Промышленный кластер среди «зеленого моря тайги»

«КС» продолжает проект «Крупнейшие бизнес-проекты СФО», проводимый при поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе. В прошлом материале данного цикла мы составили обзор первоочередных инвестиционных проектов СФО, включенных в перечень, утвержденный председателем правительства РФ еще в 2010 году.

В этом выпуске «КС» рассмотрит крупный инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», который был утвержден распоряжением правительства Российской Федерации 30 ноября 2006 года, и сейчас близится к завершению. Инвестиционная емкость этого проекта — 274,4 млрд руб., из них 232,5 млрд руб. составляют частные инвестиции, 41,2 млрд руб. — инвестиции федерального уровня и 0,7 млрд руб. — инвестиции Красноярского края. «КС» рассмотрел, позволили ли по факту многомиллиардные инвестиции осуществить комплексный масштабный проект, не имеющий равных в новейшей истории России.

Результат многолетней работы по освоению Нижнего Приангарья, методично проводившейся в Красноярском крае, имеет шанс стать крупнейшим современным российским инфраструктурным проектом. Здесь, на обширных территориях Восточной Сибири размером с небольшое европейское государство, сочетаются инвестиции самого разного уровня — федерального, краевого и частного. Практика государственно-частного партнерства показывает возможности успешной совместной реализации крупнейшей инфраструктурной программы. Сочетание интересов инвесторов самого широкого круга было в определенной степени призвано служить залогом успеха развития не просто отдельного производства, а мощнейшего промышленно-логистического района, который к тому же не замыкается на узкоспециализированном производстве, а значительно расширяет возможности поставок за пределы Красноярского края электроэнергии, продукции переработки полезных ископаемых и лесных ресурсов.

 такелажные работыВпрочем, далеко не каждому проекту, даже в свое время обоснованному авторитетными экспертами и принятому на самом высоком уровне, суждено быть реализованным в установленные сроки. Да и реальность исполнения проекта при неоднократной смене глав Красноярского края вполне могла подвергнуться существенным корректировкам. Однако установленная первоначальными планами стратегия развития не подвергалась серьезным изменениям, и проект постепенно приносил все новые и новые результаты, превращая огромные районы Красноярского края в территории действующих производств и наращивая экономический потенциал региона.

Ангарская генерация

Сердцевиной всего развития Нижнего Приангарья является Богучанская ГЭС (БоГЭС). Ее сооружение началось в 70-х годах прошлого века, и сегодня в это строительство вложены средства федерального и краевого бюджетов, обеспечившие работы по подготовке к наполнению ложа проектируемого водохранилища, созданию жизнеобеспечивающих объектов социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры, а также инвестиции компаний «РусГидро» и РУСАЛ. Эти вложения в совокупности с кредитами Внешкономбанка начали давать отдачу два года назад — в 2012 году первый, второй и третий гидроагрегаты первой очереди Богучанской ГЭС переведены в режим постоянной промышленной эксплуатации. Сегодня введены в промышленную эксплуатацию восемь из девяти агрегатов с установленной мощностью 2667 МВт. Ожидается, что до конца 2014 года произойдет ввод последнего, девятого агрегата, а выход станции на проектную мощность 3000 МВт произойдет после заполнения водохранилища до проектной отметки 208 м.

По данным пресс-службы «РусГидро», станция начала работать в режиме промышленной эксплуатации на Оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) с 1 декабря 2012 года. На сегодняшний день выработка ГЭС превысила 12 млрд кВт•ч электроэнергии, в том числе за 9 месяцев текущего года — 7 млрд кВт•ч. Уже сейчас, до выхода на проектную мощность и ввода в строй всех объектов строительства, Богучанская ГЭС — крупный налогоплательщик: за 9 месяцев 2014 года выплачено более 1,3 млрд рублей в федеральный и краевой бюджет (все доходы бюджета Красноярского края на 2015 год — это 148 млрд рублей).

Сооружение генерирующих объектов таких мощностей не имеет прецедента в новейшей истории России. Недаром Богучанская ГЭС по итогам II квартала 2014 года заняла 3-е место в рейтинге «Генерирующие компании — эффективность на рынке», который составлен Некоммерческим партнерством «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (НП «Совет рынка»).

«Мы завершаем невероятно сложный федеральный проект, переживший перестройку и мировой финансовый кризис. Конечно, все вертится вокруг Богучанской ГЭС. Существует очень удачное сравнение энергосистемы с живым организмом, где гидроузел — это сердце, а линии электропередачи — артерии, по которым течет электроэнергия. Так и в Нижнем Приангарье благодаря проекту появляется нормальное «кровообращение» и регион «оживает». Сейчас мы вышли на финишную прямую. Богучанская ГЭС была запущена всего два года назад, а сегодня энергетики уже готовят к вводу последние агрегаты», — оценивает результаты строительства БоГЭС заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Сергей Натаров.

Таким образом, начиная с 2015 года Нижнее Приангарье как совокупность взаимосвязанных инфраструктурных проектов получает полное энергоснабжение, которого хватит как на развитие региональных проектов, так и на поставку в другие сибирские регионы. В связи с этим весьма интересно высказывание губернатора Красноярского края Виктора Толоконского 28 октября 2014 года на пленарном заседании VII съезда депутатов края: «Резерв электроэнергии в Красноярском крае практически соответствует объему потребления. Мы можем удвоить его в своем крае. Реализовать это можно только привлечением особых потребителей. Ну и, конечно, строительство ЛЭП для передачи электроэнергии в Западную Сибирь, где все регионы энергодефицитные полностью. Ни в Новосибирской, ни в Омской, ни в Томской областях, ни в Алтайском крае, ни в Республике Алтай, ни в Тыве нет мощностей по электроэнергии, чтобы можно было строить новое жилье». Впрочем, опрошенные «КС» аналитики считают, что электроэнергии будет производиться столько, сколько нужно, и никто не будет стремиться к максимальной выработке на каждом энергоблоке, если она не требуется. «Учитывая, что у нас уже несколько лет успешно работает ОРЭМ, продать электроэнергию не составит труда», — добавляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Энергетическая и транспортная инфраструктура Нижнего Приангарья

Очевидно, что потенциал обеспечения электроэнергией невозможно реализовать в полной мере без возведения электротранспортной инфраструктуры. На языке энергетиков такая инфраструктура именуется «схемой выдачи мощности», и строительство такой «Схемы» было заблаговременно предусмотрено в проекте «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». За неброским профессиональным названием скрываются работы огромного масштаба — за несколько лет предстояло соорудить восемь законченных объектов энергоснабжения и передачи электроэнергии в различные районы Красноярского края и Иркутской области. При одном при взгляде на карту Красноярского рая, на которой левобережье Ангары покрыто густым зеленым цветом таежных лесов с почти незаметными малочисленными дорогами, становятся ясными истинные масштабы предстоящих работ.

Инфраструктурный проект «Проектирование и строительство объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС» как часть программы развития Нижнего Приангрья включает в себя возведение четырех подстанций (220 кВ — «Приангарская», «Раздолинск» и «Кодинская», 500 кВ — «Озерная»), связанных с БоГЭС сетью линий электропередачи, а также магистральных линий электропередачи (ЛЭП).

Цифры общей протяженности линий электропередачи превышают тысячу километров и дают представление о масштабности проекта, исполнение которого началось восемь лет назад и заканчивается в наши дни. Две из трех линий электропередачи общей протяженностью 600 км проходят по труднодоступным территориям Кежемсккого, Богучанского и Мотыгинского районов Красноярского края. Во второй половине 2014 года активно проходили пусконаладочные и испытательные работы — так, в середине октября на седьмом объекте схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС — подстанции «Тайшет-2» («Озерная»), расположенной в Иркутской области, — началась постановка оборудования под напряжение для проведения пусконаладочных работ, а до конца года планируются пусконаладочные работы на последнем, восьмом объекте схемы выдачи мощности БоГЭС — воздушной линии, соединяющей подстанцию «Тайшет-2» («Озерная») с подстанцией «Ангара».

Надо отметить, что реализация этого инфраструктурного проекта проводилась в полном соответствии с концепцией государственно-частного партнерства (ГЧП), при котором властные структуры разного уровня средствами федерального и региональных бюджетов обеспечивают необходимые условия для последующего ведения бизнеса, в первую очередь — в части энергетической и транспортной инфраструктуры. На реализацию «Проектирования и строительства объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС» в далеком 2006 году было предусмотрено выделение более 25 миллиардов рулей из средств инвестиционного фонда РФ. «Со стороны правительства края завершается подготовка электроэнергетической инфраструктуры, крупных объектов напряжением 500 кВ, которые не так часто строятся в стране, — говорит Сергей Натаров. — К примеру, только воздушных линий электропередачи построено почти тысяча километров, и именно по ним пойдет или уже поступает энергия в районы Красноярского края и Иркутской области».

По аналогичной схеме велось и строительство транспортной инфраструктуры, предусмотренное проектом «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» в виде двух инвестиционных подпроектов «Реконструкция и строительство участков автодороги Канск–Абан–Богучаны–Кодинск» и «Строительство железнодорожной линии Карабула–Ярки в Богучанском районе». Автомобильная дорога уже введена в эксплуатацию, в ближайшем будущем ожидается и ввод железной дороги. Эта линия длиной в несколько десятков километров станет продолжением северного ответвления Транссиба Решоты–Карабула протяженностью 257 км. Таким образом, с полным завершением строительства железнодорожный путь выйдет на берег Ангары около Богучан, а к 2015 году прогнозируемый грузопоток ветки составит 2,1 млн т в год. При этом, по словам представителя департамента общественных связей компании РУСАЛ Леонида Богомолова, на первом этапе пропускная способность станции «Пихтовая» составит 1 млн тонн грузов в год, затем будет увеличена до 2,1–2,2 млн тонн в год (260 вагонов в сутки).

Так, к началу 2015 года в Нижнем Приангарье сложатся условия для превращения «зеленого моря тайги» в современный промышленный кластер. Государство практически выполнило свои обязательства по созданию условий для дальнейшего развития бизнеса в этом регионе. Одновременно развивается социальная инфраструктура. «Деревни и села на берегах Ангары получают школы и детские сады, уникальные водозаборы, современные очистные сооружения и многое другое», — рассказывает Сергей Натаров. Леонид Богомолов подтверждает, что «для будущих сотрудников завода в поселке Таежный строится комплекс многоквартирных домов. Для размещения и создания комфортных условий проживания сотрудников продолжается строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры объемом более 100 тыс. кв. м. На данный момент 167 квартир одного из домов полностью сданы и заселены, а до конца 2014 года готовятся к сдаче еще 470 квартир. В планах — строительство двух детских садов на 250 мест каждый, школа на 350 мест и поликлиника».

Безусловно, предстоит решить еще немало задач, в том числе связанных с подведением объектов транспортной и энергетической инфраструктуры до конкретных промышленных, жилых и социальных объектов. И первые шаги в освоении мощностей, созданных за счет федерального и краевого бюджета, ожидаются от крупного бизнеса, который готовит свои мощности параллельно с развитием кластерной инфраструктуры. Речь в первую очередь идет о строительстве двух предприятий, которые объявили о готовности начала работы в самое ближайшее время.

Промышленность Нижнего Приангарья

Первое их них — Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ), основной потребитель электроэнергии Богучанской ГЭС. Это предприятие возводится на средства частного инвестора — компании РУСАЛ, которая в 2010 году привлекла финансирование Внешэкономбанка на общую сумму 50 млрд рублей (около $1,7 млрд.).

В январе 2011 года РУСАЛ объявил о возобновлении строительных работ с плановым сроком выпуска первого металла в марте 2013 года, однако сроки этого события были перенесены. В сентябре 2014 года появилось сообщение о готовности завода выдать свой первый металл до конца текущего года и начать загружать железнодорожную линию Карабула–Ярки, построенную специально для нужд БоАЗа. Леонид Богомолов считает, что после выхода на полную мощность Богучанский алюминиевый завод займет третье место в России после Красноярского и Братского алюминиевых заводов РУСАЛа — двух крупнейших в мире алюминиевых предприятий.

Вполне возможно, что некоторое замедление темпов строительства связано с неблагоприятной конъюнктурой цен на «крылатый металл» в прошлые годы, однако сейчас аналитики прогнозируют рост цен на 2015 год, а также ожидают в 2017 году дефицит алюминия на мировом рынке. Такие прогнозы дают надежду на запуск БоАЗа в следующем году, однако заставляют задуматься о чрезмерной зависимости результативности государственных инвестиций от нестабильности экспортных цен. Но Дмитрий Баранов считает, что не может быть никаких вопросов об обоснованности инвестиций в проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»: «Во-первых, инвестиции уже сделаны, многие проекты реализованы или близки к завершению. Но главное, что этот проект полностью укладывается в государственную политику России. Нет никаких сомнений в том, что развивать Сибирь и Дальний Восток жизненно необходимо для нашей страны».

Соотносить будущий проект, который еще только начал реализовываться, с текущими экономическими условиями, по мнению аналитика, в корне неверно. «Любой проект из вышеперечисленных рассчитан на длительную перспективу, и конъюнктура еще неоднократно изменится, как изменятся и цены на реализуемые товары и услуги. То, что сейчас ситуация в металлургии непростая, совершенно не означает, что такой она останется и в будущем. Не стоит забывать о том, что металлургия — эта та отрасль, которая переживет любые кризисы и справится с любой ситуацией. Без металла в нашей жизни практически не обойтись. Что бы мы ни производили, металл есть почти во всех привычных нам товарах, а в тех товарах, где его нет, он использовался при их изготовлении. Поэтому спрос на металлы будет всегда, нулевым он не станет в течение предстоящих нескольких десятилетий как минимум, ведь нет лучшего материала для производства сотен тысяч видов продукции», — говорит эксперт. Он напоминает, что колебания, подобные нынешним колебаниям спроса и цен в мировой металлургии, бывали неоднократно, и всегда после периодов снижения наступал период роста. Так будет и на этот раз, надо лишь набраться терпения и подождать, уверен эксперт.

Как ни странно, но современная экономическая ситуация, в первую очередь падение рубля, позволяет проявлять определенный оптимизм относительно перспектив БоАЗа как основного резидента Нижнего Приангарья. Оплачивая свои издержки в рублях и получая прибыль в долларах, РУСАЛ имеет возможность фиксировать прибыль за счет удачной переоценки экспортной выручки. Леонид Богомолов отмечает, что на БоАЗе будут достигнуты одни из наилучших в алюминиевой отрасли показателей себестоимости производства за счет доступа к дешевой электроэнергии, генерируемой БоГЭС, а также высокой автоматизации производства и низкого коэффициента ручного труда. При этом, говорит Леонид Богомолов, «на предприятии после выхода на полную мощность будет работать почти 3500 человек, более половины из которых будет занято на основном производстве завода. Для работы на первом пусковом комплексе БоАЗа потребуется 840 сотрудников, в том числе более 700 работников рабочих профессий. Средняя оплата труда представителям рабочих профессий будет составлять 50–55 тысяч рублей».

Второй перспективный резидент промышленного нижнеангарского кластера «Богучанский лесопромышленный комплекс (ЛПК)», инвестором строительства которого выступает ЗАО «Краслесинвест», имеющее в свою очередь единственным акционером и инвестором Внешэкономбанк. За весь период реализации проекта объем вложенных денежных средств составил на начало 2014 года более 16 миллиардов рублей. В рамках реализации Богучанского ЛПК создается уникальный вертикально интегрированный комплекс, который охватывает весь цикл переработки древесины от заготовок сырья до выпуска продукции высокого передела, а первая очередь ЛПК включает современный лесопильный завод, спроектированный для переработки пиловочника хвойных пород древесины с целью производства высококачественных отделочных и строительных пиломатериалов. И это производство вошло в строй синхронно с подготовкой инфраструктуры — 5 сентября 2014 года открылась первая очередь лесоперерабатывающего комплекса — лесопильно-сортировочный комплекс, который оснащен современной техникой из Финляндии и Германии. Важность этого пуска подчеркнуло участие в нем в то время еще временно исполняющего обязанности губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, который отметил: «Для региона создание и развитие предприятий по глубокой переработке древесины — важнейшая, приоритетная задача. Нам очень важно повысить эффективность использования местных природных ресурсов».

Запуск промышленного кластера в Нижнем Приангарье примечателен не только за счет многомиллиардных вложений и огромных территорий, на которых проводилось строительство различных объектов промышленной и транспортной инфраструктуры. Не менее знаменательным является то, что проект развития региона реализовывался во взаимодействии государственных и частных финансов, а также показал возможность долгосрочных скоординированных действий инвесторов — федерального бюджета, компаний «РусГидро», РУСАЛ, ВЭБ, обеспечивающих запуск отдельных проектов в единый период конца 2014-го — начала 2015 года. Возможно, уже во втором полугодии следующего года можно будет не только подвести итоги работы энергетической и транспортной инфраструктуры, но и увидеть первые результаты промышленного производства на освоенных территориях Нижнего Приангарья. Сергей Натаров, реалистично оценивая настоящее и с оптимизмом смотря в будущее, отмечает, что «тысячи людей получили работу на стройках, на самой гидроэлектростанции, на Богучанском ЛПК. Новый виток начнется с открытием алюминиевого завода в Богучанском районе. Тогда все встанет на свои места, цепочка замкнется. Но уже сейчас можно сказать, что за время реализации проекта коренным образом изменился целый сибирский регион, изменилась судьба каждого жителя Нижнего Приангарья». С ним согласен председатель правления АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь» Тарас Демиденко, который считает, что влияние реализации данного проекта на экономику региона и бюджеты всех уровней огромное, т. к. способствует решению задач федерального и регионального значения, в том числе соответствует приоритетам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, а также Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ