«Вступая в должность, иллюзий не испытывал»

Около полугода назад управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков оставил бизнес и по предложению нового мэра Анатолия Локтя возглавил комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска.

Удалось ли создать и отладить новый механизм отношений между мэрией и предпринимателями, какие задачи уже были реализованы новоиспеченным чиновником, а также о новых законотворческих мерах, коснувшихся сферы малого и среднего бизнеса, СЕРГЕЙ ДЬЯЧКОВ рассказал в интервью «КС».

«Первые 100 дней»

— Какие первоочередные задачи вы поставили перед собой в новой должности, что уже удалось реализовать?

— Изначально за первые 100–120 дней работы в комитете я планировал проанализировать и систематизировать проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в Новосибирске. Это, думается, удалось, понимание ситуации сложилось, к тому же действительность оказалась соответствующей моим ожиданиям.

— И какова эта действительность?

— В целом Новосибирск можно назвать комфортным для малого и среднего бизнеса. Не могу сказать, что те проблемы, на решение которых может повлиять городская и областная власть, кардинальным образом препятствуют деятельности бизнесменов в городе. Тем не менее спорные вопросы, которые касаются взаимодействия с местными властными структурами и того, что я называю «мягкой инфраструктурой», есть, и комитет начал их решать. Нужно отметить, что многие из выявленных проблем контролируются федеральным законодательством, а также монополистами, на это, конечно, влиять сложно, и никаких иллюзий на этот счет я не испытывал, вступая в должность.

— Над устранением каких препятствий для малого бизнеса в Новосибирске сейчас работаете?

— Есть десятый приказ областного минпромторга, о котором я не раз говорил и согласно которому схема размещения нестационарных объектов торговли пересматривается муниципалитетом только один раз в год. Предпринимательское сообщество обращается к нам с тем, чтобы эта процедура проходила минимум два раза в год, так как предприниматель, выходя на рынок, к примеру, весной, вынужден пропускать весь сезон. Это предложение на основе обращений предпринимателей при поддержке наших коллег из управления потребительского рынка комитет внес на рассмотрение в региональный минпромторг. Нам ответили, что в новой редакции приказа предложения будут учтены, надеюсь, что так и будет.

Еще ряд проблем для малого бизнеса связан с вступлением в силу 44-ФЗ. Сложности касаются прежде всего предоставления гарантий для подачи заявки на участие в госзакупках. Как известно, для представителей малого и среднего бизнеса эта проблема гораздо острее стоит, нежели для крупных компаний. По этому вопросу в ближайшее время планируем провести круглый стол совместно с областной торгово-промышленной палатой, одновременно запускаем процесс обсуждения в Совете по предпринимательству при мэрии.

В скором времени планируем серьезно заняться обсуждением и разработкой предложений по решению проблемы доступности энергоресурсов и земельных ресурсов. В городе практически нет независимой, альтернативной энергетики, и предпринимателю сложно самостоятельно решать этот вопрос.

— Какие источники финансирования используете для проведения мероприятий?

— Комитет привлекает большое количество внебюджетных источников. Ряд мероприятий был организован при отсутствии бюджетного финансирования, мы просто договорились с частными партнерами, и это дорогого стоит. К примеру, по такому же принципу будет профинансирован конгресс «Молодые миллионеры Сибири», который пройдет 7 ноября, и конференция по малому и среднему предпринимательству «Сделано в Новосибирске», запланированная на 14 ноября.

Естественно, что каждый партнер получает некую выгоду, чаще всего потенциал расширения клиентской базы, особенно это интересно банковским структурам, которые, конечно, заинтересованы в новых клиентах. Я считаю, что при такой форме сотрудничества все стороны выигрывают, включая предпринимателей, так как последние получают информацию о нашей деятельности, имеют возможность разговаривать с чиновниками напрямую и, с другой стороны, могут выбирать для сотрудничества более подходящий им банк.

— Сколько предпринимателей в неделю к вам обращается за помощью и с какими проблемами они чаще всего приходят?

— Несколько человек в неделю прямо ко мне, и около 400 в месяц — в наше подведомственное МАУ «Городской центр развития предпринимательства». Ко мне идут преимущественно продолжающие свое дело, в ГЦРП — в основном начинающие предприниматели. Если посмотреть структуру первой части обращений, то чаще всего обращаются по поводу сужения рынков и поиска рыночных возможностей. Каждый случай рассматривается индивидуально, на каждом рынке свои методы решения. Лично я подсказываю, на что, с моей точки зрения, следовало бы обратить внимание, какие изменения в продуктовой линейке или маркетинговой политике следовало бы провести. На втором месте — разногласия с городскими чиновниками, эти вопросы сейчас решать проще всего. Есть кадровые проблемы, однако не могу сказать, что на уровне нашего комитета они легко решаются — тут многое зависит от областного правительства.

— Как оцениваете количество обращений? Планируете, что их число увеличится?

— Считаю, что предприниматели пока что наблюдают за ротацией кадров, которая происходит в мэрии, и, мне кажется, они еще присматриваются. С нашим комитетом уже можно не осторожничать, с моего назначения прошло почти полгода. Что касается, например, департаментов, которые работают в сфере земельных ресурсов и строительства, там рынку еще не все понятно, поэтому предприниматели пока что анализируют происходящее.

«Живое творчество масс»

— Какие структурные изменения произошли в комитете после вашего назначения?

— Как я уже говорил, был изменен совет по предпринимательству при мэрии. Сейчас в нем 32 человека, две трети из них — предприниматели и топ-менеджеры малого и среднего бизнеса. 17 октября был создан совет по развитию молодежного предпринимательства при департаменте промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска, который включил молодых предпринимателей города и представителей структур, им помогающих.

Постепенно налаживаем сотрудничество с районными советами предпринимателей, но не со всеми еще удалось обстоятельно поговорить. Во многом это и наше упущение, а в некоторой степени — «присматривание» самих советов к нам, но я спокойно к этому отношусь.

Все это делается для того, чтобы процессы изменения инфраструктуры поддержки предпринимателей, а также формирования законодательных инициатив проходили несколько демократических процедур, и, таким образом, формировалось все это не в кабинетах чиновников, а было в значительной степени «живое творчество масс».

— Какие изменения прошли внутри комитета, сотрудники легко адаптировались к вашим управленческим принципам?

— Я стараюсь делать так, чтобы сотрудникам было интересно, — если человека увлекает работа, он не смотрит ни на какую иную сторону. Люди лучше работают, когда им интересно. Считаю, что мне удалось в целом изменить стилистику комитета, так сказать, провести ребрендинг.

Но если комитет изменился внутри, то очевидно, что мы изменились и снаружи. И то, что общество нас, грубо говоря, замечает и не ругает, это уже достижение.

— Приходится ли взаимодействовать по каким-то вопросам с бизнес-омбудсменом в Новосибирске?

— По долгу службы взаимодействовать с аппаратом бизнес-омбудсмена пока что не приходилось. Просто не было поводов и причин обращаться к нему за помощью. Но контакт мы поддерживаем и планируем, что Виктор Александрович выступит перед молодыми бизнесменами в серии бизнес-ужинов, на которых делятся своим опытом фигуры, значимые для предпринимательства.

— Как работается в команде нового мэра?

— Замечательно. Никаких проблем во взаимодействиях не возникает.

«Сейчас — дно, но рост уже начался»

— Как складывается ситуация с первым бизнес-инкубатором для предприятий малого и среднего бизнеса и вводом второго?

— Сложности с первым инкубатором есть, точнее, с его эффективностью. При этом нужно понимать, в чем заключается эффективность для подобного рода учреждений. Если мы соотнесем налоговые поступления в консолидированный бюджет к сумме ежегодной поддержки, то по первому бизнес-инкубатору показатели будут невысокими. По крайней мере мы проигрываем целому ряду бизнес-инкубаторов в других городах России. Это достаточно серьезная проблема, и ее нужно решать. Я заинтересован в предложениях общественности и прежде всего предпринимательского сообщества на ту тему, как привлечь качественных резидентов в первый бизнес-инкубатор.

По второму инкубатору, как мне кажется, все неплохо, потому что спрос на его площади уже формируется, в том числе у молодых предпринимателей-производственников, которые хотели бы стать его резидентами.

— Как, по вашей оценке, повлияли санкции на ведение бизнеса в секторе малого и среднего предпринимательства?

— Не считаю, что санкции оказали очень уж негативное влияние, напротив, те предприниматели, которые задействованы в «пищевке» и в смежных секторах, на мой взгляд, ощутили новые рыночные возможности, как я и предполагал ранее.

— Многие предприниматели столкнулись с сужением рынков сбыта. Как оцениваете конъюнктуру?

— Однозначно, что сейчас в стране экономический кризис. Его начало я анонсировал еще в 2013 году, но тогда мне многие не поверили, а зря. В течение двух лет экономика стагнировала, сейчас мы «на дне». Однако признаки оживления уже появляются. Есть чудесный показатель, который, на мой взгляд, является опережающим индикатором, а именно — динамика грузооборота транспорта общего пользования (в годовом исчислении). Эта динамика в конце прошлого года стала положительной, до этого в течение года была отрицательной. Я говорю, конечно, в первую очередь о рынке Новосибирской области.

— Как отразится на малом и среднем бизнесе введение новых критериев расчета базы для налога на торгово-офисную недвижимость? Согласно законопроекту, теперь взимать налог с торговых и бизнес-центров предполагается исходя из кадастровой стоимости, если 20% площади занято торговыми объектами или офисами. Выступает ли комитет с инициативой внести изменения в законопроект?

— Пока мы не сформировали официальную позицию комитета по этому вопросу, но уже готовы начать консультации с предпринимательским сообществом. Лично я не знаю ни одного предпринимателя, который бы прыгал от счастья при увеличении налоговой нагрузки.

— Правительство одобрило законопроект о предоставлении налоговых каникул малому бизнесу. Согласно документу, рассчитывать на льготы смогут физические лица, впервые зарегистрированные в качестве ИП. Как оцениваете эту меру, посодействует ли она развитию малого предпринимательства?

— Продолжая предыдущий ответ: я не знаю ни одного предпринимателя, который бы не был доволен снижением налоговой нагрузки. Давайте для начала дождемся дня, когда этот законопроект превратится в закон.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ