«Компания года»/«Персона года». Транспорт: километры и миллиарды

«КС» продолжает публиковать материалы, посвященные наиболее значимым и заметным проектам, персонам и компаниям 2014 года. Выбор компании года в сфере транспорта для «КС» не был затруднительным — наверное, самым значимым и масштабным проектом этого года как для области, так и в целом для Федерального округа стал Бугринский мост в Новосибирске. Впрочем, интерес представляют и события, которые развернулись вокруг этого проекта.

«Компания года»

Если рассматривать дорожный сектор экономики, то в целом 2014 год для дорожной отрасли Новосибирской области не был радужным. Из-за недополучения сборов по акцизам на нефтепродукты и транспортному налогу дорожный фонд региона на этот год был сокращен на 1,2 млрд рублей — до 7,6 млрд рублей. Из-за секвестирования перед подрядчиками, которые уже сдали объекты, образовалась задолженность в размере 400 млн рублей. Объем дорожного фонда в 2015 году составит 9,27 млрд рублей.

В дорожной отрасли Сибири не так много действительно крупных игроков. В частности, в 2014 году, по мнению «КС», заметнее всего были ОАО «Сибмост», ООО «НПО «Мостовик», ОАО «Новосибирскавтодор». При этом «Сибмост» и «Новосибирскавтодор» по традиции конкурировали в этом году за право заниматься объектами сибирской инфраструктуры. История с банкротством «Мостовика» продолжается: генеральный директор компании Олег Шишов оказался под арестом, а из 21 тысячи сотрудников в Омской области осталось 10 тысяч.

«Компанией года» в сфере транспорта по версии «КС» становится «Сибмост» — за завершение строительства долгожданного Бугринского моста, третьего по счету в Новосибирске. Примечательно, что «Сибмост» был «замечен» и в контексте банкротства «Мостовика» — губернатор Омской области Виктор Назаров обещал сотрудникам «Мостовика» устроить их в «Сибмост», но эксперты высказывают сомнения по поводу того, что «Сибмост» хочет сменить крупнейшего омского мостостроителя на его объектах. Руководитель пресс-службы ОАО «Сибмост» Ольга Кочетова говорит о том, что в Омске давно существовал филиал компании, Мостоотряд № 63. Когда «Мостовик» начал активно увеличивать объемы работы, то туда перешли сотрудники мостоотряда, а сейчас происходит обратный процесс, так как профессионалы дорожного строительства всегда будут востребованы.

Напомним, что ОАО «Сибмост» выиграло тендер на строительство третьего мостового перехода через Обь в Новосибирске в конце 2009 года. Компания снизила стоимость контракта с 18 млрд рублей до 14,8 млрд рублей и планировала завершить строительство в апреле 2012 года. Однако у новосибирских властей возникли проблемы с расселением людей для выделения земли под строительство, и срок сдачи моста в эксплуатацию был продлен. В июле этого года «Сибмост» подал иск о взыскании с МКУ Новосибирска «Управление дорожного строительства» и департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса неустойки в размере 2,0063 млрд рублей. Открытие моста состоялось в начале октября этого года, и к этому событию было приурочено заседание президиума Госсовета по развитию транспортной стратегии России. «Сибмосту» было отказано в иске в середине ноября. Сейчас компания взыскивает с тех же ответчиков 1,5 млн рублей убытков и обжалует отказ во взыскании 2,063 млрд рублей.

Один из последних сюжетов, в которых фигурировал «Сибмост» в этом году: ООО «Трансмост», субподрядчик «Сибмоста» на строительстве четвертого перехода через Енисей в Красноярске, в отношении которого введено наблюдение, в середине декабря подал иск о банкротстве «Сибмоста», задолженность которого составляет 90 млн рублей. В «Сибмосте» прокомментировали, что 90 млн рублей — это больше дневной выручки компании, поэтому по сумме иска не получится судить о финансовом положении. К слову, согласно информации «Интерфакс-Сибирь», «Сибмост» в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличил объем прибыли по РСБУ в 12,3 раза — до 62,955 млн рублей.

Согласно порталу госзакупок, «Сибмост» в 2014 году находился на первом месте топ-рейтинга поставщиков в Красноярском крае (7,1 млрд рублей) и Республике Алтай (859,9 млн рублей), на втором месте в Алтайском крае (4,1 млрд рублей), на третьем месте в Новосибирской области (3,1 млрд рублей). В этом году «Сибмост» выиграл несколько крупных тендеров в Сибири. В частности, на реконструкцию Чуйского тракта на 1 млрд рублей, конкурсы «Байкалуправдора» на строительство и реконструкцию трассы Р-257 «Енисей» в Красноярском крае и Хакасии (2,4 млрд рублей в целом), реконструкцию обхода Мариинска (3 млрд рублей). Среди крупных проектов компании, завершенных в этом году, помимо третьего моста в Новосибирске — завершение строительства дороги в Горном Алтае стоимостью 4 млрд рублей и ремонта Абаканского аэропорта (1,5 млрд рублей). Компания ведет строительство Восточного обхода Новосибирска — первый этап будет стоить 10,3 млрд рублей. Обход должен быть достроен к концу 2017 года.

«Персона года»

Как ни парадоксально, в качестве «Персоны года» в сфере транспорта напрашивается кандидатура генерального директора ООО «НПО «Мостовик» Олега Шишова. Несмотря на то, что Шишов сейчас находится под арестом (его обвиняют в невыплате заработной платы сотрудникам, присвоении бюджетных средств, уклонении от налогов, также он проходит подозреваемым по делу о хищении 2 млрд рублей при строительстве «Приморского океанариума»), он в течение многих лет возглавлял одну из самых крупных дорожных компаний России.

«Мостовик» появился в 1982 году как студенческое конструкторское бюро на кафедре «Мосты» Сибирского автомобильно-дорожного института. В 1983 году СКБ «Мостовик» возглавил кандидат технических наук Олег Шишов, которому на тот момент было 28 лет. В течение следующих шести лет сотрудники СКБ запроектировали более 30 мостов и своими силами построили 22 из них. Амбиции «Мостовика» простирались далеко за границы Омской области. Участники рынка отмечают, что не было почти ни одного крупного тендера, в котором ни заявлялся бы «Мостовик». Двигателем этого процесса был именно сам Олег Шишов.

Еще на начало 2014 года только в Омской области в «Мостовике» было трудоустроено более 21 тысячи человек. В последние годы компания пополняла бюджет области на 3 млрд рублей.

В апреле этого года «Мостовик» подал на банкротство в связи с долгом перед «Сбербанком» в размере 18,9 млрд рублей, который образовался при строительстве объектов к Олимпиаде-2014. В частности, как рассказали в компании, «Мостовик» построил к этому мероприятию пять вокзалов (в Адлере вокзал возводился без остановки железнодорожного сообщения), 47 мостов в Краснодарском крае, большую ледовую арену для хоккея с шайбой на 12 тысяч мест. По сути, в случае Сочи «Мостовик» замахнулся еще на самую высокую для себя планку, однако в этот раз такой риск оказался неоправданно высоким, и предприятие не смогло выйти из сложившейся ситуации.

Очередное собрание кредиторов «Мостовика» перенесено на три месяца. Компания находится под временным управлением, новым генеральным директором назначен Давид Кузнецов. Однако имя Олега Шишова по-прежнему неотделимо от всего, что происходит с «Мостовиком».

«Компания года» в сфере транспорта 2014 — «Сибмост»

«Персона года» в сфере транспорта 2014 — Олег Шишов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ