«Понимание того, что происходит на рынке, должно прийти к весне»

Сезонное оживление спроса на новые автомобили, наблюдаемое в конце года, не вводит в заблуждение участников рынка. Автодилеры прогнозируют негативный вектор развития на ближайшие годы. В подобной ситуации одни игроки сокращают свое присутствие, закрывают дилерские центры, оптимизируя бизнес и делая его более эффективным, другие, наоборот, расширяют позиции и пополняют линейку брендов.

О стратегическом пути, выбранном на ближайшую перспективу группой компаний «СЛК-Моторс», судьбе ранее анонсированных проектов дилера, а также ожиданиях от 2015 года в интервью «КС» рассказала генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» НАТАЛЬЯ ЖДАНОВА.

ГК «СЛК-Моторс» — официальный дилер Toyota и Lexus в Новосибирске и Барнауле, Hyundai и Porsche в Новосибирске.

— Наталья Валентиновна, давайте начнем наш разговор с итогов уходящего года. С какими результатами ГК «СЛК-Моторс» заканчивает 2014 год?

— Первое, что хотелось бы отметить — мы закончили оптимизацию линейки брендов, которую представляем здесь, в сибирском регионе. Это в текущей ситуации состояния рынка и экономики в целом самый важный стратегический шаг. Реализацию этой программы мы начали несколько раньше, но именно в 2014 году довели процесс до логического завершения. Динамика показателей такова, что мы уже сейчас можем наблюдать обоснованность своего решения на перспективу. Все это подтверждается цифрами на рынке.

— Если говорить более конкретно, какие произошли изменения в линейке брендов, представляемых ГК «СЛК-Моторс»?

— В 2013 году мы отказались от немаржинальных для нас марок Ford, Mitsubishi, Volvo и некоторых других. В этом году решался вопрос, с каким из двух брендов остаться: Porsche или Audi? Может быть, продолжать работать с обоими? В итоге решили увеличить долю продаж Porsche на 20%, а Audi убрать. Потому что маржинальной прибыльности в этом бренде нет. «СЛК-Моторс» все-таки работает по системе полнофункциональных дилерских центров, не размениваясь на половинчатые решения. В наших планах было строительство такого дилерского центра для Audi. Но после расчетов и анализа цифры себя не оправдали.

— Расскажите о показателях продаж компании в 2014 году.

— По поводу объемов продаж в этом году окончательный итог подводить еще рано. По одной простой причине: ноябрь и декабрь для нас были очень активными месяцами. Сейчас выгребается и продается все, что только можно продать. Сегодня мы наблюдаем определенный ажиотаж на рынке. Видим, какую активность проявляют покупатели из соседнего Казахстана.

Мы повторяем общероссийскую тенденцию, когда после заметного спада в августе-октябре, произошел откат показателей продаж. Важный момент — товара сейчас нет ни у кого в России. И, судя по тому, что мы недавно обсуждали со своими коллегами-дилерами здесь, в Новосибирске, продавать уже физически нечего. Поэтому посмотрим, как будет складываться ситуация. Мы можем говорить пока только о результатах одиннадцати месяцев, или, скорее, даже десяти, уже точно сведенных по отчетам.

— Как бы вы оценили ситуацию в целом по сравнению с 2013 годом?

— Однозначно произошло падение. По разным брендам показатели разнятся. Но в целом по России мы видим, что за 11 месяцев рынок новых автомобилей упал на 8%. И здесь Сибирь, опять же, показала самую негативную динамику. Почему опять? Потому что наш регион всегда падает очень сильно. В данном случае снижение произошло на 20,6%.

— С чем это, по вашему мнению, связано?

— Я бы назвала это «региональностью», удаленностью от федерального центра. Так или иначе, основные продажи формируются в Москве и в ближайших к ней регионах. Поэтому и в прошлые кризисы — в 2008-м и в 1998-м — Сибирь очень сильно «сжималась». В прошлый раз тренд падения в два раза превышал общероссийский. Мы и в этот раз ожидали большего падения и были к нему готовы, именно поэтому мы сделали нашу линейку брендов сбалансированной. Для сравнения: АвтоВАЗ упал на 18%, Toyota по Сибири упала всего на 6%. В Новосибирске Lexus пока вышел в ноль, в Барнауле его продажи увеличились в два раза. Мы видим, что он держится достаточно крепко, не демонстрируя падения, в отличие от премиального сегмента в целом. Основное падение по Сибири как раз пришлось на премиальный сегмент — 26%. Самую отрицательную динамику здесь показали BMW и Audi. Учитывая, что в декабре продажи идут хорошо, Lexus может завершить год в Новосибирске даже с небольшим ростом.

— За счет чего Lexus выбивается из общей тенденции по премиальному сегменту?

— Это достаточно крепкий бренд на рынке. В его развитие, в имиджевую составляющую много вкладывает производитель. Несмотря на трудные времена, мы не отказались в России от смены имиджа Lexus. Здесь мы делаем ставку на NX, продажи которого начались в декабре. И мы надеемся, что в следующем году он будет очень активно продаваться.

Завершая наш обзор по цифрам, следует отметить, что по массовому сегменту Mitsubishi и Ford имеют динамику падения порядка 12%. То есть, если резюмировать, мы очень сильно упали из-за АвтоВАЗа и премиальных брендов. В следующем году, насколько нам удалось уже согласовать предварительные планы, и Toyota и Lexus нацелены на увеличение своей доли. Мы планируем повысить продажи не за счет увеличение рынка, а за счет расширения своей доли в общероссийских продажах.

— В отличие от многих рынков, оказавшихся в состоянии стагнации в этом году, из-за общеэкономической ситуации, автомобильный рынок падает еще с ноября 2012 года. У автодилеров было время свыкнуться с новыми реалиями. Как «СЛК-Моторс» адаптировалась к новым условиям?

— К тому, что происходит в данный момент, в 2013 году не готовился никто. Подобную ситуацию даже летом спрогнозировать было трудно. Мы не настолько мобильны в своем бизнесе, чтобы в течение, допустим, месяца что-то взять и переделать. Мы инвестировали достаточно большие средства во внутренние бизнес-процессы, в оснащение дилерских центров, делали это в прошлом году и продолжили в этом. От этого никуда не денешься. Это бизнес, он не на один день. Мы до сих пор считаем, что все эти вложения были разумными. Но самая главная наша задача, еще раз повторюсь, заключалась в том, чтобы, пересмотрев линейку брендов, остаться с теми, которые крепко стоят на ногах. Мы к этому долго шли, долго считали, заработали кучу критики других игроков рынка. Мы живем вместе со всеми, нам будет тяжело вместе со всеми, кто на этом рынке работает. Но мы готовы к любым изменениям. Главное — мы уже были в кризисе в 2008 году, понимаем, как это происходит и что надо делать.

— Что будет происходить с ранее анонсированными компанией проектами: реконструкцией дилерского центра Porsche на Большевистской и планами по запуску аутлетов в Барнауле?

— Стратегия в кризис подразумевает, в первую очередь, сокращение затрат. В том числе, инвестиционных затрат, насколько это возможно. Для нас важно, что у компании нет незаконченных инвестиционных проектов, которые были бы чересчур затратны.

На сегодняшний момент мы не закончили только дилерский центр Porsche. Мы не намерены останавливать эту стройку. Глупо что-то бросать на середине. В 2008 году у нас был незаконченный Lexus, в этот раз мы с этой точки зрения гораздо мобильнее. Если говорить о сроках сдачи, все, что могу сказать — это будет следующий год. В планах значился 1 квартал 2015 года, но жизнь вносит свои коррективы каждый день, поэтому не будем загадывать. Все-таки, большая доля оснащения у нас связана с корпоративными стандартами, которые, безусловно, базируются на курсе доллара и евро.

Аутлет — это привязка к основному дилерскому центру. Не уверена, что мы будем начинать этот проект в 2015 году.

— Ранее также было объявлено о выходе в Бийск Toyota и Lexus, как развивается ситуация с этим проектом?

— Мы остановили продвижение в Бийск, потому что в текущей ситуации расширяться не имеет смысла. Барнаул показывает хорошую динамику в продажах.

— Если вернуться к ситуации на автомобильном рынке в целом, каковы ваши прогнозы на 2015 год?

— Прогнозы — дело неблагодарное. Особенно в нашей текущей ситуации. На мой взгляд, понимание у всех должно прийти к весне. До весны наше ожидаемое производство на сегодня законтрактовано на 72%. Это хороший показатель. Мы не ожидаем большого роста стоимости нашего товара. Пока таких прогнозов не делает никто. Грубо говоря, до весны по продажам мы обеспечены. Какая будет активность дальше, будет зависеть от очень многих факторов в экономике. Понятно, что в кризис покупка автомобиля отходит на второй план.

— Многие компании, не важно, к какой отрасли они принадлежат, проработали для себя несколько сценариев развития ситуации. У вас есть запасной план?

— На самом деле, у нас есть даже три стратегии. Все бюджеты на следующий год мы сверстали, исходя из трех прогнозов: оптимистичного, пессимистичного и совсем негативного сценария. Мы готовы ко всем трем. Понимаем, что мы будем делать. Какой из них включать, пока не ясно.

При планировании своего производства и продаж на будущий год «Тойота Мотор» тоже для себя приготовила два сценария развития событий. Это было еще в самом начале октября. Я думаю, что текущая ситуация внесет свои коррективы в этот прогноз, будет приготовлен еще один сценарий, более пессимистичный, но на 1 квартал компания закладывает производство, исходя из оптимистичного сценария. Поэтому мы получим производство достаточное для удовлетворения потребностей покупателей. С учетом того, что законтрактовано уже 72%, а 1 квартал еще не начался, мы, наверное, будем закладывать большие объемы.

— От каких факторов будет зависеть выбор стратегии?

— От экономики в целом. Каким образом зафиксируется курс валют. Каким образом это повлияет на стоимость товара. Будут ли курсы валют переходить в их реальную величину, о которой говорят наши экономисты. Потому что сейчас мы видим, что это явно спекулятивная цена. Будет ли ужесточение санкций. Очень много факторов должно сложиться. Сейчас же ничего не происходит, кроме ажиотажа. Так было и в 2008 году: когда люди пытаются реализовать отложенный спрос. Мы уже привыкли к хорошим автомобилям, вряд ли мы сейчас пересмотрим линейку брендов в своем гараже. По крайней мере, в ближайшей перспективе.

— Автодилеры сейчас выбирают разные стратегии поведения: одни сокращают свое присутствие, исходя из соображений экономической эффективности, закрывают дилерские центры, другие, напротив, активно пополняют линейку брендов. Какой вы видите вашу стратегию на ближайшие годы?

— Поведение компаний зависит от представляемого бренда. Я думаю, что в 2015 году многие дилерские центры в России закроются. Сибирь не будет исключением. Рентабельность многих брендов и до этого была достаточно низка, а в кризисные времена она будет еще ниже. Наверное, люди будут идти схожей стратегией, которая заключается в пересмотре линейки. Потому что в убыток работать не хочет никто. Да, сокращение затрат — первоочередная вещь, которую многие к этому моменту уже провели. Но до бесконечности затраты тоже не снизишь.

— Помимо сокращения инвестиций, с чем еще может быть связана оптимизация издержек?

— Есть общие, известные всем рецепты. Персонал у всех компаний рассчитывается под объемы. В программу закладываются планы по продажам, по нормочасам, допоборудованию и прочим вещам, и она выдает необходимое количество сотрудников. Мы пока не планируем сокращать штат. Мы уже его оптимизировали. К тому же при всех трех сценариях наши планы по продажам не меньше, чем в этом году. Да, мы пересматриваем сейчас стоимость для компании персонала в разных отделах. Но массового сокращения не будет.

В первую очередь, мы сократим все свои инвестиционные расходы, средства, которые мы вкладывали в развитие бизнеса. То, что обывательскому глазу, может быть, и не видно. Но мы выполняли достаточно дорогостоящие для нас проекты. Например, получение BP TSM — сертификата означающего, что кузовной сервис «СЛК-Моторс» отвечает наивысшим корпоративным стандартам и требованиям корпорации ООО «Тойота Мотор». Конечно, от дорогостоящих инвестиций мы уйдем. Наверное, это будут меньшие вложения в какие-то дорогостоящие рекламные и маркетинговые проекты. Все, что можно сделать, мы сделаем. Опыт у нас есть.

— Центробанк поднял ключевую ставку до 17%. В связи с этим хотелось бы спросить, что происходило в 2014 году с долей продаж автомобилей в кредит в компании, и что будет дальше?

— В целом в 2014 году по сравнению с 2013-м доля продаж в кредит у нас уменьшилась, но не глобально. Мы по-прежнему порядка 26% продаем в кредит, в 2013 году этот показатель был в районе 28–29%. В 2015 году этот сегмент продаж, естественно, будет снижаться. Мы понимаем, что в свете последних событий, стоимость денежных ресурсов для населения будет не меньше 20%. Люди будут просто не в состоянии брать в кредит. Поэтому сразу можно просчитать, что четверть рынка мы теряем.

— С каким настроением компания вступает в 2015 год?

— С боевым. Мы не сдаемся. Все, что происходит в жизни, делает нас умнее, финансово грамотней. Мы уже переживали нечто похожее на сегодняшнюю экономическую ситуацию, знаем, какие рычаги нужно подключать. Очень неблагодарно строить сейчас какие-то прогнозы. Я каждый день разговариваю с бизнесменами, с представителями других отраслей. Даже те люди, которые работают в продовольственном ритейле, не испытывают оптимизма, но и глубокого пессимизма я не наблюдаю. В ситуации подобного ажиотажа делать какие-либо прогнозы просто нереально.

На правах рекламы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ