнивать достаточно трудно, т. к. я не пользовался продукцией Samsung, HTC и так далее, так что делать такие глубокие сравнения не могу.
Правда, в последнее время меня радуют гаджеты от Samsung — у них очень обширная мобильная линейка, в которой есть и достойные конкуренты iPhone последних моделей, в плане как дизайна, так и функциональности. На мой взгляд, если кто и сможет обойти «Яблоко», то это будет Samsung. И если вдруг мне доведется сменить марку телефона на что-то новое, скорее всего, это будет Samsung.
— Что может повлиять на ваше отношение к продукции Apple — политико-экономические «встряски», скачки курсов валют, ценовая политика самих «яблочников»?
— Мое отношение к ним в любом случае не поменяется. А вот намерение приобрести гаджет следующего поколения зависит от многих факторов, среди которых есть и цена вопроса, в зависимости от того насколько, она изменится. Не окажется ли переход на другую платформу менее затратным, чем замена и обновление существующего гаджета. В частности, в случае форс-мажорных обстоятельств — например, если мой телефон сломается.
— Кстати о поломках — насколько значимую роль для вас играет гарантийная и сервисная служба?
— Приоритетную, наряду со стабильной работой. Если устройство работает нестабильно — этой причины мне уже достаточно для отказа от него. А сервис и гарантия — мне хотелось бы, чтобы я мог с любым вопросом обратиться к ним, и мне бы помогли — а у Apple эти службы работают прекрасно. И у Samsung, кстати, тоже.