Кофе с собой: процесс не остановить

Одна из важных отличительных черт кофейного рынка Новосибирска — активное развитие сегмента «кофе с собой». Помимо специализированных игроков в этой нише, кофе на вынос предлагает практически каждая классическая кофейня, кондитерская, пиццерия и т. д. Неудивительно, что еще полтора года назад участники рынка «на кофейной гуще» прогнозировали активное насыщение этого сегмента и последующее закономерное замедление роста. Но при всем этом данная ниша пока все еще остается «лакомым куском» для новых игроков. Чем это обусловлено, до каких масштабов развился данный сегмент в Новосибирске и появились ли какие-то новые форматы этого бизнеса в текущих непростых экономических условиях, вместе с участниками рынка выяснял «КС».

В 2013 году «КС» писал о том, как развивается кофейный рынок Новосибирска в новом зародившимся сегменте «кофе с собой» — тогда игроки прогнозировали активное развитие ниши. С того времени на рынке перестали присутствовать некоторые компании (к примеру, «Мишка Coffee Shop», основанная Кириллом Василюком и Игорем Франком), закрылась часть кофеен молодой сети «Точка кофе» в центральном округе, но при этом появилось три площадки Coffee Space, по франшизе запустились точки ижевской сети Like Coffee, а новосибирская сеть «Бодрый день» в рамках своей экспансии вышла в Крым и Казахстан. Не дремлют и классические кофейни: в Новосибирске открылась «Академия кофе», готовится к запуску первое заведение крупной европейской сети CoffeeShop Company , расширяет число своих точек Traveler’s Coffee.

Еще кофе?

По мнению представителей как крупных сетей сегмента «кофе с собой», так и сравнительно молодых компаний, на рынке, несмотря на близость к насыщению, все еще есть «место под солнцем». По мнению соучредителя сети мобильных кофеен «Перекати кофе» Кирилла Колодезного, на сегодняшний день рынок Новосибирска насыщен на 80–85%. Собеседник «КС» считает, что рынок за прошедший год стабилизировался — произошел «естественный» процесс исчезновения и «захода» новых участников: «В прошлом году можно было наблюдать появление новых и развитие уже существующих игроков этого рынка как в Новосибирске, так и в целом в России. К концу 2014 года рынок Новосибирска «устаканился», многие точки были закрыты (по моим данным, не менее десяти кофеен) по разным причинам: от экономических до административных».

По наблюдениям основателя сети кофеен «Бодрый день» Алексея Балкина, сегмент «кофе с собой» в Новосибирске за прошлый год значительно расширился: «Кофейни есть почти во всех бизнес-центрах и торговых центрах города. В настоящий момент происходит процесс распределения рынка между теми, кто уже в нем, — кто-то закрывается, кто-то «продается» конкурентам».

Основатель сети Coffee Space Алексей Корнелюк, которая с начала 2014 года открыла три точки в Новосибирске и одну в Томске, считает, что у сегмента «кофе на вынос» еще есть возможности для развития, если говорить о каких-то новых форматах: «Однозначный ответ на вопрос о переполненности рынка дать сложно. Год назад наши коллеги говорили о том, что ниша занята, но появилась «Точка кофе», которая заняла выгодные позиции. На мой взгляд, ниша в привычном виде переполнена, но надо смотреть чуть шире».

Классические кофейни также активно развивают кофе на вынос, а их представители подчеркивают, что отдельно стоящие игроки сегмента ними не конкурируют.

«Наших гостей, как правило, привыкших пить качественный кофе, сваренный профессиональным бариста, вряд ли удастся удивить кофе, сваренном автоматической машиной», — отмечает директор по развитию сети «Чашка Кофе» Андрей Гробовой. По его мнению, говорить о том, что сегмент переполнен, рано: «В большинстве западных стран кофейни или так называемые кофе-корнеры находятся буквально везде. По дороге на работу, возле ключевых торговых улиц и так далее. У нас же требуется изменить маршрут, чтобы взять кофе с собой».

Некоторые аналитики склоняются к тому, что вопрос переполненности сегмента слишком глобален — пройдет еще несколько лет, прежде чем зерновой кофе вытеснит с рынка низкокачественные растворимые напитки, причем в целом, даже не в нише «кофе с собой».

«Рынок кофеен по прежнему остается в категории «перспективных», культура кофе набирает обороты и до пика ей еще далеко. Уверен, что и через пять, и через десять лет можно будет говорить о росте и развитии кофейной культуры. В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция развития доступности кофе: эспрессо-бары успешно открываются и работают в бизнес центрах, в форм-факторе киосков на улице. Пока еще даже рано говорить о массовом переходе с низкокачественного растворимого кофе на зерновой продукт, эта волна только наступает. Следующим этапом будет переход на высококачественный зерновой кофе, при благоприятном стечении обстоятельств, в том числе и экономических, говорить о нем, считаю, можно будет через 5–7 лет. А вместе с развитием кофейной культуры растет и потребление кофе с собой», — делится прогнозами партнер 4AdvanceCreativeManagement Андрей Ушаков.

Перспективы развития

О том, что рынок развивается динамично, говорит тот факт, что некоторые сети приступили к продаже франшиз. Например, в конце 2014 года на этот путь встала «Перекати кофе». По словам Кирилла Колодезного, в любом городе России с населением от 100 тыс. человек можно открыть кофейню: мобильную, уличную, мини- или эспрессо-бар. Однако поскольку для компании направление франшизы новое, он пока не берется комментировать планы по количеству новых кофеен.

За последние полтора года сеть «Бодрый день» открыла новые точки в Екатеринбурге, Алма-Аты и Симферополе). Алексей Балкин, не конкретизируя географию, отмечает, что в ближайшее время кофейни сети будут открываться в действующих городах присутствия. На сегодня «Бодрый день» работает в 40 с лишним городах от Симферополя до Читы, включая Екатеринбург, Оренбург, Улан-Удэ, Надым, Ханты-Мансийск, Липецк, Кемерово, Ижевск, Нижний Новгород, Красноярск, Рязань, Челябинск, Сочи, Новокузнецк, Архангельск и Иркутск.

В этом году появилась информация о том, что в Новосибирск собирается зайти барнаульская сеть Kennedy’s Coffee. В компании эту информацию подтверждают, однако точных сроков не называют. «В конце прошлого года по франчайзинговой программе открылась первая мини-кофейня Kennedy’s Coffee на высокогорном катке «Медео» в Алма-Аты. 3 января мы открылись в Ростове-на-Дону. В самое ближайшее время запускаются точки в Новосибирске, Бийске, Москве и Кемерове. Ведутся переговоры с рядом партнеров из регионов европейской части России», — рассказывает специалист по связям с общественностью Kennedy’s Coffee Антон Тимченко.

Алексей Корнелюк не озвучивает планов по открытию новых точек в других городах по франшизе, однако говорит о том, что сеть собирается развиваться как в России, так и в странах СНГ.

Кофе против кризиса

По мнению игроков рынка, кризис, несомненно, повлияет на сегмент, однако в 2014 году сильного негативного влияния не отмечалось.

По словам Кирилла Колодезного, в 2014 году спада продаж в денежном эквиваленте в сети не наблюдалось, но кризис будет «делать свое дело»: «Нестабильность курса валют сегодня мало на кого не влияет, рынок кофе тоже не исключение. Стоимость расходных материалов, как и оборудования, выросла на 20–35%. На данный момент рано судить о снижении продаж, но тенденция есть. Число потребителей не изменится в сторону уменьшения, но, возможно, снизится интенсивность потребления».

В свою очередь Алексей Балкин замечает, что кофейни в связи с ростом цен на сырье вынуждены поднимать цены на кофе, чтобы сохранить маржу.

«Кризис, безусловно, влияет на бизнес, хотя и в гораздо меньшей степени, чем на большую часть многих других сфер рынка. Сам формат сегмента «кофе с собой» предполагает большую эффективность и финансовую отдачу, поэтому даже несмотря на изменение стоимости на сырье и оборудование, связанное с валютными скачками, мы не чувствуем особого дискомфорта», — говорит Антон Тимченко. По его словам, если в некоторые периоды и наблюдается спад, то системности в этом нет.

В «Чашке Кофе» фиксируется незначительный рост продаж. Андрей Гробовой говорит о том, что пить кофе стало для многих людей привычным делом: «Кофе давно перестал быть продуктом недоступным, он стал повседневным. Гости вряд ли быстро сменят свои потребительские привычки даже в условиях кризиса, поэтому мы не зафиксировали снижения продаж «кофе с собой», как и в принципе кофе. Этот продукт всегда занимал лидирующие позиции в продажах нашей сети».

Сеть Traveler’sCoffee завершила 2014 год весьма успешно. Как отмечает директор по маркетингу Traveler’sCoffee Александр Гараньков, относительно 2013 года продажи «кофе с собой» в 2014 году выросли на 10% и составили порядка 5% от объема продаж в среднем по сети, при этом в кофейнях, рассчитанных на высокий трафик, показатель приближается к 20%. По сравнению с первым полугодием прошлого года динамика продаж «кофе на вынос» составила 30%. «Скорее всего, кризис «зачистит» рынок Сибири. Те, кто у кого поток гостей состоит из «случайных» людей, переживет непростые времена. Кофейни с большой долей постоянных гостей будут чувствовать себя нормально», — прогнозирует Гараньков.

По мнению Андрея Ушакова, кризис несильно повлияет на сегмент: «Считаю, что 2015 год также покажет прирост в данном направлении, другое дело, что кризис притормозит развитие кофейной культуры в более качественном направлении, так как хороший кофе — это, конечно, не дешево. Но сам факт потребления кофе с собой как процесс уже не остановить».

Новые форматы

В текущей ситуации развития сегмента «кофе с собой» игрокам рынка приходится придумывать, как привлечь аудиторию. Однако, по мнению опрощенных «КС» игроков, говорить о возникновении действительно новых форматов пока не приходится.

«О новых форматах пока рано говорить, сегодня кофейные трендсеттеры — это не правило, это исключение. За последние годы можно отметить только один проект, по-настоящему инновационный для города, — «Академия кофе». Это действительно люди, которые самым что ни на есть успешным образом пропагандируют культуру качественного кофе с альтернативными способами заваривания и специалистами высокого уровня. Для Новосибирска, пожалуй, это форм-фактор будущего. Пока подобными проектами могут похвастаться только столицы», — считает Андрей Ушаков.

С таким мнением согласен и Кирилл Колодезный. Новый формат кофеен за последний год в России им замечен не был, но есть компании, к которым можно применить такое определение: «К этой категории я бы, наверное, мог отнести проект «Точка кофе», также порадовала команда «Академии кофе». А в остальном принципиально новых форматов как в России, так и в Новосибирске я не увидел». К слову, сама «Перекати кофе» не так давно начала продавать кофе из специальных брендированных павильонов — так называемых уличных кофеен. Однако пока у компании лишь один такой объект, который в силу разных причин успел уже не раз поменять местоположение в городе. По словам основателей кофейни, на текущем этапе тиражировать этот проект не планируется.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ