Компания года/Персона года. Телеком: нарастить долю при насыщении рынка

Несмотря на общую ситуацию в экономике, телеком-рынок в 2014 году сохранил статус одного из самых динамично развивающихся. Сотовые операторы продолжают активно расширять географию сетей 4G LTE, выходя все в новые регионы Сибири. При этом благодаря интеграции «Ростелекома» и TELE2 уже наметилась новая расстановка сил. В свою очередь в сегменте интернет-доступа речь идет не только о борьбе за доли процента в сегменте B2C, но и о пересмотре ситуации на B2B-рынке.

Среди критериев выбора компании года по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и т. д.

Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании.

Основой для анализа является имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.

Всего по итогам 2014 года «КС» планирует выделить компании года и персон года более чем в 10 различных отраслях.

«Компания года»

При подведении итогов в сфере телекома в Сибири «КС» ориентировался на данные независимого агентства J’Son Partners Consulting по сотовой связи и iKS-Consulting по сегментам интернет-доступа и платного ТВ. «КС» исследовал компании, которым в наибольшей степени удалось нарастить свои позиции на сибирском рынке за 2014 год.

Титул «Компания года» в телекоме по версии «КС» в этом году достается ТТК, одним из ключевых акционеров которой является «РЖД». Несмотря на насыщение рынка широкополосного доступа в Интернет (ШПД), компании ТТК в лице своих региональных подразделений «ТТК Западная Сибирь» и «ТТК Сибирь» удалось нарастить свою долю в СФО в сегменте B2C за три квартала с 11% до 12%, уступая лишь «Ростелекому». Непосредственно в Новосибирской области ТТК под руководством бессменного Александра Соловьева впервые вошел в ТОП-5 операторов связи по региону, увеличив долю по абонентской базе с 5,6% до 6,3% и обогнав по этому показателю МТС.

Улучшила свои результаты ТТК и в сегменте B2B. Так, в целом по Сибири оператору удалось увеличить долю с 6% до 6,5%, заняв второе место в «абсолютном зачете».

Стоит отметить, что на сегодняшний день «ТТК Западная Сибирь» работает в 33 городах Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, а «ТТК Сибирь» — на территории Красноярского края, Республики Хакасии, части Кемеровской и Иркутской областей.

«Персона года»

Оценивая вклад персон года в результаты, продемонстрированные теми или иными компаниями, «КС» столкнулся с тем, что в наибольшей степени эти достижения характерны для федеральных игроков. Поэтому именно отдельных глав головных компаний стоило бы удостоить такой наградой. Например, в сегменте сотовой связи, где это было в наибольшей степени заметно.

Альянс «Ростелекома» и «Tele2 Россия», который предрекали последние несколько лет, наконец осуществился. И теперь уже можно официально говорить о доле рынка объединенного игрока. Так, в целом по Сибири по показателю абонентской базы физлиц альянс занимает 29% против 30% у МТС (данные J’Son Partners Consulting). Таким образом, лишь один процентный пункт отделяет новоиспеченного игрока от позиции лидера рынка. Такая синергия связана с тем, что «Ростелеком» исторически имел сильные позиции в Красноярском крае (дочерняя структура «Енисейтелеком») и Иркутской области (дочерняя структура «Байкалвестком»). В то же время именно в этих регионах не была представлена Tele2. В свою очередь шведский дискаунтер имел сильные позиции в Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровских областях. Поэтому интеграция позволила объединенному оператору претендовать на первую строчку.

В свою очередь в Новосибирской области альянс пока находится на второй позиции, но заметно опережает как «Билайн», так и «МегаФон». Также Tele2 осенью этого года наконец-то анонсировал запуск в Новосибирске, а также в других регионах России сетей 3G. Однако все эти достижения альянса, безусловно, относятся сугубо к федеральному уровню, причем назвать ключевую персону — двигателя этих изменений достаточно непросто.

Менее затруднительно это в случае «Вымпелкома». Хотя результаты оператора в этом году в Сибири нельзя назвать выдающимися на фоне других участников рынка, «Билайн» осуществил значительный рывок вперед. И дело даже не в том, что оператору удалось остановить падение (доля в целом по СФО и непосредственно в Новосибирской области, по данным J’Son Partners Consulting, оставалась неизменной), но и в тех мерах, которые были инициированы главой компании Михаилом Слободиным, бывшим руководителем ТНК-ВР. Речь о различных свежих маркетинговых инициативах, в частности, проекте BeeTeam, призванном в игровой форме познакомить абонентов с возможностями оператора, усилить эффект «сарафонного радио». Также сам Слободин отметился собственным блогом, где сам предлагал абонентам подсказать «Билайну», в каком направлении развиваться. Наконец, можно вспомнить и то, что оператор более активно пошел в молодежный сегмент рынка, чему поспособствовало в том числе партнерство с музыкальным исполнителем L`One.

Попутно «Билайн» не забывал и о расширении сетей 4G в Сибири. Начав с Горного Алтая, в этом году «Вымпелком» вышел в Барнаул, Абакан, Кемерово, Новокузнецк и подготовил почву для освоения Новосибирска, куда должен выйти до конца текущего года.

Среди других членов «большой тройки», безусловно, отметился и «МегаФон». Под руководством Алексея Тютина оператор успешно расширяет географию сетей 4G. В этом году «МегаФон» вышел в Кызыл, а до конца года запустит сети LTE в Барнауле, Абакане, Кемерове и Новокузнецке. Таким образом, в 4G-сети оператора будут все регионы Сибири. Что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что «МегаФон» раньше всех конкурентов запустил 4G в Новосибирске еще в далеком 2012 году. Также оператор в этом году открыл в столице Сибири федеральный центр телемаркетинга, который стал вторым в России после Ростова-на-Дону. Помимо технологических активностей, оператор отметился также и различными федеральными культурными и образовательными проектами. В этом контексте можно упомянуть реализованный проект «7 ночей» (сейчас проект называется «Городские ночи») совместно с московским институтом Strelka, а также институтом регионального маркетинга и креативных индустрий (ИРМИКИ), возглавляемым Ладой Юрченко.

Наконец, МТС в этом году вопреки активностям своих конкурентов смог уверенно нарастить долю по показателю абонентской базы — с 38% до 40% в Новосибирской области, с 29% до 30% в СФО. Таким образом, в сложной конкурентной ситуации оператор усиливает позиции вопреки активностям коллег по рынку и объединению «Ростелекома» и «Tele2 Россия». Поэтому таким же образом на выдвижение в качестве «персоны года» есть основания и у главы «МТС-Сибирь» Александра Соловенчука.

Если говорить про рынок интернет-доступа, то здесь нельзя не отметить анонсированную в конце года сделку по слиянию «Авантела» и «Магистраль Телекома», которая автоматически создает второго по величине оператора сегмента B2B в Новосибирске. Таким образом, глава новосибирского филиала «Авантела» Сергея Бойко имеет шансы также претендовать на звание «Персона года». Вместе с тем пока рассматриваемая интеграционная сделка лишь была анонсирована, поэтому судить о том, насколько она реально изменит картину на рынке, можно будет лишь в следующем году.

В итоге в этом году позицию «Персона года» в области телекома «КС» решил оставить вакантной.

«Компания года» в телекоме 2014 — «ТТК Западная Сибирь»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ