Дуэт, а не дуэль

Представление балета «Спартак» в НГАТОиБ 17 октября стало особенным. В этот вечер на сцену вышли Игорь Зеленский в партии Красса и Сергей Полунин, дебютировавший в заглавной партии. Анна Жарова исполнила партию Фригии — это был ее первый выход на сцену после рождения второй дочери. Эгину станцевала Анна Одинцова, ставшая в прошлом сезоне номинантом «Золотой маски». Полный аншлаг.

Балет «Спартак» на музыку Хачатуряна в постановке Григоровича — одна из вершин большого стиля советского балета. Купить билеты в театр на эту постановку было просто удачей. Потрясший в свое время весь мир балет стал прорывом в танцевальной драматургии. «Именно классический танец царил в монологах, дуэтах, массовых сценах — виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех героев балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику. Впервые затанцевали Спартак и Красс», — полагает балетный критик Виолетта Майниеце. Для исполнителей балет — и непростое испытание, и большая честь.

Постоянный приглашенный солист театра, лауреат Международных конкурсов Сергей Полунин имеет собственные причины относиться к этой партии неравнодушно. «Балет «Спартак» был моим любимым в детстве. Именно по нему я учился танцевать, пересматривая чуть не каждый день съемку «Мосфильма» с Владимиром Васильевым. Для меня большая честь станцевать его в Новосибирске, воздав дань памяти великому хореографу и великому танцовщику, которые стали для меня источником вдохновения. Думаю, в моем образе Спартака соединились хореография Григоровича, стиль Васильева и мое собственное видение. Обычно я танцую от души, по настроению, и что-то мое появляется в каждой роли, которую я исполняю», — рассказал Сергей Полунин.

Появление Полунина в роли Спартака стало особенным и для зрителей: в начале сезона Сергей объявил о том, что уходит из балета ради кинематографической карьеры. К счастью, он передумал. «Возможно, в январе я отправлюсь обратно на съемки сериала, в котором принимаю участие. Но весь последний месяц я горел желанием вернуться на сцену и станцевать те партии, которые хотел бы станцевать, и о которых жалел бы, если бы не станцевал», — поделился своими чувствами Сергей. В отрыве от балета Сергей стал героем документального фильма, часть съемок уже завершилась на Гавайях, некоторые эпизоды будут отсняты в Новосибирске. Автор фильма — известный фотограф и режиссер Дэвид Лашапель, известный своим ироничным стилем сюрреалистического гламура. Сергей Полунин рад, что съемки проходя в России: это, по его мнению, поможет поддержать положительный имидж нашей страны в мире.

«Мне нравится Новосибирск, я люблю здесь танцевать, и вовсе не из-за гонораров. Недавно мы поговорили с директором театра Борисом Мездричем и Игорем Зеленским и решили помогать студентам Хореографического колледжа, возьмем на обеспечение шесть человек», — рассказал о дальнейших планах Полунин. Долгосрочное планирование не слишком хорошо уживается с ярким темпераментом этого артиста, но по крайней мере ближайшие три месяца он планирует отдать балету.

Исполняя партии своей мечты, Сергей Полунин был практически безупречен с точки зрения техники танца, сочетая силу с легкостью, а точность с непринужденностью. Спартак Полунина получился трагическим и сомневающимся, воинственным и любящим. После окончания спектакля артист нашел возможность принять участие в закрытой автограф-сессии, организованной для приехавших из других городов поклонников балета, активных балетоманов из клуба зрителей и участников групп театра в социальных сетях.

В дуэте с Полуниным на сцену вышла любимая зрителями прима, народная артистка Анна Жарова, быстро набравшую хорошую форму после рождения второй дочери. Приятно, когда на сцене можно видеть сразу нескольких исполнителей, позволяющих зрителям забыть о технических сложностях балета и насладиться им как произведением искусства. Дуэт получился на редкость гармоничным и убедительным. Вторая ведущая женская партия досталась Анне Одинцовой, чей профессионализм и стабильность вызывают уважение — она перетанцевала едва ли не все ведущие партии репертуара, а в прошлом сезоне удостоилась не только номинации на «Золотую маску», но и уверенной похвалы со стороны строгих столичных критиков.

И наконец, Игорь Зеленский в коронной для него партии Красса, ставшей по признанию публики и прессы одной из лучших интерпретаций этого знаменитого образа. На сей раз Красс был холоден и жесток, но вовсе не однозначен. В паре с мятущимся Спартаком образ коварного диктатора приобрел новые обертоны — мы увидели человека, который способен усомниться в своей вседозволенности. Финальный поединок заставил зал затаить дыхание.

На дружеском вечере в честь спектакля, который проходил в ресторане SALT, Игорь Зеленский поблагодарил всех гостей и руководство театра. «Спасибо за предоставленную возможность воплотить в реальность наши творческие фантазии, сделать сказку былью в наше непростое время. Мы очень рады возвращению Сергея Полунина, с которым вели переговоры в течение трех месяцев. По поводу спектакля хочу сказать, что настоящее искусство всегда современно, насущно и полезно. Это в полной мере относился к балету Григоровича, созданному еще в 60-е годы. Благодаря мастерству артистов спектакль радует публику и по сей день», — отметил художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский.

Из зрительного зала

Лина Перлова,
учредитель и генеральный директор галереи дизайна «Бултхауп», Санкт-Петербург:

— Трудно сосчитать все спектакли Игоря Зеленского, которые мне удалось посетить, — не будет преувеличением сказать, что я объездила за ним всю Европу, а в последнее время все чаще бываю в Новосибирске. В мае 2008 года была здесь на его первом творчестве вечере, потом на премьере «Баядерки» на гастролях новосибирского балета в Париже (три раза), в Мадриде на премьере «Лебединого озера». Пропустила «Щелкунчика», потому что не было билетов, и теперь собираюсь приехать на ближайшее представление этого балета. Надеюсь, он получит «Золотую маску». Конечно, я также была в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко на премьере «Майерлинга», когда Игорь танцевал принца Рудольфа, и на премьере «Манон Леско» в Ковент-Гардене, множество раз — в Мюнхене и в Афинах.

Сегодня я испытала настоящее потрясение от хореографии Григоровича, впервые увидев Игоря в отрицательной роли. Ему удалось сыграть обобщение зла — это не просто римский полководец, а собирательный персонаж. Роль философская и драматическая, фантастическая техника. Прекрасен был и Сергей Полунин, настоящая звезда. Новосибирский театр оперы и балета делает огромное дело, и недаром публика после спектакля встала и сделала шаг к сцене. Радует, что как художественный руководитель Игорь Зеленский, в отличие от многих звезд, не боится соперничества и дает возможность молодым артистам показать свой талант и возможности. Сергей — сильнейший премьер, и это сотрудничество на сцене создало мощную энергетику, которая явственно ощущалась в зале.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ