Сибирский бизнес на «подъёме»

В Новосибирской области прошел уже второй по счету тренинг-марафон «Подъём». За пять насыщенных осенних дней участников обогатили знаниями и «прокачали» в области менеджмента, маркетинга и психологии, дали понимание, как усовершенствовать качество своей жизни, разгрузили эмоционально, а также успешно зарядили на дальнейшие улучшения.

На сегодня в Новосибирске можно достаточно часто встретить различные конференции по вопросам, касающимся маркетинга и менеджмента. Большинство из них, как правило, проходят в течение одного дня на площадках различных отелей Новосибирска, ─ от Gorskiy City до Hilton и Marriott. И хотя конкуренция в сегменте такого рода мероприятий достаточно высокая, проекты, которые выделялись бы на общем фоне, стали появляться лишь в последние годы.

При этом, среди представителей сибирского бизнеса за последнее время пробуждается все большее увлечение психологией. Речь идет как просто о «любительском» интересе, так и о том, что отдельные представители бизнеса решают получить второе высшее образование в области психологии. Кроме того, если говорить о рынке услуг психологов, то в сравнении со странами Европы он находится лишь на начальной стадии формирования. Прежде всего, в силу российской ментальности. Хотя неудовлетворенный отложенный спрос на такого рода услуги безусловно существует.

Интерес к этой теме появился несколько лет назад и у основателей тренинг-марафона «Подъём» Анны Бабич и Елены Шестак, ранее построивших успешную карьеру в крупнейшем международном кадровом агентстве Kelly Services. В результате родилась идея провести форум на стыке менеджмента и психологии, чтобы аккумулировать сразу два этих аудитории, которые кстати обладают отличным потенциалом для взаимного проникновения. То есть человек, приезжающий на марафон ради знаний в области менеджмента, вдруг открывает для себя психологию, и в дальнейшем начинает интересоваться именно тематическими тренингами по психологии. И в этом организаторы ничуть не прогадали.

Первый тренинг-марафон такого рода прошел в 2013 году под франчайзинговым брендом «Шаг Вперед». Однако уже весной 2014 года Анна Бабич и Елена Шестак перешли на собственный звучный и яркий бренд «Подъём».

В завершившемся 30 ноября осеннем (хотя так и хочется сказать, зимнем) «подъёме» приняли участие 30 тренеров, практиков рынка и консультантов из разных городов России и порядка 150 участников. Программа марафона включала в себя порядка 66 мастер-классов, тренингов, семинаров, коуч-сессий, на актуальные темы в бизнес-обучении и практической психологии.

Всего за несколько марафонов у «Подъёма» сформировался свой состав тренеров, компанию которым составляют новые «звезды». Среди последних можно отметить Аркадия Цукера, Германа Теплякова, Александра Москаленко (Екатеринбург), Игоря Дуплинского (Санкт-Петербург), Ксению Калиновскую (г.Красноярск), и.т.д. В свою очередь среди тех тренеров, кто уже давно стал завсегдатаем «Подъёма» или даже визитной карточкой этого марафона, можно выделить Римму и Анну Ефимкиных, Ефима Чеботарева (Москва), Анну Мокшанцеву и многих-многих других.

Тренинги бизнес-направления включали в себя занятия по стратегическому менеджменту, управлению командой, продвижению, переговорам, развитию личностных и командных компетенций и.т.д. В свою очередь мероприятия по практической психологии были призваны помочь участникам проработать важные для них личные темы и в целом понять, как улучшить качество своей жизни.

««Подъём» — это 150 человек – интересных, ярких, умных. Таким людям есть, что дать друг другу. На «Подъёме» участники проживают много по-настоящему счастливых моментов», — подмечает руководитель проекта Анна Бабич.

«КС» выделил пять совершенно разных мастер-классов «Подъёма», о каждом из которых решил рассказать подробнее.

Маркетинг на 3.0

Одной из основных «звезд» последнего марафона стал маркетолог Аркадий Цукер. Он провел три мастер-класса, в рамках которых не только дал практические советы в сфере маркетинга, но и подверг сомнению различные постулаты экономической теории, расширив у участников границы понимания природы происходящих процессов.

Свой мастер-класс по построению бренда Аркадий Цукер начал с мысли о том, что успех бизнеса во многом зависит от того, как бизнес управляет знанием о себе. То есть другими словами, важное значение имеет то, как нас воспринимают. Это и есть бренд – бренд компании, региона или личности. Говоря о любимых брендах и их ценностях, мало кто говорит, что любит, к примеру, Audi только потому, что эти четыре буквы сводят его с ума. Если бы при тех же характеристиках и имидже марка имела бы другое название, то по мнению эксперта, ничего бы не изменилось.

Как сформулировал Аркадий Цукер, главная задача бренда – постоянное выполнение данных обещаний. Стоимость продукта зависит от того, какое обещание вы дали, и как долго можете его держать. Соответственно, процесс полагания обещаний ─ не что иное, как брендинг.
Исходя из такого подхода, спикер привел пошаговую методологию построения бренда. Согласно ей, прежде всего, требуется сгенерировать и дать обещание. Чаще всего компании подменяют обещания рекламными слоганами или берут характеристики, свойственные для всех организаций на рынке. Однако слоганы не приносят денег, а обещания приносят. Поэтому обещание должно быть контрастным и отличным от других участников отрасли, а также безусловно быть выполнимым. И, что важно, оно должно обладать опережающим характером, то есть быть ориентированным на будущее.

В качестве обоснования последнего тезиса Аркадий Цукер привел рассуждения лауреата нобелевской премии Питера Даймонда о том, что кривые спроса и предложения по факту не пересекаются, а напротив, параллельны друг другу. Следствиями несоответствия структуры спроса и предложения является то, что компании вынуждены искусственным образом иметь широчайшую ассортиментную линейку товаров с четким пониманием того, что из нее реально будут продаваться лишь 2-3 позиции. Аркадий Цукер привел пример с рынком мясопереработки, где участникам рынка для реализации четырех видов колбасы приходится держать в наличии порядка 50. «Мы исследовали обувной рынок и пришли к выводу, что если у вас будет менее 40 позиций, то люди будут заходить и говорить, что у вас нет выбора, а следовательно и покупать нечего. Хотя реально им будут нужны лишь 2 пары», ─ привел пример Аркадий Цукер.

Таким образом, если вы не работаете на опережение, то вы можете легко попасть в тот самый разрыв между спросом и предложением и тем самым производить невостребованную продукцию, работая «на мусорную корзину».

Перечислив основные шаги по построению бренда, спикер в заключение дополнительно обратил внимание на то, что обещание должно выполняться во всех точках соприкосновения клиента с брендом – речь о рекламе, самом товаре, технологии продаж, опыте сотрудников. И лишь в последнюю очередь идеи бренда должны быть отражены в логотипе и нейминге.

«Обмани меня»

Знания «визуальной психодиагностики» и возможность «считывания» информации благодаря мимике и жестам собеседника полезны не только с целью развлечения, но и имеют важное значение в деловых переговорах. Вот и на «подъёме» одним из ключевых спикеров стал Герман Тепляков, который посвятил 3 мастер-класса вопросам, так или иначе посвященным «визуальной психодиагностике» и возможностям ее применения в профориентации, подборе персонала, бизнесе и.т.д. Как отметил Герман Тепляков, исторически сложилось так, что по факту восприятие любой информации при коммуникативном контакте лишь на 10% приходится на саму речь, а около 60% ─ на невербальную составляющую. Даже если человек хорошо контролирует свою речь и мимику, то его все равно могут выдать если не руки, то, к примеру, ноги. На конкретных примерах из презентации, включавшей в себя различные фото известных и узнаваемых политиков, Герман Тепляков профессионально вместе с залом классифицировал каждый используемый жест. С подачи участников тренинга, активно задававших вопросы, за 2 часа практически все распространенные жесты были разобраны. Однако занимаясь их расшифровкой, спикер сразу дал понять, что некорректно делать выводы из анализа лишь одного жеста, и что для системного подхода безусловно необходимо рассмотреть совокупность признаков. В заключение Герман Тепляков выделил и однозначно хорошие жесты, которые рекомендовал использовать по жизни.

Осознанность деятельности

На рост осознанности своей деятельности был направлен увлекательный, полезный и логично выстроенный тренинг Ивана Чубченко, руководителя учебного центра 2ГИСа. Он был посвящен тому, как не терять от работы энергию, а получать ее. Вместе с участниками тренер нарисовал диаграмму в виде ромашки из 7 лепестков, каждый из которых играл важную роль в рассматриваемом вопросе. Среди них – оптимизм, нахождение в состоянии «потока», умение видеть смысл во всем, возможность постоянно учиться на работе и открывать для себя смежные области для развития, расширять круг влияния за счет сужения круга забот, умение избавляться от навязываемых шаблонов мышления и выходить за рамки. Последнему навыку был посвящен эксперимент, в ходе которого участникам было предложено нарисовать на бумаге 3 ряда из 3 точек так, чтобы по форме образовывался квадрат. Далее предлагалось за сжатые сроки соединить все эти 9 точек четырьмя линиями, не отрывая руку от бумаги. Стоит ли говорить, что большинство участников мыслили в этом упражнении данным «квадратом» и не смогли выйти за его границы для решения вопроса? Собственно, этот тезис может служить одним из подтверждений важности умения выходить за рамки.

Также Иван Чубченко рассмотрел два «полярных» психотипа руководителя — Наполеона Бонапарта и Махатму Ганди, выделив ключевые различия с точки зрения модели управления. Одним из главных являлось то, что у людей, подобных Наполеону, их деятельность неотделима от их жизни. То есть человек воспринимает свою жизнь через свою работу¸ поэтому ему критически важно всецело ее контролировать. Такая модель способствует успеху компании, но полностью разрушает человека. Противоположностью выступает модель Ганди, умевшего отделять работу от своей жизни, но при этом в самых сложных ситуациях сохранять спокойствие и бодрость духа.

Отдельно была затронута и тема «потока», ─ термина, введенного известным психологом Михаем Чиксентмихайи. Как уже было сказано ранее, именно нахождение в «потоке» является одним из условий получения энергии от работы и от жизни в целом. Изменяя в своем сознании подход к интерпретации тех или иных событий, которые на первый взгляд могут казаться однозначно положительными или однозначно отрицательными, можно быть более счастливым и получать большее удовлетворение от своей повседневной деятельности. Правда для того, чтобы что-то получать, нужно и уметь отдавать, на что также обратил внимание Иван Чубченко.

Работа с самооценкой

Тому, как обладать адекватной самооценкой, вместе с участниками «подъёма» выясняла практикующий психолог Ксения Калиновская. Один из ключевых выводов был сделан ей еще в самом начале ─ самооценка, даже если просто внимательно посмотреть на само это слово, никак не связана с обществом. Только сам человек может оценить себя, а также продукт своего труда. Недовольство и неудовлетворенность достаточно часто бывают продиктованы тем, что под влиянием социальных факторов человек играет определенную роль в обществе и подстраивается под чуждую ему среду. Такой шаг может быть не иметь далеко идущих последствий лишь в краткосрочном периоде при четком понимании целей таких действий и плюсов, которые человек получит от него в дальнейшем. В остальных случаях из-за него могут образовываться проблемы, поскольку находясь «в маске», человек не способен в полной мере дружить, проявлять эмоции, общество становится ему чуждо, и.т.д. В ходе работы в группах участникам было предложено вспомнить последнюю сложную проблему, которая перед ними стояла, и то, благодаря какому качеству им удалось в первую очередь ее решить. В зависимости от того, какую характеристику участники ставили во главу угла, они объединились по группам, каждая из которых готовила презентацию по тому качеству, которое для них оказалось самым приоритетным. Совместными усилиями «подъёмовцы» выделили ряд ключевых характеристик, среди которых целеустремленность, любознательность, позитивные эмоции, работоспособность, целеустремленность, упертость, коммуникабельность, здоровье. Позже к ним добавились гибкость (умение переключаться) и изобретательность (умение найти правильный подход). Именно эти качества в совокупности и являются залогом адекватной самооценки.

В диалоге с подчиненными

Одним из примеров ярких мастер-классов в области менеджмента стал тренинг теперь уже московского бизнес-консультанта Ефима Чеботарева. В фокусе рассматривалась типичная реакция на поставленную задачу со стороны сотрудников. «Почему я?», «Не успею», «Это нереально» ─ такие фразы часто слышит любой начальник от своих подчиненных. Является ли это бунтом на корабле или профессиональной позицией? Чаще всего руководитель, опасаясь развития полноценного бунта, начинает продавливать: «Потому что я здесь начальник!», «Надо успеть!», «А я сказал: копать от забора и до рассвета!». И, конечно, побеждает. Вот только отсроченные последствия часто не радуют. Как же быть? Как не спровоцировать саботаж «побежденного» подчиненного и при этом не дать ему «победить» себя?

Решением этого вопроса может быть уход от дилеммы «победить» или «быть побежденным». То есть, прежде всего, по словам Ефима Чеботарева, важно понимать, что руководитель вообще не должен доказывать подчиненному, что тот должен выполнять его задачи (это решено еще на этапе трудоустройства). Но при этом руководитель должен быть готов разобраться в возникших у подчиненного затруднениях. То есть в ответ на возникшие возражения руководителю стоит задать встречный вопрос: «Что тебе мешает? Чем ты сейчас занят? Что ты предлагаешь?», перехватив тем самым управленческую инициативу.

Можно привычно «рявкать» на любое несогласие подчиненных, но тогда неизбежен разрыв между представлениями руководителя (его пожеланиями, задачами) и суровой действительностью (фактами и результатами работы). И в том, как нащупать грань между бунтом и демонстрацией профессиональной позиции, руководителю нужно разбираться и, что еще важнее, практиковаться для скорости и точности реакции, чему и был посвящен мастер-класс в рамках «подъёма».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ