Предугадать тренд. «Континент Сибирь» провел круглый стол автодилеров Сибири

Редакция деловой газеты «Континент Сибирь»/бизнес-портала «Континент Сибирь Онлайн» совместно с ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) провела круглый стол, посвященный развитию автобизнеса в условиях спада рынка. Главным спикером мероприятия стал недавно избранный глава РОАД, вице-президент крупного московского дилера «Автоспеццентр» Владимир Моженков. Собравшиеся участники констатировали негативный вектор развития авторынка в ближайшие несколько лет, выявили сезонное оживление спроса на новые автомобили по состоянию на конец года, допустили уход с рынка не только отдельных дилеров, но и отдельных автомобильных марок, признали направление подержанных машин наиболее интересным и актуальным для развития.

В состоявшемся мероприятии приняли участие более 10 представителей регионального автодилерского сообщества. В начале мероприятия с вступительной речью выступил недавно избранный глава РОАД, вице-президент московского дилера «Автоспеццентр» Владимир Моженков, специально прилетевший в Новосибирск для принятия участия в тематических конференциях. Столичный гость вначале рассказал о ключевых аспектах деятельности ассоциации, о том, что она готова дать своим участникам и привел пример последних активностей РОАД, в частности открытого письма главе марки SEAT в России Роману Кузьмину. Оно было посвящено вопросам защиты инвестиций дилеров в связи с уходом с рынка испанского бренда. Владимир Моженков заверил, что отправленное письмо не осталось без внимания, а возымело свой эффект, и что дистрибьютор стал более «отзывчивым» по решению вопросов с каждым отдельно взятым своим дилером. Среди них безусловно и сибирские дилеры, в частности красноярская «Гранада», которая обладала самым большим по площади салоном в России. Также глава РОАД отметил, что накануне отправил письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву на предмет рассмотрения возобновления программы субсидирования процентных ставок по автокредитам, а президента РФ Владимира Путина он пригласил на традиционную ежегодную конференцию РОАД – так называемую «конвенцию».

Также Владимир Моженков поделился аналитикой по развитию авторынка, в том числе в Новосибирской области, констатировав, что темпы падения продаж в регионе значительно выше средних по России. Так, по его данным, за 10 месяцев в Новосибирской области поставлено на учет 18407 новых автомобилей, что на 22% меньше, чем годом ранее. «Вы почти в 2 раза стремительнее падаете относительно российского рынка в целом, который сократился на 12,7%. При этом, российские бренды сократили продажи на 33%, иномарки ─ на 19%», ─ сообщил участникам Владимир Моженков. Причем по его словам эта статистика по постановке на учет автомобилей более объективно оценивает текущую ситуацию, чем данные по продажам, в которых отражаются так называемые «желтые» автомобили – показанные перед импортером, как проданные, но по факту нереализованные. По мнению Моженкова, это беда, с которой надо бороться, т.к. дилеры сами загоняют себя в угол такими приписками.

Комментируя эти цифры, врио председателя «Сибирской ассоциации автомобильных дилеров» Виктор Борицкий резонно заметил, что новосибирский рынок по факту обладает более высокими темпами восстановления. «Мы проседаем больше, но в 1999 году, 2009-2010 годах местный рынок демонстрировал более высокие темпы роста». Заместитель директора по общим вопросам ЗАО «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях) Игорь Веретехин, напротив, обратил внимание, что в любой кризис наибольшее падение наблюдается в торговле, а наименьшее – в производстве. «Исходя из этого, Новосибирская область может больше всего пострадать. 2015-ый год не будет особо показателен, т.к. пока есть финансовая подушка, которую мы разрежем, а в 2016 году будет уже тяжело, т.к. «мешка» уже не будет, а мы его не заложим в 2015 году. Все планы будут пересмотрены после 1 квартала», — пояснил Игорь Веретехин. «Ситуация, в которую мы попали не сравнима ни с кризисом 1998 года, ни с 2008-2009 годов. Никто не готов к ней – ни участники рынка, ни эксперты, ни аналитики. Поэтому, безусловно, все производители будут пересматривать прогнозы на 1 квартал», ─ отметил гендиректор «СТС-Автомобили» Павел Костенко.

Таким образом, участники круглого стола сошлись на том, что понимание рынка может сложиться только в следующем году. «2015-ый год не будет показательным, дай Бог к середине года понять, что дальше будет. Когда 23 февраля начались известные события на Украине, уже тогда надо было понимать, к чему это может привести. Наметки были, но летом никто ничего не предпринимал», — посетовал управляющий директор ЗАО «СЛК-Моторс» (официальный дилер Toyota, Lexus в Новосибирске и Барнауле, Hyundai и Porsche в Новосибирске) Илья Суставов.

При этом, интересно, что на текущий момент на рынке наблюдается всплеск продаж на автомобили. Своими наблюдениями по этому вопросу поделился Владимир Моженков. «В Москве со второй половины октября чувствуется ажиотажный спрос на автомобили, который продлится скорее всего, до конца текущего года. По некоторым маркам покупатели «вымели» все, просто физически не осталось машин. Причина простая. Здесь нам помогли друзья из союзных республик ─ белорусы и казахи. Они хранят деньги в долларах и евро. Поэтому пересчитав свои сбережения по новому курсу они приезжают, покупают Chevrolet, Nissan, Volkswagen, и уезжают довольными. Обратной стороной медали стало то, что продажи на авторынке в Белоруссии остановились», ─ пояснил Владимир Моженков. По его словам, граждане России, хранившие сбережения в евро, тоже посчитали, сколько выиграли, и в ожидании роста цен тоже решили покупать автомобили уже сейчас. С такой оценкой ситуации оказались солидарны и местные дилеры. «Сейчас покупатели берут все, что есть в наличии, но по факту уже ничего не осталось. Я вижу огромное количество клиентов из Казахстана. Если раньше они ставили вопрос о возмещении НДС, то теперь с приезжают с долларами, меняют их на рубли в соседнем банке и покупают машины. Даже на такие автомобили, как Porsche Panamera, образовалась очередь», ─ констатирует Илья Суставов.

Другим драйвером продаж стали программы утилизации, которые запустили некоторые производители по своей инициативе, не дождавшись этого от минэкономразвития. «Программа утилизации сейчас реализуется по другой схеме, чем это было в 2010 году. Тогда механизм был более понятен. Сейчас все происходит через производителя, поэтому так или иначе наполовину все это происходит за счет маржи дилера. Поэтому оживление произошло, но маржа упала», — констатировал директор по развитию «Сибтрансавто-Новосибирск» (официальный дилер Chevrolet, Opel в Новосибирске) Андрей Назаренко. По его словам, драйвером продаж для марки является Niva. В свою очередь Владимир Моженков привел пример, что некоторые дилеры в Москве продавали около 300 машин Chevrolet, а сейчас едва реализуют 50-70 машин.

Отталкиваясь от этого, участники рынка коснулись вопроса о том, какие марки в текущих условиях наиболее привлекательны для дилера с точки зрения условий партнерства, востребованности продуктов. Владимир Моженков привел пример из собственной практики с бизнесом по марке Citroen, который приносит ему стабильный ежемесячный чистый убыток в 3-5 млн руб, но который при этом нецелесообразно закрывать ввиду сложностей заселения в занимаемые этой маркой автосалоны других брендов. Также Владимир Моженков отметил, что Citroen, Peugeot и Fiat имеют наиболее высокие риски с точки зрения возможности ухода с российского рынка.

Что касается инвестиций в автобизнес, глава РОАД предостерег участников от долгосрочных проектов по строительству полнофункциональных дилерских центров, предложив заморозить такие проекты, отметив, что сейчас главная задача – выжить. Комментируя этот тезис, в «Автомире-Новосибирск» отметили, что «умеют считать деньги» и подтвердили намерения в 2016 году закончить строительство дилерского центра Toyota. Также Владимир Моженков заметил, что РОАД призывает автопроизводителей в текущих условиях воздержаться от экспансионных планов по расширению дилерских сетей, вместо этого выработав механизмы эффективной поддержки текущих партнеров. Напомним, что недавно марка KIA объявила о планах по назначению третьих дилеров в Новосибирске и Красноярске, будучи неудовлетворенной своей текущей долей в этих регионах. А марка Skoda уже в 1 квартале 2015 года запускает третьего дилера в Красноярске.

Таким образом, в текущих рыночных условиях актуальность набирают вопросы антикризисного управления. Владимир Моженков призвал оптимизировать персонал дилерских центров и привел пример США с точки зрения количества «продажников» в автосалонах, эффективности их работы и готовности самостоятельно вкладывать значительные денежные средства в самообучение. «Вместо трафика в 20-30 человек будете иметь трафик в 10 раз меньше, поэтому об антикризисном управлении нужно думать уже сейчас. Надо работать с просроченной дебиторкой, замораживать инвестпроекты, а главное и самое сложное – изменить свое сознание».

Важным стимулом для роста эффективности бизнеса является и грядущий выход в Новосибирск крупных красноярских игроков ─ группы компаний «Крепость» и «Медведь-Холдинга». «Это серьезные «ребята» ─ и в интеллектуальном плане, и в компетенциях, и в ресурсах. Сильные игроки с сильным менеджментом, хорошей финансовой подушкой», ─ резюмировал глава РОАД.

Впрочем, не стоит ограничивать свое мышление только новыми автомобилями. Говоря о перспективных сегментах на рынке, участники сошлись на том, что премиум-сегмент и дальше будет чувствовать себя лучше массового. Но наиболее перспективным направлением сейчас является реализация автомобилей с пробегом. «Отделы по работе с комиссионными автомобилями целесообразно увеличивать в 3-4 раза. Существует 2 основные модели ведения этого бизнеса: европейская, при которой комиссионер и продает, и принимает автомобиль, а также американская, когда комиссионер принимает машину, а продавец реализует. На протяжении 10 лет мы работали по европейской схеме, но перешли на американскую и поняли, что она эффективнее. Подняли продажи в 1,5 раза и смогли увеличить наценку с 8% до 11%», — поделился достижениями «Автоспеццентра» Владимир Моженков.

Поддержал коллегу и заместитель директора «Автомир-Новосибирск» (официальный дилер Volkswagen, Renault, Hyundai, Suzuki) Антон Маньков. По его словам, доход на автомобилях с пробегом в разы больше, чем в случае с новыми машинами. По одной из марок ─ в 5 раз. «Мы работаем по европейской системе. Покупатели стали меньше попрекать дилеров в том, что они принимает автомобили по заниженной цене. Рынок становится более цивилизованным», — пояснил Антон Маньков. В качестве показателя он констатировал интерес к совместной работе с дилером крупнейшего игрока на рынке подержанных автомобилей Новосибирска ─ авторынка «Столица», который выступил с предложением дистанционно торговать автомобилями дилера.

Вместе с тем, опыт работы с этим направлением у местных игроков уже есть. Стоит отметить, что ранее ГК «СЛК-Моторс» развивала на рынке сеть салонов по торговле автомобилями с пробегом под брендом Just Good Cars, однако позже приняла решение о закрытии нескольких точек. По словам Ильи Суставова, местный рынок в отличие от московского оказался не готов к такой модели продаж подержанных автомобилей. Однако несмотря на это, дилер по-прежнему верит в это направление. Участники круглого стола сошлись на том, что торговля «секонд-хэндом» эффективна с действующих площадок без открытия брендированных салонов. «Для Trade–in важна не вывеска, а уровень подготовки автомобилей, наличие складских площадей, чистота сделки», — резюмировал Илья Суставов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Моженков, вице-президент ГК «Автоспеццентр», глава РОАД:

«Спасение утопающих…»

─ На сегодняшний день в России 4075 автодилерских предприятий. За 10 месяцев 2014 года этот рынок покинуло 189 участников, при этом, открылось порядка 65 новых. Таким образом, количество дилеров неуклонно сокращается.

Год назад, когда все дистрибьюторы уже видели сложившийся на рынке тренд, они все равно закладывали рост на уровне 7-15%. В итоге дистрибьюторы «нагнали» дилерам склады, и мы с вами платим товарный кредит, а финансовые затраты превышают ФОТ и рекламу. Но ни один дистрибьютор по факту не отгадал тенденцию рынка.

В этом году в России будет продано на 400 тысяч меньше автомобилей, чем в 2013 году, т.е. рынок упадет на 11-12%. Говорить о его стабилизации в ближайшее время не приходится. С июня наблюдается катастрофическое падение – на 23-25%. Я думаю, что российский рынок может пробить планку 2 млн. вниз, и это будет далеко не дно. В 2009 году было реализовано всего 1,5 млн машин – так что нам есть, куда падать. Кто-то выживет, но далеко не все. 4075 дилеров соответствуют трехмиллионным продажам, но сейчас нет такого. Несложно подсчитать, что сокращение рынка на 1000 машин равноценно закрытию одного дилерского предприятия.

Если темпы падения российского авторынка сохранятся на уровне 2014 года, то существует прогноз, согласно которому может закрыться вплоть до 30% дилеров. Бизнес-модель, при которой в премиум-сегменте продается меньше 200 автомобилей, не позволяет достичь необходимой доходности. Поэтому закрываются дилерские центры премиальных марок, в частности Audi, BMW. В подтверждение этих слов буквально недавно нам поступило предложение купить бизнес по марке Mercedes-Benz в Твери. В свою очередь в массовом сегменте бизнес-модель не подразумевает достижение окупаемости при продажах менее 500 автомобилей. Поэтому исходя из такой экономики уйдут небольшие предприятия, продающие мизерную часть автомобилей. Их инвесторам будет сложно, поскольку перепрофилировать свою деятельность всегда нелегко.

Но при этом те, у кого есть амбиции и ресурсы, будут усиливаться за счет закрывающихся дилеров. Поэтому надо объединяться, собираться, вырабатывать общую политику. Я говорю не о картельном сговоре, а например, о таких вещах, как например, стоимость нормочаса. Я всем дилерам говорю, что мы в первую очередь друзья, и только потом конкуренты. Иначе мы не выживем.

Уходы брендов

─ Российский авторынок уникален с точки зрения широты представленности на ней автомобильных марок. Их у нас более 50, и ни одного другого такого рынка в мире нет. Например, в США не продаются французские бренды, в Европе нет китайцев, а у нас есть все. Однако текущая ситуация безусловно вносит свои коррективы.

Впервые российский авторынок столкнулся с таким явлением, как уход с рынка целой марки. Нас «порадовал» SEAT. В свое время марка обещала запустить 3 модели в производство на заводе в Калуге, но не исполнила этого, зато автодилеры в нее поверили и инвестировали миллионы евро. На один только фирменный пилон участники потратились по 600 тысяч рублей каждый, я молчу про ярко оранжевую мебель по стандартам марки и другую атрибутику. И вот марка решила уйти, оставив 24 своих дилерских предприятия. Это прецедент. Мы написали от лица РОАД открытое письмо главе марки SEAT в России Роману Кузьмину, а также главам всех представительств автомобильных марок в России. Мы просим их включать в дилерский контракт раздел о том, как должен происходить цивизилизованный «развод», если марка по собственной инициативе уходит из России. Не хотелось бы делать пессимистичных прогнозов, но большие трудности в России испытывает FIAT, тяжело работает в стране Peugeot и Citroen.

Рост во время чумы

─ Мы отправили письмо автомобильным дистрибьюторам с просьбой на время падения рынка заморозить расширение дилерских сетей до момента восстановления рынка, а также перестать требовать с дилеров ремонт салонов и смену идентификации. Конечно, дистрибьюторы восприняли это холодно. Но ведь они по-прежнему работают как вчера, а такой подход может привести к разорению дилерской сети. Одни это понимают, другим как бы не до этого. Как говорят в народе – «спасение утопающих – дело самих утопающих».

В то же время дилерская сеть китайских компаний растет и сейчас насчитывает 668 участников. Задача китайцев – «вытолкнуть» свои автомобили за пределы поднебесной. С учетом политического тренда, а именно того, что один из российских орлов повернулся сильно в сторону востока, они активизировались и стараются укрепить позиции на нашем рынке.

В Европе никто не стоит за получением дилерства. Это низкодоходный бизнес с рентабельностью до 2%. Как правило, им владеют семьи, которые получают 100-300 тысяч евро в год и вполне довольны этим. Конечно, бывает так, что один дилер закроется, и ему на смену придет кто-нибудь другой. Но такого безумства, как в России нет. Человек приходит в салон покупать Mercedes-Benz за 5 миллионов рублей и задумывается, а сколько же продавец заработал на нем. Со стороны все выглядит красиво. Он же не знает, что его себестоимость ─ 4,9 млн. руб. Вот и люди с деньгами – нефтяники, водочники, и.т.д.. приходят к дистрибьютору той или иной марки и говорят: дайте мне дилерство, я вложу $50-100 млн. и построю самый большой по площади салон в России согласно всем стандартам. Они покупают дилерство, строят эти салоны, а когда сталкиваются с экономикой этого бизнеса, удивляются. И что получается? Дилерский договор подписывали вчера, протокол о намерениях позавчера. А что будет завтра? Для выживания оказывается, нужно просто продавать эти машины с соседней площадки. В 2011-2013 в России открывалось по 300 новых дилеров. Сейчас инвестиционный поток уменьшается. Но вот в той же Европе дистрибьюторы понимают, что нет желающих быть дилерами. Поэтому у последних и переговорная сила другая, производитель вынужден идти на их условия.

РОАД и власти

─ Российское правительство выделило еще 10 млрд руб на продолжение программы утилизации автотранспорта. Это хорошее достижение. Но даже эта программа не остановила падение рынка. Вчера мы доставили в секретариат премьер-министра Дмитрий Медведева письмо, где призвали рассмотреть возможность введения в 2015 году программы льготного кредитования. Она охватывает уже более высокий ценовой сегмент, нежели программа утилизации. Поводов для возражений со стороны властей нет, но беспокойство вызывает то, что банки на этом заработают хорошие деньги. Поэтому будем договариваться с ними, чтобы проценты были те, о которых мы говорим. Сейчас каждый третий автомобиль покупается в кредит, причем в Москве ставка уже достигла 15-18% годовых. При ее росте до 20-21% продажи автомобилей в кредит, по нашим прогнозам, приостановятся, поскольку смысла в этом не будет. Таким образом, мы будем работать, чтобы в 2015 году запустить такую программу и уменьшить падение авторынка.

Еще одно нововведение ─ это перенос пунктов регистрации транспортных средств в дилерские предприятия. Такое поручение дал правительству Дмитрий Медведев. Это принцип одного окна, так работает вся Европа. Идея хорошая, разумная, правильная, но в то же время есть работники ГАИ, которые лишаются определенного дохода, т.к бизнес по продаже красивых номеров поставлен на хорошую ногу. Отсюда и большое сопротивление этим инициативам, но мы будем стараться вместе с рабочей группой преодолеть это. Мы понимаем, что 4000 дилерских предприятий не готовы стать пунктами регистрации, поэтому предлагаем ведущим компаниям стать пилотными проектами и на своих предприятиях открыть такие пункты. Это, на мой взгляд, тоже должно привлечь клиентов и способствовать продажам машин.

Когда мы идем со всеми этими идеями идеями в правительство, то у них возникает простой вопрос – а вы кого представляете? Если мы будем говорить, что нас 500-600 членов ─ это одно, а если 2000, то совсем другое. Поэтому я и призываю всех дилеров объединяться и вступать в наши ряды. Кроме численности нам нужно наполнить качеством работы ту деятельность, которую мы осуществляем. 15-16 апреля пройдет 3-я конвенция РОАД. Учитывая серьезность ситуации на авторынке и проблемы на автозаводах, мы решили пригласить на нее лично Владимира Путина. Не знаю, приедет или нет, но приглашение отправим, чтобы придать нашему движению большую значимость.

И, конечно, мы бьемся над изменением закона о защите прав потребителей, чтобы можно было добиться возврата денег через амортизацию, а не тогда, когда человек полторп года катается на японке, а потом через суд заставляет дилера полностью компенсировать стоимость автомобиля, плюс неустойки. У нас был прецедент, когда пенсионер купил Skoda Fabia за 450 тыс. руб, а через суд «выкатил» иск на 24 млн. руб! Уже появилась плеяда потребителей, кто за 1,5 года «убивает» автомобиль и через суд забирает новый, а также плеяда судей, которые к большому сожалению стали на этом зарабатывать. В этой ситуации нас пока не слышат, т.к. работают социальные механизмы. Есть негласная установка для судебной системы занимать позицию гражданина в случае исков с его стороны к юрлицам. Считается, что мы якобы богатые, и много денег зарабатываем. Поэтому мы будем активно лоббировать интересы, чтобы изменить закон и для этого искать союзников среди производителей и дилеров других товаров высокой ценовой категории.

Геополитика и автобизнес

─ В мировом масштабе падают авторынки России и Бразилии. Некоторые связывают с тем, что Бразилия провела чемпионат мира, Россия — олимпиаду. Та ситуация, в которой мы находимся сейчас, отличается от 1998 и 2009 годов. В 1998 году мы столкнулись с азиатским кризисом, в 2009 году – с американским ипотечным. А вот текущий кризис – это кризис российский. Никто особо не создавал нам его предпосылок. Это мы с вами не очень хорошо работаем. А потом на это наложилась еще и геополитика. Если президент говорит об импортозамещении продовольствия и лекарств за 2-5 лет, то власти отдают себе отчет в том, что кризис затянется на этот срок. Санкции завтра не отменят. Более того, я думаю, их никогда не отменят. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что санкции направлены против режима Путина. Поэтому тут либо режим уйдет, либо санкции останутся. Но Путин ведь никуда не денется. Он идет на выборы 2018 года. А потом еще 6 лет, и 2024 год. Вот и представьте себе иранский путь, когда страна на протяжении 10 лет находится в санкциях. Про Кубу и северную Корею говорить не буду. Мы успели изменить качество жизни, и не хочется верить, что такое может быть. Ситуация архитяжелая и трудная. Но мы полностью зависим от большой политики.

Если вы думаете, что я сгущаю краски, то лучше сейчас сгустить, чем потом понять, что вы что-то не сделали, и потом повесить на салон замок. Нужно продержаться до 2018 года. В год выборов будут большие вливания в социальную сферу, понятно ради чего. И давайте вспомним американцев, как они эффективно работают, поучимся у них, чтобы выжить. Нам с нашим бизнесом повезло. Будем меньше продавать новых автомобилей, но при этом ведь есть машины с пробегом, есть сервис, есть допуслуги. Если мы на одну новую машину сможем продавать одну с пробегом, то это будет прорывом, однако это реально. На новом автомобиле мы почти не зарабатываем денег, порой реализуя его в «ноль» или «минус», а на подержанном можно зарабатывать до 15% маржи, но это требует определенных компетенций и усилий.

Все мы работаем более менее одинаково, вопрос в «чуть-чуть». Кто «чуть-чуть» более эффективен, выживет, а кто в меньшей степени, повесит амбарный замок на салон и пойдет искать работу.

США и Россия

─ Еще один важный проект – 4-дневная специализированная конференция NADA. В этом году она проходит в Сан-Франциско. Кроме самой программы, мы посещаем 2-3 американских дилерских предприятий. Как говорится, век живи – век учись. Могу рассказать о двух ярких моментах, которые вынес для себя лично я.

Мы ездили в дилерский центр BMW, нас там встретило руководство компании, все нам рассказало. Позже мы встретили там простого механика – узбека по национальности. Естественно, мы его окружили и спросили, как он попал на эту работу. Он нам рассказал, что обучался 1,5 года, а обучение стоило, ─ внимание, ─ $18 тыс. Мы естественно сразу же поинтересовались, а кто за него платил. Он посмотрел на нас, как на лунатиков. Сделав поправку на то, что мы с советского союза, ответил: сам. «А где деньги взял?» — не унимались мы. Он рассказал, что механик поступает в специализированную школу, сдает экзамены наряду с 99 другими участниками, получает баллы, после чего происходит градация с точки зрения успеваемости. Лучших учащихся забирают премиум-бренды – BMW, Porsche, и.т.д., «середнячками» интересуется Toyota, Ford. Те, кто находятся «в хвосте» рейтинга, ищут работу сами. Когда я вернулся в Россию и рассказал своим механикам эту историю, мне не поверили. Вы можете представить себе в России? К нам в «Автоспеццентр» на практику приходит порядка 20 студентов из МАДИ. В лучшем случае мы оставляем двоих из 20, а из них впоследствии остается один.

Второй важный момент. Поехали мы на экскурсию в другой дилерский центр. Нас встретил с виду 60-летний продавец из Армении. Их автосалон реализует около 1800 автомобилей BMW в год. Как вы думаете, сколько сотрудников продает автомобили? Я был поражен! Семь! И это с учетом того, что у лучшего продавца есть ассистент. Мы в свое время силами 30 сотрудников реализовывали порядка 3650 автомобилей, и это был хороший показатель. Но о такой эффективности мы с вами даже не мечтали.

Когда мы задали вопрос, а сколько подержанных машин продает этот дилер, то услышали цифру в 3500. То есть на один новый автомобиль приходится две машины с пробегом. У нас было бы наоборот. Хотя бы одна с пробегом на 2 новые. При этом кто продает эти машины? Сам дилер! В компании есть 3 комиссионера. Видите, как мы отстаем от них? Но справедливости ради, и нам есть, что ставить в пример. Например, когда к нам в компанию приехал один из коучей, он был восхищен прямой приемкой.

Иллюстрации с мероприятия доступны в фотобанке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ