Социальная ярмарка — эффективно или дорого?

На каждую из двух социальных ярмарок, действующих в Новосибирске, из городского бюджета в этом году будет потрачено около 18 млн рублей. По мнению некоторых депутатов горсовета, цена за аренду площадок под социальные ярмарки необоснованно завышена. Насколько эффективно тратятся средства из казны Новосибирска для того, чтобы обеспечить жителей города продукцией местных производителей по низким ценам, разбирался «КС».

Руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько на заседании 46-й сессии горсовета озвучил информацию о городских социальных ярмарках: на данный момент в Новосибирске существует две площадки подобного формата, на улицах Большевистской (торговый центр «Гиперон») и Петухова. По словам Люлько, последние данные мониторинга показали, что количество посетителей социальной ярмарки на Большевистской — примерно 4500 человек в день, на Петухова — 6200 человек. Руководитель департамента подчеркнул, что товарооборот ярмарок непрерывно увеличивается, и поток покупателей растет. Производители сельхозпродукции, размещающиеся на ярмарках, не оплачивают аренду и коммунальные услуги — средства на эти цели направляются из городской казны. Также Люлько отметил, что в прошлом году затраты на одну ярмарку в месяц составляли 1 млн рублей, в этом году — 1,5 млн рублей.

В свою очередь мэр Новосибирска Анатолий Локоть призвал поддержать такой формат взаимодействия местных сельхозпроизводителей и городских властей: «Перед нами стоит задача найти новые помещения под социальные ярмарки, количество которых необходимо увеличивать. Они имеют большое значение — сдерживание цен налицо». Согласно требованиям, помещения под ярмарки должны находиться на первом этаже и иметь площадь не менее 1000 кв. м.

Член комиссии Совета депутатов по муниципальной собственности Александр Манцуров поднял вопрос целесообразности развития социальных ярмарок в условиях того, что их посещает небольшой процент жителей города: «До какой точки выгодно тратить бюджетные деньги, чтобы удовлетворить потребность такой небольшой части населения. Может быть, проще увеличить дотации социально необеспеченным гражданам»? Александр Люлько ответил, что по его мнению, такая мера проблему роста цен не решит: «Если дотации будут увеличены, то и цены будут выше. Здесь можно провести аналогию: мы вот содержим муниципальный транспорт, и если будут существовать только частные перевозчики, то цены сдерживать будет невозможно».

По мнению председателя комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству, член комиссии по местному самоуправлению Игоря Салова, формат социальной ярмарки действительно позволяет регулировать цены и дает возможность производителям реализовывать свою продукцию напрямую: «В рамках действующего федерального закона мэрия вообще не может участвовать в организации торговли. Социальная ярмарка — это единственная форма, в которой городские власти могут помогать людям покупать продукцию из первых рук. В конкурсе на предоставление площадки под социальную ярмарку может участвовать любая компания, которая предлагает за аренду минимальную сумму». Игорь Салов говорит о том, что сумма, которую город тратит в месяц на содержание каждой ярмарки, складывается из арендной платы, коммунальных услуг, оплаты труда сотрудников мэрии, которые ежедневно присутствуют на площадках для контроля над деятельностью операторов. Цена аренды определяется на аукционах, которые проводятся мэрией.
Александр Манцуров считает, что арендные цены на площадках под ярмарки завышены, и в подобных местах, где располагается, к примеру, «Гиперон», стоимость аренды составляет в среднем 500 рублей за кв. м. В связи с этим по его мнению, необходимо правильно оценивать целесообразность траты таких больших сумм из городского бюджета — в день ярмарку посещает 3–4 тысячи человек, что, по сути, является показателем для большого супермаркета, а два «супермаркета» вряд ли смогут повлиять на ценовую политику в городе и улучшить финансовое положение людей. По данным депутата, в городе собираются открывать третью ярмарку, в Заельцовском районе, однако, почему-то не озвучивают площадку, ссылаясь на коммерческую тайну, хотя процедура эта должна быть открытой.

Игорь Салов в свою очередь считает, что эффективность социальных ярмарок нельзя измерять в денежном эквиваленте: «Вот задают вопрос: насколько эффективно тратятся бюджетные средства. Давайте зададим встречный вопрос: сколько стоит сегодня социальная защита, здоровье, благополучие человека. Тут нужен другой подход. Представьте, за десять дней 80 тысяч, за месяц — 240 тысяч новосибирцев уже воспользовались возможностью покупать сельхозпродукцию прекрасного качества по минимальным ценам. Кто сегодня сможет оценить подобные вложения? В первую очередь надо спрашивать у людей, которые сегодня пользуются этой возможностью. Что касается открытия третьей ярмарки, то она будет создаваться немного по другим принципам — в бюджете больше нет денег на эти цели. Насколько я знаю, сейчас ведется поиск муниципального имущества. Если в ходе проверки использования этого имущества будет принято решение, что помещения эксплуатируются неэффективно, то тогда их будут изымать для размещения ярмарок. И помимо необходимой площади важное требование — удобная транспортная развязка. Мое мнение такое: несмотря на то, что социальные ярмарки — это на самом деле дорого, тем не менее, эффект есть, особенно в период, когда требуется замещение определенных групп продовольственных товаров, стабилизация розничных цен».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ