Сыграть на опережение

Как стало известно «КС», два крупных новосибирских провайдера сегмента B2B — «Авантел» и «Магистраль Телеком» — приняли решение о слиянии. Мотивами сделки стало то, что вне крупных городов Сибири конкурентный b2b-рынок связи практически отсутствует, а силами объединенного оператора это можно будет исправить. Исходя из занимаемой доли новый участник рынка станет главным конкурентом «Ростелекома» в Новосибирске в сегменте b2b. Впрочем, несколько лет назад в регионе уже анонсировалась крупная интеграционная сделка между «Новотелекомом», «Томтелом» и «Е-Лайт Телекомом», которая в итоге так ни к чему и не привела.

ЗАО «АВАНТЕЛ» — федеральный b2b-оператор связи с филиалами в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Томске и других крупных городах. Компания предоставляет юридическим лицам телефонную связь и доступ в Интернет, реализует индивидуальные проекты связи и строит сети на заказ. Компания основана в Новосибирске в 2002 году.

ЗАО «Магистраль Телеком» — старейший в Новосибирске частный корпоративный провайдер, также оказывающий услуги связи физическим лицам. Компания основана в 1997 году и участвовала в запуске первой в России системы синхронизации GPS. В настоящее время активно работает и на межоператорском рынке, предоставляя в аренду каналы своей оптической сети другим провайдерам и крупным многофилиальным организациям.

О готовящейся сделке «КС» стало известно от источника в «Авантеле». В самой компании подтвердили данную информацию. Стоимость сделки не сообщается, однако, по словам директора Новосибирского филиала «Авантел» Сергея Бойко, «оценка обеих компаний происходила из текущих принятых на телеком-рынке мультипликаторов».

По словам участников сделки, на момент объединения сеть «Авантел» в Новосибирске включала более 1000 бизнес-центров и прочих административных зданий, а сеть «Магистраль Телеком» — более 300.

По оценкам iks-Consulting, подготовленным по просьбе «КС», компания «Авантел» по итогам трех кварталов 2014 года заняла 3-е место на рынке интернет-доступа в сегменте B2B после «Ростелекома» и «Новотелекома» с долей 10,8% (против 11,2% годом ранее). В свою очередь «Магистраль Телеком» занял 5-е место с долей в 6%. Таким образом, объединенный оператор даже с учетом пересечения абонентской базы закрепит за собой второе место в сегменте b2b в Новосибирске после «Ростелекома» (32%).

«Укрупнение — способ, которым наши компании преодолевают сложную экономическую ситуацию, — поясняет мотивы сделки Сергей Бойко. — Слияние оптимизирует расходы и не только сохраняет экономические показатели, но и позволяет активнее расти — выйти из города в область, например. Сегодня вне крупных городов конкурентный b2b-рынок связи практически отсутствует. Силами объединенного оператора это можно будет исправить, тем более что каналы «Магистраль Телекома» очень удачно дополняют нашу сеть в труднодоступных районах».

С позицией Сергея Бойко согласен генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Укрупнение, по его словам, действительно хороший выход из сложной экономической ситуации. «На рынке большие проблемы, в том числе и в связи с экономической ситуацией в стране — труднее стало получать кредиты, а ведь именно на них развивались компании. Поэтому крупные игроки имеют больше возможностей. Сейчас объединенная компания будет контролировать более 17% рынка, что позволит четче выстраивать маркетинговую политику. Конечно, будут пересечения по БЦ, но это неизбежно», — считает Денис Кусков.

В настоящий момент все юридические процедуры уже завершены. Теперь двух провайдеров ожидает переход на единые бизнес-процессы и формирование общей организационной структуры.

«Первоочередная наша задача — сделать все так, чтобы абоненты ничего не заметили, — обещает Бойко. — Услуги у всех останутся прежними, и роста тарифов мы не допустим, но появится возможность переезжать внутри общей сети без смены телефонных номеров и тарифов. В текущих рыночных условиях многие компании оптимизируют расходы и перемещаются по городу из офиса в офис. Наша задача — обеспечить им прозрачный перенос телефонных номеров и всех остальных услуг в любое здание Новосибирска. Новая объединенная сеть покрывает почти весь город».

На данный момент также известно, что долговременная стратегия новой объединенной компании будет строиться под брендом «Авантел».
Некоторые участники телеком-рынка также считают состоявшееся объединение разумным шагом, который может быть выгоден для обоих участников. Так, по словам директора «Сибирских Сетей», Александра Шиляева, сделка перспективна с точки зрения развития обеих компаний. «Ожидаемо, что объединенная компания получит более хороший операционный результат — как минимум за счет сокращения дублирующих затрат. Сделка в очередной раз демонстрирует тенденцию рынка на консолидацию крупных игроков. Действительно, в условиях незначительного ежегодного роста телеком-рынка компании все больше смотрят на увеличение своей эффективности, повышение производительности труда, и это является на сегодня одним из резервов увеличения прибыли телеком-компаний», — поясняет Александр Шиляев.

Солидарен с коллегой и директор компании «Стартелеком-Новосибирск» Михаил Куницын. По его мнению, процессы слияния и поглощения компаний на местном телекоммуникационном рынке, приостановившиеся в 2011 году, рано или поздно должны были возобновиться. «В ситуации с объединением двух названных компаний четко прослеживается синергетический эффект, т. к. сети двух этих операторов пересекаются незначительно, и компании будут хорошо дополнять друг друга. Например, «Магистраль Телеком» — сильный оператор в банковском секторе, и, соединившись с ним, «Авантел» получит новые возможности в этой сфере. В свою очередь «Авантел», имеет сильный маркетинг, и в этом смысле «Магистраль» тоже получает существенный бонус от объединения, — сказал Михаил Куницын. — В целом это очень грамотный ход, который значительно повлияет на расстановку сил на рынке. Обеим компаниям он принесет серьезный рост, так что их можно только поздравить. Что касается стоимости сделки, то в сложной экономической ситуации, которая сейчас сложилась в стране, оценить ее нелегко. Сейчас есть компании, которые готовы отдавать клиентскую базу даже бесплатно и уходить с рынка, поэтому предположить стоимость этой сделки довольно сложно».

Говоря о рисках объединения, участники рынка называют возможные сложности в слиянии разных корпоративных культур организаций, причем организаций, похожего размера. «Это обычно приводит к противостоянию и снижению эффективности объединенной компании на первых этапах развития, но управление этим риском — в руках менеджмента компании», — считает Александр Шиляев. Напомним, что «Авантел» отметился на рынке сложной схемой управления с элементами так называемого «корпоративного социализма», что способствует более длительной адаптации новых сотрудников. Насколько такая модель приживется в объединенной компании, вызывает вопросы у участников рынка.

В 2011 году была анонсирована громкая интеграционная сделка, касающаяся объединения крупнейшего новосибирского провайдера «Новотелекома», томского «Томтела» (принадлежащего «Стреле Телеком») и кемеровского «Е-Лайт-Телекома» (GoodLine). Сделку планировалось завершить в начале 2012 года, и она должна была помочь «Новотелекому» и «Е-Лайт-Телекому» сохранить независимость от федеральных структур. Тогда участники рынка высказывали опасения в жизнеспособности такого альянса. Как показала практика, все эти опасения оказались отнюдь небезосновательными. Год спустя глава «Новотелекома» Олег Игнатенко признал «КС», что «объединение в том виде, в котором планировалось, не состоялось». От комментариев по оценке сделки между «Авантелом» и «Магистраль Телекомом» в компании отказались.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ