Новые автомобильные горизонты

На фоне драматичного падения авторынка красноярскую группу компаний «Крепость» Александра Кангуна можно считать одним из самых активных и амбициозных игроков. Авторитейлер не только активно строит и запускает дилерские центры в Красноярске и соседнем Абакане, но и начал осваивать другие города Сибири, в частности Иркутск. На очереди и Новосибирск. Кроме того, «Крепость» открыла в Красноярске завод по производству автомобилей Arctic Trucks, став дистрибьютором этого бренда на территории России. О стратегии развития группы компаний и о планах по дальнейшей экспансии корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал управляющий директор и член совета директоров ГК «Крепость», председатель совета директоров Arctic Trucks ИЛЬЯ КАНГУН.

ГК «Крепость» включает в себя более 15 компаний в сферах автомобильного бизнеса, транспортных перевозок, коммерческой недвижимости и гостиничного бизнеса, индустрии красоты и здоровья, сферы финансовых услуг и др.

На сегодняшний день автобизнес ГК «Крепость» представлен восемью дилерскими центрами: Toyota (два салона в Красноярске, Абакан, Ачинск), Lexus (Красноярск), Volvo (Красноярск), Mazda (Абакан), представительством всех марок в Иркутской области — мультибрендовым салоном ООО «ТЦ Братск». В группу компаний «Крепость» входит компания Arctic Trucks Russia — эксклюзивный дистрибьютор и производитель внедорожников повышенной проходимости на территории России и СНГ. В планах компании — открытие второго дилерского центра Toyota в Иркутске, автосалона KIA в Абакане, а также, по неподтвержденным данным, Land Rover в Новосибирске.

Среди масштабных проектов ГК «Крепость» — строительство первой в Красноярском крае пятизвездочной гостиницы Marriott и запуск в городе салона красоты Dessange.

Кризис как время возможностей

— Пока многие компании сферы автодилерского бизнеса ужимаются, ГК «Крепость», наоборот, продолжает развитие, да еще и активно осваивает соседние территории. Хотя в целом авторынок в целом по России, да и непосредственно по Сибири продолжает драматически падать. С чем это связано? В чем ваш секрет?

— Ситуация, при которой какая-либо компания стремительно идет вверх при продолжающемся падении экономики, не может продолжаться бесконечно. Если экономика стагнирует, то по достижении определенной фазы и компания пойдет вниз. Но при этом существует период, когда есть шанс завоевать долю рынка у менее гибких конкурентов. Именно это сейчас и происходит. Стоит понимать, что за любым падением рано или поздно последует рост. В этом у нас сомнений нет. А фундамент для этого — высокое качество обслуживания клиентов — нужно закладывать уже сейчас. Ведь именно клиенты оценивают дилеров и дают им возможность двигаться вперед.

— Сейчас на авторынке происходят два противоположных процесса. Одни дилеры избавляются от неликвидных брендов, сокращают портфель, сосредотачивая усилия на наиболее интересных и перспективных из них. Другие, напротив, пользуются шансом и активно пополняют портфель, достигая новых рекордов по его численности. Каково ваше стратегическое видение этого вопроса?

— У нас нет задачи набрать больше всех брендов любой ценой или достичь самого высокого среди всех дилеров региона объема продаж. Мы четко понимаем те бренды, с которыми мы можем качественно развиваться. У нас вообще очень сбалансированный портфель. Брендов, которые бы нам не нравились, в нем нет.

— Многие сибирские дилеры, в частности мультибрендовые, стали сетовать на различные аспекты взаимодействия со своими дистрибьюторами, обвиняя их в некорректной оценке возможностей рынка, отсутствии мер поддержки партнеров. У дилеров некоторых брендов ситуация даже доходила до написания коллективных писем дистрибьюторам. Как вы можете охарактеризовать отношения с теми производителями, с которыми вы работаете?

— У нас со всеми дистрибьюторами достаточно ровная политика, ровные отношения. Они всегда нас поддерживают и помогают. Во взаимоотношениях с любым дистрибьютором не может быть игры в одни ворота. Мы все работаем на одно дело, на один результат.

— В целом вы видите больше перспектив развития именно в массовом сегменте рынка или в равной степени и в премиум-сегменте?

— В обоих. За любым падением рынка последует стабилизация, и перспективы для дальнейшего развития еще есть. Простой пример: в Красноярском крае на 2,8 млн жителей примерно 800 тысяч автомобилей. Процент автомобилизации не достигает даже 30%. Это значит, что перспективы роста автомобильного парка в Сибири еще достаточно значимые. Но вся автомобильная индустрия будет зависеть от политической и экономической обстановки в России и в целом в мире. Так что дело не в сегменте, а в бренде, в возможностях зарабатывать на нем.

— Почему, на ваш взгляд, в Красноярском крае ситуация на авторынке более стабильна, чем в той же Новосибирской области или Омской области? Так, в той же Новосибирской области в 2009–2010 годах своих партнеров сменило более 20 автобрендов, причем изменения в расстановке сил продолжаются и по сей день.

— Думаю, это только пока. Ситуация быстро меняется, и на красноярском рынке возможны перемены. Посмотрим, что будет к концу года — изменения на рынке вполне возможны, учитывая текущую волатильность рынка и нестабильность в экономике.

— Ваша компания одна из немногих, кто несколько лет назад взял курс на развитие не только в самом Красноярске, но и в соседних городах, например, Абакане. Насколько в небольших по численности городах получается вести прибыльный автобизнес? Насколько там велик спрос на автомобили?

— Если вы посмотрите на официальную статистику, то увидите, что в 2013 году в Абакане продавалось чуть-чуть меньше, а иногда даже больше автомобилей, чем в Новосибирске.

— Вы это связываете с фактором наличия отложенного спроса или просто с тем, что потенциал региона дилерами недооценивался?

— Факторов несколько. Во-первых, там долгое время просто не было официальных дилеров, не было построено качественных автосалонов. То есть у нас было некое «преимущество первопроходца».

Если в цифрах, то в прошлом году мы продавали в месяц до 150 машин. Если мне не изменяет память, рекордом была цифра в 156 автомобилей. Сейчас реализуем стабильно 110–112 машин. Для текущего уровня численности населения в Абакане — 140 тысяч сам город и 300 тысяч с учетом агломерации — это очень хороший показатель. Во-вторых, это наши технологии продаж, качество обслуживания клиентов, а также стратегия сохранения «клиента на всю жизнь».

— Не так давно вы вошли с маркой Toyota в новый для вас регион — Иркутскую область. Вначале запустили салон в Братске, на очереди — сам Иркутск. В этом городе у Toyota уже есть давний и сильный партнер — «Иркут БКТ» Анатолия Панцевича. На ваш взгляд, насколько потенциал иркутского рынка позволяет комфортно существовать двум крупным дилерам Toyota? Вы будете расширять рынок или перенимать друг у друга клиентов?

— Наша основная задача — это расширение рынка. Какую-то долю мы отберем у действующего дилера за счет предложения более качественного сервиса, новых технологий, которые есть у нас. Наши преимущества я вижу именно в этом. Но повторюсь, наша цель — расширить рынок продаж Toyota.

— А в Братске вы довольны текущими продажами Toyota?

— В Братске у нас мультибрендовый салон, и хотя пока он работает не как официальный дилер, я думаю, что в дальнейшем он может стать таковым, когда дистрибьютор объявит соответствующий тендер по региону.

— Вы решили выйти с Toyota в Иркутск, хотя рядом, в Новосибирске, дистрибьютор также проводил тендер на право быть официальным дилером японской марки. Однако в нем победил московский «Автомир». Вы участвовали в тендере, но просто не одержали победу или по тем или иным причинам не рассматривали возможность выхода в Новосибирск?

— В момент, когда проводился тендер, мы приняли решение не участвовать в нем. Но еще не вечер.

— Ранее на рынке курсировала информация о том, что ГК «Крепость» выиграла тендер на право быть вторым официальным дилером Land Rover в Новосибирске. Как вы можете это прокомментировать?

— По Новосибирску, пока, к сожалению, никакие комментарии дать не могу.

— Говоря о вашей территориальной экспансии, какие регионы интересны для развития группе компаний «Крепость»? Планируете ли выводить автодилерский бизнес за пределы СФО?

— Нет, пока дальше Сибири выходить не планируем.

— Изначально ГК «Крепость» напрямую не конкурировала по портфелю представляемых брендов с другим крупным игроком красноярского рынка — «Медведь-Холдингом». Однако летом этого года вы запустили автосалон Skoda. Как оцениваете первые результаты его работы?

─ Мы открыли салон в конце июня, и могу сказать, что уже сейчас сравнялись по продажам с действующим дилером марки.

— В вашем портфеле есть еще такой бренд, как Volvo. Один из сибирских дилеров его как-то называл «мертвым» в плане продаж. Однако сейчас, судя по статистике, ситуация начинает меняться в лучшую сторону, опять же, на рынок выходит долгожданный новый ХС90. Как вы оцениваете ситуацию по Volvo?

— Мы верим в Volvo. На мой взгляд, это шикарный бренд и замечательный продукт. Я думаю, что за счет ХС90 и новых моделей Volvo выйдет если не в лидеры рынка, то во всяком случае в категорию высокодоходных направлений. И полагаю, время активизации для бренда как раз настало.

Arctic Trucks

— Переходя к вашему проекту Arctic Trucks, как обстоит ситуация с производственными планами, а также расширением дилерской сети?

— Мы приросли уже на 50% в сравнении с прошлым годом. Количество дилеров у нас остается на прежнем уровне, но в то же время есть новые партнерские программы для всей дилерской сети Toyota.

— Получается, что вам удалось договориться с дистрибьютором Toyota в России о продаже автомобилей через сложившуюся дилерскую сеть?

— Нет, мы договорились напрямую с официальными дилерами марки.

— В каких городах Сибири, кроме Красноярска, вы утвердили дилеров Arctic Trucks?

— Наши дилеры есть в Абакане, Новосибирске, Омске, Томске и еще девяти городах России. Ну а купить автомобиль уже можно абсолютно через любого дилера Toyota в нашей стране.

— А в чем проявляются стандарты Arctic Trucks? Требуется ли вашим дилерам отдельная шоу-рум или автомобили продаются по предварительным заказам?

— Требование по отдельным шоу-рум просто нелогично. Да и зачем, если у дилеров Toyota есть трафик, есть уже функционирующие шоу-рум. Тем более что мы производим автомобили на базе Toyota. Поэтому для дилеров здесь речь идет о получении дополнительной доходности.

— Как сама Toyota относится к тому, что один из ее дилеров в вашем лице занимается Arctic Trucks и формирует свою сеть?

— Могу сказать, что Toyota относится к этому абсолютно нормально. Здесь нет никаких противоречий. Сейчас даже можно сказать, что продажи Arctic Trucks стимулируют продажи обычных автомобилей.

— Какова технология производства автомобилей?

— У нас присутствует готовая база. Изменяются подвеска, рама, кузов, внешние элементы. В среднем на один автомобиль стандартной комплектации АТ35 у нас уходит порядка 60 часов и порядка 400 элементов. Если говорить об автомобиле 6х6, то предыдущие цифры можно смело умножать на три.

— Планируете ли вы расширять мощности завода в Красноярске? Вышло ли производство на запланированные параметры?

— Сейчас завод не требует переформатирования с точки зрения расширения производства. Возможно, это потребуется в следующем году. Мы ведем программу разработки собственных пластиковых компонентов для автомобилей. Соответственно, о расширении мы будем думать тогда, когда у нас будут готовы соответствующие продукты.

— Есть ли какая-то поддержка производства со стороны властей Красноярского края?

— Пока поддержки как таковой нет, но в то же время власти края нас заверили, что при необходимости чем-нибудь могут помочь.

— А практикуете ли вы какие-либо отдельные способы продвижения продукции Arctic Trucks?

— На международных автосалонах с отдельным стендом мы пока не выставлялись. Но на прошедшем московском автошоу мы выставили шестиколесный Arctic Trucks. Он стоит отдельно. Однако где-то через два года при сохранении динамики вполне возможно, что уровень присутствия Arctic Trucks на таких площадках будет значительнее, и мы со временем доберемся и до Парижского автосалона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ