Юбилейный аврал в Оперном

Новосибирский театр оперы и балета открывает сезон ударным балетным залпом — начиная с 13 сентября балет «Щелкунчик» будет показан пять раз. Театр обещает сохранить высокую ноту на протяжении всего юбилейного 70-го сезона. Анонсированы масштабные премьеры, концертные и фестивальные проекты, гастрольные поездки. Корреспондент «КС» побывал на пресс-конференции НГАТОиБ и постарался выделить самые яркие моменты.

Великие оперы

В этом сезоне даже у заядлых театралов не найдется повода упрекнуть театр в недостатке величия замыслов: выбор произведений Вагнера и Мусоргского говорит о серьезных творческих амбициях. На декабрь намечена премьера «Тангейзера» в постановке Тимофея Кулябина. До этого в Новосибирске Вагнера ставили только однажды, в 1962 году, это был «Летучий голландец». По мнению специалистов, «Тангейзер» отличается необычайно богатой музыкальной драматургией, основанной на контрасте света и тьмы, плотского и духовного начал. Либретто, навеянное преданиями о немецком миннезингере, отправляет нас прямиком в XIII век — такой, каким его сочинил Вагнер в 1845 году. Опера до сих пор считается одной из самых трудных для постановки и исполнения. Дирижировать трехчасовым шедевром будет главный дирижер театра Айнарс Рубикис. В главных партиях — лучшие солисты нашей оперы и приглашенные звезды, в том числе один из признанных «вагнеровских» теноров, датчанин Стиг Андерсен. Директор НГАТОиБ обещает, что постановка будет нетривиальной.

Вторая по хронологии, но не по значению оперная премьера состоится весной — зрители познакомятся с концертно-сценической версией оперы Мусоргского «Борис Годунов». Художественное руководство постановкой также осуществит Айнарс Рубикис, в качестве режиссера приглашен Игорь Селин, знакомый новосибирской публике по феереческому «Фаусту» и недавнему «Кентервильскому привидению». Игорь Селин, известный своей приверженостью к пышным сценографическим решениям, на сей раз пригласил оформить спектакль петербургского художника, обладателя «Золотой маски» Александра Шишкина. Впрочем, увидеть результат его работы можно будет лишь осенью 2015 года. А пока будем вместе с оркестром, солистами и хором вслушиваться в грандиозное опероное полотно Мусоргского, взятое к постановке в полной редакции и оркестровке Шостаковача. Великая русская опера ставилась в НГАТОиБ трижды, в 1962-м, 1978-м и 1990 году, и теперь возвращается в репертуар — хочется верить, что всерьез и надолго.

Имперский балет

Борис МездричИгорь ЗеленскийХудожественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский верен своей стратегии. Он уже успел сделать зрелищные, свободно конвертируемые и стилистически выверенные версии «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Теперь на очереди еще один великий балет Чайковского — «Спящая красавица», который принято считать энциклопедией классического танца. Балет предстанет в очищенной от позднейших напластований хореографии Петипа и сценографии именитого итальянца Эцио Фриджерио. Вместе со своей супругой, художником по костюмам Франкой Скуарчапино, он оформлял нашего «Щелкунчика». Как рассказал Игорь Зеленский, итальянские художники, на счету которых уже восемь «Спящих» в лучших театрах мира включая Большой и Ла Скала, полюбили наш театр и работают над постановкой с особым воодушевлением. «Такие масштабные проекты имеют высокое художественное значение, положительный репутационный эффект и хороший экономический результат. С момента премьеры «Щелкунчика» прошло 36 спектаклей, балет посмотрело уже около 60 тысяч зрителей, при этом заполняемость зала составила 99,91%», — сообщил Борис Мездрич.

Говорить о балете с большой буквы «Б» можно и дальше: в программе Восьмого сибирского фестиваля балета появится один из свежих спектаклей Большого. «Это может быть «Укрощение строптивой» в постановке Жана-Кристофа Майо или «Дама с камелиями» Джона Ноймайера. В данный момент ведутся переговоры с директором Большого театра Владимиром Уриным. Кроме того, идут переговоры с театром балета Бориса Эйфмана», — рассказал Игорь Зеленский. Но, к сожалению, действительность не складывается из одних победных реляций — запланированную на этот сезон постановку балета «Ромео и Джульетта» в хореографии Йохана Коборга по ряду не зависящих от театра причин пришлось отложить. Однако еще одна балетная премьера все-таки состоится: недавно в театре побывал танцовщик и хореограф Эмиль Фаски, который танцевал во многих театрах мира и ставил несколько балетов для Мариинки. Спектакль выйдет в конце февраля, подробности будут известны позже.

БТРом по консерваториям

В этом сезоне театр инициирует новаторский проект на стыке оперного искусства и музыкального образования. В конце апреля под эгидой НГАТОиБ и Новосибирской государственной консерватории имени Глинки стартует первый фестиваль оперных спектаклей консерваторий «Будущее театральной России», или сокращенно БТР. Фестиваль, организованный на основании поручения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и при поддержке Министерства культуры РФ должен стать ежегодным. Уже сегодня участвовать в нем согласились восемь из одиннадцати российских консерваторий и Российская академия музыки имени Гнесиных. «Руководители консерваторий отозвались на наше предложиние крайне позитивно и благожелательно. Надеемся, что мы будем свидетелями рождения новой модели сотрудничества и нового поколения молодых оперных певцов, у которых будет возможность получить уникальный сценический опыт», — отметил Борис Мездрич. Кроме того, ожидается, что фестиваль станет своеобразной биржей талантов.

В зависимости от жанра и формата студенческих постановок они будут осуществлены на разных сценический площадках НГАТОиБ. Новосибирский БТР будет работать по принципу фестиваля, а не конкурса. Впрочем, нам точно найдется что показать: новосибирская консерватория и НГАТОиБ уже несколько сезонов реализуют совмесные проекты, последний и самый масштабный — «Кентервильское привидение». В настоящий момент, по информации директора НГАТОиБ, продлолжаются переговоры с будущими участниками, смета фестиваля направлена в Министерство культуры РФ. Новосибирский БТР станет логичным продолжением и полноправным партнером проходящего в Ярославле одноименного фестиваля «Будущее театральной России», к возникновению которого Борис Мездрич также имел непосредственное отношение.

Действующие лица

Оперная труппа пополнились молодыми исполнителями. Сопрано Светлана Медведева и Надежда Нестерова — выпускницы нашей консерватории; баритон Алексей Зеленков и тенор Кирилл Нифонтов еще учатся. Еще один баритон, Валерий Гордеев, приехал из Ростова-на-Дону. Этим летом к списку наград артистов театра прибавилась победа ведущего сопрано Ирины Чуриловой на Международном конкурсе певцов Hans Gabor Belvedere Competition в Дюссельдорфе. Будут пополнения и в дирижерском корпусе: с театром начнет сотрудничать лауреат Всероссийского конкурса дирижеров Валентин Урюпин. Он встанет за дирижерский пульт НГАТОиБ 27 сентября, в этот вечер прозвучит опера «Евгений Онегин».

В балетную труппу театра пришли молодые танцовщики, выпускники Новосибирского государственного хореографического училища, в том числе обладатель золотой медали Гран-при Михайловского театра-2013 Николай Мальцев. «Мы можем гордиться тем, что большая часть выпуска осталась в нашем театре, и уже сейчас внедряем молодежь в репертуар», — рассказал Игорье Зеленский. После короткого перерыва, связанного с рождением второго ребенка, на сцену вернется народная артистка Анна Жарова. Еще одна прима, Наталья Ершова, к счастью, уже поправляется после полученной в конце сезона травмы. Ведущая солистка Светлана Свинко стала дипломантом 26-го Международного конкурса артистов балета в Варне.

Другие берега

Зато Сергей Полунин, украшавший сцену в статусе приглашеного солиста, решил изменить Терпсихоре с пока еще безымянной музой кинематографа. Игорь Зеленский сообщил, что сейчас Сергей пробует силы в Голливуде, участвуя в съеках картины вместе с Микки Рурком, а также получил приглашения от Бондарчука и Тодоровского. Его опыт не уникален: из балета в кино в свое время переметнулись Александр Годунов, Жан-Клод ван Дамм и Патрик Суэйзи. «Посмотрим, как будут развиваться события, окажется ли Сергей в кино так же талантлив, как в балете. Надеюсь, он вернется на сцену», — отметил Зеленский.

В карьере самого Игоря Зеленского также произошли перемены: с 2016 года он займет пост руководителя балета Баварской государственной оперы в Мюнхене, и уже сейчас занимается планированием будущих постановок (ближайшими станут грандиозная «Алиса в стране чудес» и классическое «Лебединое озеро»). По условиям контракта Игорь Зеленский будет проводить по полгода в Мюнхене и Новосибирске, продолжая осуществлять руководство балетной труппой НГАТОиБ.

Гастрольная география

Уже 20 сентября в рамках XV Международного Волковского фестиваля в Ярославле будет представлена опера «Фауст» в формате концертного исполнения с синхронным видеопоказом спектакля. В Ярославль отправятся солисты, хор и оркестр. Такая подача в прошлом сезоне уже была успешно апробирована в Омске. В конце октября артисты будут гастролировать в Астане, в программе балеты «Кармен» и «Шепот в темноте», а также концерт солистов оперной труппы. Уже в начале декабря НГАТОиБ отправится во Владивосток, чтобы показать на сцене нового Государственного приморского театра оперы и балета «Русский оперный дом» обширную программу: «Травиата», «Реквием» Верди, «Корсар», «Пульчинелла», «Шепот в темноте» и Grand Pas «Пахиты». Это первые масштабные гастроли, которые примет Приморская опера.

Также ожидается поездка в Сеул с «Лебединым озером» в середине декабря. Ведутся переговоры о выступлениях НГАТОиБ в Бангкоке на Международном фестивале музыки и танца, речь идет о пяти-шести выступлениях с балетами «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» и симфоническом концерте. В течение сезона артисты НГАТОиБ продолжат выступления в городах и поселках Новосибирской области — солисты оперы уже побывали с концертами в Маслянино и Черепаново, где встретили теплый прием. В свою очередь в конце октября на сцене нашего оперного театра выступят солисты оперы Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона. По мнению Бориса Мездрича, в этой труппе есть действительно красивые голоса.

И это далеко не все…

Рассказать обо всех событиях сезона в одном обзоре вряд ли возможно. Нельзя обойти молчанием юбилейный фестиваль оперного и балетного искусства, приуроченный к 70-летию театра и 70-летию Победы. Событие, намеченное на период с 12 по 29 мая, обещает стать смысловым центром сезона. Одним из ключевых моментов юбилейного марафона станет исполнение Восьмой симфонии Малера, которую называют «симфонией тысячи участников». Исполнить это произведение хору НГАТОиБ под руководством главного хормейстера театра Вячеслава Подъельского помогут коллеги из Барнаула и Томска. Традиционный Open Airтоже будет приурочен к юбилею. Также театр планирует отметить 175-летие со дня рождения Чайковского именным фестивалем (три оперы и три балета); провести очередной «Гаудеамус-Гала» и многое другое.

Такое разнообразие не может не радовать зрителей, в которых город не испытывает недостатка: по официальной статистике за 2013 год, Новосибирск продолжает удерживать третью позицию в стране после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству театральных посещений. По прогнозу Бориса Мездрича, в 2014 году общее число походов в театры может достичть одного миллиона. «Хотелось бы, чтобы после губернаторских выборов руководство области было настроено на диалог с театром», — добавил Игорь Зеленский.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ