В теплой атмосфере

СГК и администрация Барнаула сели за стол переговоров и объявили о завершении конфликта, развитие которого отслеживал «КС». Благодаря соглашению, продемонстрировавшему конструктивный подход к решению вопросов, в городе своевременно начался отопительный сезон. «КС» вспомнил историю развития конфликта и его успешного разрешения.

Вошли без спроса

7 августа в 17-м микрорайоне Барнаула в тепловые камеры, обслуживающиеся Барнаульской теплосетевой компанией (БТСК, дочерняя структура СГК), пришла группа рабочих. Неизвестные люди проникли внутрь трех таких объектов и незаконно установили на тепловых сетях задвижки, которые отсекли целый микрорайон от теплоснабжения с ТЭЦ. Узнав о случившемся, специалисты компании той же ночью отправились на место происшествия, но попасть внутрь не смогли. Дорогу им преградили сотрудники городской и районной администраций, а также люди в одежде и со знаками отличия городских спасателей. Никаких пояснений своим действиям они не давали и лишь иногда ссылались на задание муниципалитета. На месте событий присутствовал и вице-мэр Александра Алексеенко, и складывалось впечатление, что им санкционировано происходящее. Присутствовал и генеральный директор Алтайского завода агрегатов (АЗА) Вячеслав Кривашин — о роли этого предприятия будет рассказано дальше.

По словам очевидцев, манипуляции с тепловым оборудованием проводились непрофессионально и потому не могли пройти бесследно. Произошел сбой — гидравлический скачок давления, который привел к выходу из строя водонагревателя на ТЭЦ-3. В результате уже 8 августа пришлось останавливать подачу теплоносителя по всей магистрали. На этот раз без горячей воды остались уже 300 домов.

Попасть в тепловые камеры, причем даже не во все, специалистам БТСК удалось только 12 августа. Теплоэнергетики обнаружили там ряд повреждений и приняли решение о проведении гидравлических испытаний. Необходимо было торопиться, ведь приближался осенне-зимний отопительный сезон. Возобновить подачу горячей воды удалось лишь 19 августа.

Дали воду раньше срока

Сибирская генерирующая компания обслуживала муниципальные тепловые сети общей протяженностью в 600 км с начала нынешнего года. Тогда городская администрация провела соответствующий конкурс, победителем всех лотов которого стала СГК. Это неудивительно, учитывая большой опыт работы и специализацию предприятия.

В число эксплуатируемых трасс вошел и 17-километровый участок, обеспечивающий теплом микрорайон № 17. Однако поставкой тепла для этих потребителей занимался Алтайский завод агрегатов. Стороны успешно сотрудничали вплоть до начала августа, когда АЗА на 10 суток остановил подачу воды для проведения профилактических работ. Чтобы не лишать потребителей этой важной услуги, СГК уже через три дня начала поставлять им горячую воду из собственных источников. Вероятно, это и было истолковано заинтересованными сторонами как покушение на «лакомый кусок». Городская администрация полностью встала на сторону заводского начальства, что тем более странно, если учитывать заметно более высокую стоимость производства энергии на АЗА, а также субсидии для него на эти цели из городского бюджета, которые составляют до 20 млн рублей ежегодно.

Опять 90-е

В пылу конфликта стороны обменялись резкими заявлениями и обращениями в надзорные, правоохранительные органы и суды. Руководители генерирующей компании прямо называли случившееся «полубандидтскими разборками, возвращающими город в 90-е». По их оценке, этот случай был для компании уникальным — во всех остальных регионах присутствия теплоэнергетики легко находят общий язык с местными властями и успешно взаимодействуют на благо жителей и развития всей системы.

«В Барнауле мы вложили 7 млрд рублей в течение трех лет в реконструкцию ТЭЦ-2 и перечислили 100 млн рублей в год за эксплуатацию сетей в городской бюджет. Мы берем на свой баланс абсолютно ветхие городские сети, восстанавливаем их и заботимся. Случившийся конфликт — первый такого рода за всю историю СГК. Такого явного, наглого и циничного поведения со стороны городских властей мы еще не видели никогда», — пояснял «КС» директор дивизиона «Тепло» Сибирской генерирующей компании (СГК) Игорь Максимов.

Ключевым моментом в конфликте стала позиция Ростехнадзора, фактически вставшего на сторону СГК. Их проверка показала, что вмешательство посторонних лиц, произведенное на участке сети, стало причиной аварии. Ими незаконно построены тепловые камеры с запорной арматурой. Установка велась без необходимых согласований, паспортов, экспертизы, с нарушением технологии работы и требований проектной документации. 11 сентября надзорный орган выдал в отношении БТСК предписание об устранении нарушений, и уже четыре дня спустя оно было успешно выполнено теплоэнергетиками. Правда, для выполнения этого решения СГК пришлось привлечь четыре десятка единиц тяжелой техники, более 200 рабочих, а сам процесс проходил под зорким наблюдением сотрудников полиции и вновь в присутствии вице-мэра.

Смогли договориться

В этот же день, когда сотни специалистов БТСК выполняли предписание Ростехнадзора, стороны сели за стол переговоров. А 16 сентября глава администрации Барнаула Игорь Савинцев и генеральный директор генерирующей компании Михаил Кузнецов заключили соглашение о развитии системы централизованного теплоснабжения города. Документ предусматривает, что СГК обязуется до 1 июля 2015 года обеспечивать теплоснабжение микрорайона № 17 от источника котельной ОАО «Алтайский завод агрегатов», а также готова взять на себя обязательство обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию к отопительному сезону 2015–2016 годов теплотрассы от источника Барнаульская ТЭЦ-3 до поселка Кирова Центрального района. В свою очередь барнаульские власти обязуются оказывать всю необходимую поддержку при проектировочных и строительных работах, в том числе это касается выделения необходимых земельных участков. Помимо этого, представители СГК получили полный доступ на объекты, из-за которых ранее между сторонами разразился спор.

Достижение соглашения благоприятно сказалось на всем городе. СГК своевременно начала отопительный сезон. Тепло в социально значимые учреждения (роддома, больницы, школы, детсады) начало подаваться 16 сентября, а официально отопительный сезон стартовал 22 сентября, в полном соответствии с распоряжением главы администрации Барнаула. На данный момент тепло получила уже большая часть всех потребителей БТСК.

Таким образом, рассмотренный случай еще раз показал, что конструктивный диалог является самым действенным и эффективным способом решения возникающих вопросов как для властей и бизнеса, так и для простого населения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ