Рынок ШПД в Сибири: меньше говорим, больше смотрим

Широкополосный доступ к «глобальной паутине» уже давно не является чем-то необычным. И за уходящий год на этом рынке не случилось каких-либо кардинальных поворотов, взлетов и падений: операторы продолжают наращивать абонентскую базу, запросы клиентов растут, а услуги, которые вчера казались малозначимыми, сегодня имеют реальный шанс стать рыночным флагманом. Кроме того, экономическая ситуация вновь привела к росту активности интеграционных процессов. Как изменилась расстановка сил на рынке — в материале «КС».

Оправдались ли летние прогнозы

При анализе текущей ситуации на телеком-рынке мы традиционно опирались на данные аналитического агентства iKS-Consulting, которое специально для «КС» оценило позиции операторов на конец III квартала 2014 года.

Как можно увидеть из предоставленных данных, первое место и по СФО, и по Новосибирской области в сегментах B2C и B2B удалось удержать «Ростелекому». Причем в Новосибирской области, по оценкам iKS-Consulting, доля оператора по показателю абонентской базы в сегменте B2C увеличилась с 33% до 34%, в СФО осталась неизменной. В B2B-сегменте «Ростелеком», напротив, увеличил долю. «Наша оценка в B2C-сегменте — удержание позиций на уровне 32% и 26% по СФО и Новосибирской области, в B2B — увеличение доли рынка до 32% и 34%», — комментирует ситуацию заместитель директора макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Валерий Беленький.

Второе место по Сибири в сегменте B2C занимает ТТК, доля которой по показателю абонентской базы, по оценкам iKS-Consulting, увеличилась с 11% до 12%. В Новосибирской области провайдер также нарастил позиции, что позволило ему впервые войти в ТОП-5 с показателем 6,3%. Также ТТК неплохо чувствует себя в сегменте B2B по СФО (речь идет о компаниях «ТТК-Западная Сибирь» и «ТТК Сибирь»), занимая 6,5% рынка против 6% годом ранее и уступая по этому показателю только «Ростелекому». «Согласно последним данным, полученным от IKS-Consulting, в период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года «ТТК-Западная Сибирь» увеличила свою долю по показателю абонентской базы в сегменте B2C до 7,3% в Новосибирской области и до 14% в Западно-Сибирском регионе, — отмечает Первый заместитель генерального директора «ТТК-Западная Сибирь» Дмитрий Васильев. — В сегменте B2B по Западно-Сибирскому региону данный показатель достиг 11%. К наиболее перспективным областям развития бизнеса «ТТК-Западная Сибирь» относятся Алтайский край, Кемеровская и Новосибирская области».

Неизменными остались позиции «Дом.ru» (ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»). «В соответствии с нашими данными, доля «Дом.ru» на новосибирском рынке ШПД остается стабильной при общем увеличении количества абонентов и по-прежнему составляет 17%, — подтверждает директор филиала «Дом.ru» в Новосибирске Дмитрий Мартазов. — Разница между ними и прогнозом iKS-Consulting связана с тем, что представленные агентством расчеты касаются области, а мы оцениваем только города нашего присутствия — Новосибирск и города-спутники».

А вот «Сибирские Сети», по оценкам iKS-Consulting, упали в доле в сегменте B2C Новосибирской области с 14% до 13%, что, впрочем, не помешало оператору сохранить за собой третье место. «По нашим данным, в направлении B2C «Сибирские Сети» сохранили свою долю, — говорит коммерческий директор оператора Сергей Вепренцев. — По итогам года ожидаем рост показателей, который непосредственно связываем с продуктом «Лайк» и дальнейшим развитием беспроводных решений. B2B-рынок Новосибирска насыщен и не растет быстрыми темпами, но растет доля бизнес-клиентов «Сибирских Сетей» в этом рынке».

Практически неизменной осталась доля «Новотелекома» в СФО и Новосибирской области в сегменте B2C, а вот в B2B-сегменте оператору удалось за год нарастить позиции с 10,9% до 11%. «Мы не оцениваем доли рынка по СФО и Новосибирской области, поскольку присутствуем только в Новосибирске и в нескольких городах Новосибирской агломерации», — комментирует результаты представитель пресс-службы «Новотелекома» Максим Низамутдинов.

Вектор развития

Как видно, расстановка сил на сибирском рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД) за последний год практически не изменилась, особенно в сегменте B2C. Резкого увеличения скоростей, появления качественно новых прорывных продуктов, выхода новых игроков за этот период зафиксировано не было. Не говоря уже о росте числа абонентов. Здесь рынок планомерно приближается к стадии насыщения, темпы прироста абонентской базы по сравнению с 2011–2013 гг. снизились: по оценке «Ростелекома», B2B и B2Cсегменты развиваются симметрично, и в обоих из них ожидаемый прирост абонентской базы составит 5–6%. Свободных абонентов практически не осталось, поэтому для операторов на первый план выходит удержание существующей абонентской базы и ее пополнение теми, кто уже попробовал широкополосный доступ в Интернет. Поэтому нынешняя политика оператора — это разнообразные новые сервисы и долгосрочные тарифные планы вида «чем дольше, тем выгоднее». Как констатирует Сергей Вепренцев, сегодняшних потребителей уже нельзя привлечь краткосрочными акциями: они предъявляют все более высокие требования к надежности связи и качеству предоставляемого сервиса: «В последнее время ИТ-рынок стал настолько динамичным, что потребителям теперь нужна не только и не столько услуга, например, по доступу в Интернет, сколько ее интеграция в жизнь — подключение всех устройств, настройка необходимого оборудования. Поэтому сейчас клиент выбирает комплексное решение «под ключ», как правило, пакетные предложения: Интернет, телевидение, для бизнеса добавляется телефония, VLAN и другие дополнительные сервисы».

Дмитрий Васильев также отмечает тенденцию перераспределения абонентов между операторами, предлагающими более выгодные условия подключения и обслуживания. «Факторами, оказывающими влияние на развитие рынка ШПД в регионе в сегменте B2C, являются его насыщение, развитие дополнительных сервисов, а также возросший спрос на услугу цифрового телевидения, — говорит он. — Сегодня абоненты, выбирая оператора телекоммуникационных услуг, ориентируются не только на высококачественную связь, но и на разнообразие дополнительных сервисов и услуг, предлагаемых провайдером».

Что касается рынка B2B, здесь главным событием года в Сибири стало объявление о слиянии двух старейших B2B-провайдеров — «Авантела» (2-е место в сегменте, 11,2%) и «Магистраль Телекома» (5-е место в сегменте, 6%).

«Укрупнение — способ, которым наши компании преодолевают сложную экономическую ситуацию, — поясняет мотивы сделки гендиректор новосибирского филиала «Авантела» Сергей Бойко. — Слияние оптимизирует расходы и не только сохраняет экономические показатели, но и позволяет активнее расти — выйти из города в область, например. Сегодня вне крупных городов конкурентный B2B-рынок связи практически отсутствует. Силами объединенного оператора это можно будет исправить, тем более что каналы «Магистраль Телекома» очень удачно дополняют нашу сеть в труднодоступных районах».

«Следующий год обе компании будут заняты интеграцией, — прогнозирует Сергей Вепренцев. — Думаю, что в полной мере эффект от этого объединения рынок ощутит в 2016 году». По мнению Дмитрия Мартазова, эта сделка, несомненно, скажется на расстановке сил в сегменте B2B, но «говорить о кардинальных изменениях преждевременно». Но одно ясно точно: это слияние вполне может быть не единственным — изменение экономической ситуации в стране заставит операторов перестраиваться к работе в новых условиях. А кризисные условия всегда служат хорошим толчком для слияний и поглощений.

«Ключевым трендом B2B-сегмента остаются растущие требования клиентов к уровню сервиса, который является сегодня одним из главных конкурентных преимуществ, — отметил Дмитрий Васильев. — Здесь рынок ШПД движется в направлении расширения спектра услуг и повышения их качества, а также совершенствования работы технических служб, обеспечивающих бесперебойность связи».

«Из общих трендов можно выделить высокий спрос на пакеты услуг и принцип «единого окна» при решении любых вопросов к оператору, — добавляет Дмитрий Мартазов. — В B2B-сегменте мы наблюдаем устойчивый рост интереса к облачным решениям, системам видеонаблюдения».

В целом, по мнению Максима Низамутдинова, B2B-сегмент растет быстрее в том числе благодаря «облачным» сервисам: виртуальным АТС, системам видеонаблюдения и т. д.

Нужно ТВ? Подпишись и смотри

Роль традиционной телефонии, по мнению Валерия Беленького, постепенно снижается, пусть и не очень быстро, но неуклонно. «Наша задача как оператора связи — постараться предложить абонентам такие решения, которые позволят замедлить сокращение рынка традиционной телефонии с одной стороны, а с другой — удовлетворить потребности наших партнеров в современных услугах связи», — говорит он. Конечно, для бизнес-аудитории надежная телефонная связь остается актуальной услугой. Но надолго ли? «С развитием онлайн-мессенджеров данный сервис становится сопутствующим к основной услуге — доступу в Интернет. Поэтому уже сейчас доля выручки от телефонии не превышает 10% от общей выручки по сегменту B2B», — говорит Сергей Вепренцев.

А вот цифровое ТВ, в частности интерактивное, уверено наращивает обороты. Практический все эксперты, которым «КС» задал вопрос на тему главных рыночных трендов за прошедший год, отметили быстрый рост спроса на эту услугу. «Мы ожидаем прирост доходов от услуг IPTV более чем на 30% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, — считает Валерий Беленький. — Доля доходов от ШПД и IPTV в структуре доходов МРФ Сибирь увеличилась с 22% до 24%. В дальнейшем мы прогнозируем продолжение активного роста данного рынка». «Прирост абонентской базы платного ТВ ТТК за последний год составил около 23% в Сибирском регионе, что в 1,5 раза выше прироста базы по ШПД», — добавляет Дмитрий Васильев.

Одной из главных причин роста популярности IPTV стала утрата главного сдерживающего фактора — необходимость покупки дополнительного оборудования. Планшетизация с одной стороны, рост популярности SMART телевизоров — с другой и развитие широкополосных систем связи с третьей привели к тому, что цифровое ТВ больше не привязано к устройствам потребления, как раньше. Сегодня практически все интернет-провайдеры, работающие в сегменте B2C, ввели в свой ассортимент услугу телевидения, — констатирует Сергей Вепренцев. — Эта услуга для интернет-провайдеров становится точкой роста — похожую аналогию мы могли наблюдать на рынке сотовой связи, где операторы, чьей основной услугой была телефонная связь, активно начали развивать мобильный доступ в интернет». А покупка приставки осталась необходимой только для владельцев старых моделей телевизоров.

Цифровое ТВ становится ключевым драйвером развития отечественного телеком-рынка хотя бы потому, что там есть куда расти. По данным «ЭР-Телекома», на сегодняшний день проникновение IPTV в крупных российских городах составляет 50–60%, в то время как быстрый Интернет есть более чем у 80% пользователей. Более того, сегодня эту разницу в 20–35% можно ликвидировать одной-единственной подписью, с помощью которой абонент ШПД получает в свое распоряжение десятки ТВ-каналов — больше ничего для этого не потребуется. «Платное ТВ более доходно, — сообщает Дмитрий Мартазов. — Операторы увеличивают ARPU за счет продажи пакетов каналов, контента, дополнительных сервисов, в то время как ARPU на ШПД рынке практически не изменяется. Кроме того, платное ТВ позволяет операторам позиционировать услугу как уникальную».

С точки зрения «Сибирских Сетей», еще один тренд, способствующий развитию в том числе и IPTV, — это постепенный отказ ШПД от проводов, а также тот факт, что все большую нишу в нашей жизни занимают мобильные устройства, сумевшие потеснить не только настольные ПК, но и телевизоры: «За год с момента запуска нашего продукта «Лайк» доля абонентов, использующих беспроводное соединение дома, выросла более чем в два раза — с 15% до 33%».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ,

первый заместитель генерального директора ТТК-Западная Сибирь

— Насколько можно говорить об изменении потребностей сибирских корпоративных клиентов с точки зрения потребления услуг связи?

— В связи с ростом объемов потребляемого корпоративными клиентами трафика (использования трафикоемких ресурсов, передачи мультимедийного контента) меняется структура клиентского спроса. Вследствие чего операторы связи стремятся расширить спектр предоставляемых услуг. Например, наша компания в сегменте B2B увеличила их число в два раза — до 20 наименований.

Немаловажным для клиента с точки зрения потребления услуг связи остается соотношение цены и качества, а также умение провайдера учитывать индивидуальные предпочтения заказчика. Многие корпоративные клиенты имеют географически распределенные офисы по всей стране, и задача оператора — объединить их в единую сеть, обеспечив комфортное обслуживание.

— Насколько такой параметр, как скорость доступа в Интернет, на сегодня определяет потребности корпоративных клиентов в области потребляемых ими сервисов?

— Скорость доступа в Интернет является одним из важных факторов для клиентов. Ресурсы сети «тяжелеют», а работа с набирающими популярность трафикоемкими интернет-сервисами (например, таким как видеосвязь) в принципе предполагает наличие гарантированного качественного и бесперебойного доступа в Интернет и требует высокой пропускной способности канала.

— Какие возможности дает высокая скорость доступа в Интернет с точки зрения сервисов?

— Высокая скорость доступа это — прежде всего комфорт, который получает пользователь при работе в Интернете. Она способствует сокращению временных затрат клиента на обмен информацией большого объема.

— На ваш взгляд, какие направления услуг сейчас являются драйверами роста телеком-сегмента B2B и B2C?

— Драйвером роста на телекоммуникационном рынке в сегменте B2B по-прежнему остается скоростной доступ в Интернет, как в качестве отдельной услуги, так и в комплексе с другими услугами связи, такими, например, как услуга построения виртуальных частных сетей IP VPN и телефонией. При этом для корпоративных клиентов также важно улучшение качества обслуживания. В сегменте B2C к драйверам роста можно отнести увеличение числа разнообразных дополнительных сервисов, предлагаемых провайдерами в комплексе с основными телекоммуникационными услугами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ