Премиум-сервис: второе дыхание

Развлекательно-досуговая, а также fashion- и ресторанная сферы Новосибирска в уходящем году развивались достаточно интенсивно. Вопреки прогнозам рынка и экономической обстановке, в город зашло много новых игроков, а уже присутствующие на нем компании обзавелись новыми проектами. С другой стороны, также прекратили свою работу «столпы» рынка Hugo Boss, Kenzo, Ermanno Scervino, рестораны «Шелковый путь» и «Карт Бланш». Чего стоит ожидать в 2015 году, и какие форматы выживут несмотря ни на что, разбирался корреспондент «КС».

Рестораны, кафе

В этом году Новосибирск продолжил прошлогоднюю тенденцию — в городе появилось достаточно много новых заведений в сфере общественного питания. Однако отличительная особенность 2014-го года в том, что большинство из них — не однотипные, а индивидуальные, которые заметно освежили ресторанную сферу Новосибирска своими необычными форматами и атмосферой.

Отчетливо прослеживается линия открытия новых баров: их пул пополнился винными барами «Хороший год» авторства Яна Скопина и Ruby Bar Владислава Мусиенко, а также коктейль-баром Twiggy Вячеслава Яковлева.

Последний занял целый двухэтажный особняк на улице Потанинской. «Заведение неслучайно носит имя Twiggy, — рассказывал на открытии совладелец бара Вячеслав Яковлев. — С одной стороны, это псевдоним лондонской иконы моды 60-х Твигги, ее имя наполнено элегантностью, красотой, чувством стиля и признанием. С другой — мы призываем Новосибирск свинговать, то есть модничать и наслаждаться жизнью в стиле «скромного обаяния буржуазии». Интересная особенность Twiggy — все цены в меню, а также в карте вин указаны в фунтах.

Еще одна тенденция — заведения восточной кухни. Наиболее заметными среди них в 2014 году стали «Аджикинежаль», «Чучвара», «Тандыр» и «Тимьян». Их отличает яркая, колоритная атмосфера и, безусловно, специализация на восточной кухне.

Порадовал нынешний год и появлением качественного пивного ресторана от Дениса Иванова «Пивоfactory» на Красном проспекте. Его площадь составляет порядка 600 кв. метров, большую часть из которой занимает производство и пивоварня — варочные, бродильные и лагерные танки. «Расчетный объем производства — 6000 литров в месяц, с возможностью удвоения мощностей. В ресторане используется натуральное импортное сырье: солод — австрийский, хмель и дрожжи — чешские. Водоподготовка ведется на месте, на немецком оборудовании, доводящем воду до состояния родниковой», — рассказал руководитель проекта Андрей Гробовой.
Сейчас в стенах ресторана варится два сорта напитка. Не исключено, что впоследствии производство может быть расширено до четырех сортов.

Зашла в Новосибирск в апреле 2014 года также крупная федеральная сеть из Татарстана — «Максимилианс». Жанр схожий, это ресторан-пивоварня. Заведение площадью 2 тыс. кв. метров рассчитано более чем на 800 посадочных мест. По словам арт-директора «Максимилианс» в Новосибирске Никиты Клевцова, инвестиции в проект составили $5 млн. Интересна концепция заведения — это и пивная, и клуб, и концертный зал.

Продолжил заполняться в 2014 году ТРЦ «Бутон» на Красном проспекте. Напомним, что в прошлом году там открылось кафе R.A.G.U., в этом — американский ресторан и бар Franklin&Finch. Осенью «КС» протестировал это заведение вместе с директором агентства коммерческой недвижимости MDBroker Даниилом Прудниковым. Он нашел его концептуальным и вкусным, а также заметил, что торговый центр понемногу становится «гастрономическим» бутоном.

Не обошлось в этом году и без закрытий заведений. Причем, довольно известных на новосибирском рынке. Прекратили свою работу рестораны «Шелковый путь», «Карт Бланш», а «Фуд-мастер» продал свои проекты «Макарони» и «Мураками». «Самое печальное закрытие этого года для меня — ресторан «Карт Бланш», в него было лично вложено очень много сил и энергии. В 2011 году это был самый первый и модный ресторан нового формата, с красивым интерьером, открытой кухней, французским поваром и качественными программами московских и зарубежных исполнителей. Жаль, что он не смог удержать этих позиций», отмечает директор компании Daily Catering Анна Сидевич.

По мнению руководителя проекта FoodAuditStart Людмилы Модягиной, в 2014 году сфера общественного питания претерпела несколько потрясений — это запрет курения, потеря рынка заграничных импортных товаров, как следствие — общий гостевой спад. «С сентября многие владельцы ресторанов делятся нерадужными результатами деятельности предприятий. Повышение цен на сырье идет полным ходом, а в меню ценники повышать никто не решается в связи с сокращением посещаемости, — рассуждает Людмила Модягина. — Уверена, что 2015 год будет за сильными и гибкими управленцами. При этом дальнейшие закрытия неизбежны. Направление, которое будет по-прежнему процветать, — это фаст-фуд, именно туда переходят гости среднего сегмента».

Продовольственные супермаркеты, магазины

В течение 2014 года в Новосибирске преимущественно развивались сетевые проекты формата «эконом», нарастили свое присутствие в городе «Магнит», «Лента», «Мария-Ра», «Холидей», «Горожанка».

Казалось бы, новых премиальных супермаркетов категории «средний плюс» можно было и не ждать, однако вместе с торгово-развлекательным центром «Галерея Новосибирск» ожидается, что начнет свою работу второй супермаркет новокузнецкой сети «Континент вкуса».

Напомним, что первый магазин под брендом «Континент вкуса» появился в Новосибирске на улице Нарымской летом 2012 года. Его общая площадь составила 3,5 тыс. кв. метров, из них торговая — 1,5 тыс. кв. метров. «Континент вкуса» позиционирует себя как супермаркет свежих продуктов, в магазинах представлено порядка 30 тыс. наименований. Потенциальными конкурентами «Континента вкуса» в Новосибирске, по словам генерального директора сети Владимира Шмидта, являются супермаркеты «Бахетле» и сеть «Мегас».

В свою очередь сеть НТС, которая развивает в Новосибирске бренд «Бахетле», также намерена до конца года открыть второй супермаркет на улице Нарымской. Площадь магазина составит 3000 кв. метров, из них торговая — 1800 кв. метров. Инвестиции в новый проект в НТС оценивают в 150 млн рублей.

Мода

Ниша fashion-ритейла, несмотря на нестабильную экономическую обстановку, обрела сразу несколько весомых игроков в 2014 году.

«Самым ярким событием, конечно, стало открытие монобрендового бутика Dirk Bikkembergs. Со времен появления монобренда Escada это первое достойное открытие настоящего монобренда. Скоро также начнет работу достойный монобренд Canali. Нас это радует — значит, есть спрос на luxury-сегмент и именно на монобренды. Не секрет, что именно в Новосибирске с монобрендами очень проблематично, особенно по сравнению с тем же Екатеринбургом», — делится мнением совладелица галереи Perfect Style Светлана Манина.

Бутик Dirk Bikkembergs открылся на улице Советской в сентябре. Учредители — бизнесмены Арарат и Артур Арутюнян.

Canali появится в городе в конце декабря. Открывает бутик Николай Манцуров. Как ранее он пояснял «КС», магазин будет расположен на Красном проспекте, в здании магазина «Под часами» и займет в нем площадь 275 кв. метров. Своими прямыми конкурентами в Новосибирске господин Манцуров называет бутики мужской одежды «Аристократ» и Billionare: «Наше основное преимущество заключается в том, что магазин открывается по франшизе, что само по себе является гарантией качества, полного ассортимента коллекций и прямых поставок с фабрики».

На момент открытия в Canali будет представлена как осенняя, так и зимняя коллекция мужских костюмов.

В противовес монобрендам появился в городе и интересный мультибрендовый игрок — Settemari. Он открылся в здании бизнеc-центра Doubletree by Hilton. В нем представлены такие бренды, как Pinko, Furla, Coccinelle, Gaudi, Cristinaeffe, (nude) и Joseph. На сегодняшний день в его стенах регулярно проходят различные fashion-дефиле и мастер-классы стилистов.

«Печальным закрытием стало сворачивание Hugo Boss», — говорит Светлана Манина. Напомним, что помимо Hugo Boss в этом году закрылись Kenzo, Ermanno Scervino. По мнению генерального директора меховых салонов Nadine и Flamingo Надежды Филипповой, коллекция Ermanno Scervino была закуплена в Новосибирске всего на 10%. «К тому же чек был действительно высоким. Для коллекций Kenzo в Новосибирске короткое лето, поэтому здесь выигрывает Max Mara с классическими коллекциями, которые можно носить круглый год», — отмечает Надежда Филиппова.

Однако наиболее ярким событием последних дней 2014 года, по мнению директора сети мультибрендовых бутиков Billionare Ирины Бойковой, сталдекабрьский скачок курса евро. «До этого мы уже наблюдали снижение покупательского спроса, но небольшое в силу сформированного пула лояльных клиентов. Что будет дальше, предположить крайне сложно — если не упадет евро, то закупать товар по таким ценам — безумие. Сейчас, даже если он снизится до 80 рублей, уже все обрадуются. Но снизится ли? Да и покупатель предпочтет переждать сезон-другой, нежели приобретать вещь по столь высокой цене, мы же не сможем торговать по старой стоимости. Поэтому, в 2015 году все будет зависеть от валютных курсов», — сетует госпожа Бойкова.

Другие участники fashion-рынкаотносительно прогноза на 2015 год придерживаются аналогичной позиции, не отрицая, что он будет непростым. «Вероятно, продолжится снижение покупательской способности, как следствие — усиление конкуренции», — рассуждает госпожа Манина.

Спорт, здоровье

Немаловажные изменения произошли и в сегменте медицинских центров. Так, компания «Авиценна» перешла в 2014 году в собственность федеральной сети частных клиник «Мать и дитя». Сумма сделки составила $45,5 млн. Интерес к новосибирскому активу в ГК «Мать и дитя» объяснили тем, что Новосибирская область — один из самых благополучных регионов России с точки зрения рождаемости. Ежегодно в регионе появляется на свет около 38 000 детей, коэффициент рождаемости — 14,2 на 1000 человек населения.

Зашла в Новосибирск также новая сеть клиник United MedicalGroup (UMG). Клиника расположена в отдельно стоящем пятиэтажном здании с собственной парковкой на пересечении улиц Крылова и Ольги Жилиной, специализируется на стоматологии, отоларингологии и пластической хирургии.

Расширила свое присутствие в городе сеть «Здравица», открыв четвертую клинику на улице Дуси Ковальчук в сентябре текущего года. Медицинские услуги в новом центре представлены те же, что и в других клиниках «Здравица»: консультации специалистов для взрослых и детей, функциональная и лабораторная диагностика, вакцинация, вызовы специалистов на дом. Центр разделен на два крыла: для взрослых и для детей с игровой зоной. Объем инвестиций в новую клинику, по оценкам генерального директора группы компаний «Медицинский центр «Здравица» Натальи Сухаревой, составил порядка 35 млн рублей.

Состав фитнес-клубов пополнился двумя игроками — клубами Extreme Fitness Premium и Berry by Grand Arena. Открывая ранее клубы исключительно в массовом сегменте, сеть Extreme Fitness решила пойти по новому пути: новый клуб включает три корта для большого тенниса, пять сквош-кортов, трек для бега с переменной высотой, скалодром, площадку для футбола, волейбола, баскетбола и зал Кроссфит. На текущий момент мнения клиентов о нем неоднозначные.

GrandArena пошла по проторенной дорожке, создав клуб премиального сегмента, ориентированный исключительно на женскую аудиторию. Клуб открылся в бизнес-центре Most на улице Коммунистической. Площадь Berry by Grand Arena — 720 кв. метров, он занимает весь второй этаж бизнес-центра.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Ушаков, партнер агентства 4AdvanceCreative Management:

— С одной стороны, на протяжении большей части года динамика развития ресторанного рынка была вполне положительной. Город получил несколько десятков новых проектов, правда, с разной степенью интереса публики, но это более чем нормальная ситуация. Из открытий выделю Franklin&Finch, Ruby, Twiggy и Пивоfactory. Эти заведения, кстати, и собрали львиную долю всевозможных наград на местных премиях. Также стоит отметить и «Увертюру» в Marriott, первом пятизвездочном отеле в городе. Большой коммерческий потенциал, на мой взгляд, имеет проект «Чучвара», и, конечно же, выход, после нескольких лет ожиданий, «Макдональдса» в наш город, очереди в первые дни работы которого еще долго обсуждали игроки рынка. Новинка последнего месяца — кафе «Академия кофе», пожалуй, в самом конкурентном сегменте новосибирского рынка общественного питания, сегменте кофеен. Она смогла буквально за пару недель завоевать место и найти свою публику.

С другой стороны, первые признаки возможных проблем промелькнули еще летом, когда ряд заведений с именем, включая непоколебимый, казалось бы, La Maison, ушли на летние каникулы. Далее, наверное, с начала осени многие заведения стали ощущать отток гостей, и лишь немногим удавалось сохранять прежние показатели, и уж совсем единицы продолжали расти. Пока что квинтэссенцией ситуации стала продажа «Фуд-мастером» далеко не самых своих прибыльных предприятий «Макарони» и «Мураками» бизнесменам из Новокузнецка. Упорно ходят слухи о том, что несколько сетевых проектов планируют сократить количество заведений в городе.

Говоря о тенденциях, на мой взгляд, самые яркие — отказ от монокухни (теперь даже в «японских» заведениях можно встретить пасту или бургер), развитие барной культуры и, пожалуй, отказ от игр в премиум. По-прежнему ресторанный рынок привлекателен для бизнесменов за счет достаточно низкого порога на вход. Это приводит к тому, что в данную сферу приходят непрофессионалы, но они, как правило, надолго и не задерживаются.

Думаю, что в 2015 году заведения продолжат открываться, хотя бы потому, что часть проектов уже в активной стадии, и вряд ли бизнесмены будут останавливать работу, профинансировав большую часть проекта. Плюс открытию новых заведений будут способствовать неизбежно идущие вниз арендные ставки, возможно, уже в ближайшее время можно будет найти прекрасные места по крайне интересным ценам за метр площади. Однако, с другой стороны, нас ждут череда закрытий и падение потребительского спроса, что точно не способствует развитию бизнеса. Чуть меньше проблем будет у заведений, расположенных в ТРЦ: они будут поддерживать гостевой трафик. В целом заведения, которые будут открываться в новом году, уже должны быть подготовлены к текущей экономической ситуации. Концепция, стратегия выхода, цены и ассортимент меню, зарплаты персоналу, та же доля аренды в их бизнес-моделях уже должны быть заложены другие. В этом будут преимущества новых заведений перед теми, кто открывался, как мы считали, во время роста рынка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ