Только подошли к нормативам

Бюджет дорожного фонда Новосибирской области в 2014 году сокращается на 1,17 млрд рублей. Основная причина секвестирования — недополучение доходов областной казны по таким источникам, как акцизные сборы на нефтепродукты и транспортный налог с физических лиц. По мнению членов комитета Законодательного собрания региона по транспортной, промышленной и информационной политике, ситуация с сокращением финансирования выглядит особенно остро в преддверии осенне-зимнего сезона. Однако корректировки в бюджет были внесены 26 августа этого года с определенными условиями, позволяющими обезопасить дорожные организации области от банкротства. «КС» постарался разобраться, насколько критично сокращение расходов бюджета для отрасли.

Согласно закону «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», который был принят в двух чтениях Законодательным собранием, дорожный фонд недосчитается суммы в 1,17 млрд рублей. Изменения коснутся финансирования направлений отрасли в следующем объеме: 24% — строительство дорожных объектов, 60% — ремонт дорог, 60% — капитальный ремонт дорог, 30% — текущее содержание дорог и планово-предупредительные работы.

Объем ассигнований дорожного фонда Новосибирской области в 2014 году составлял 8,6 млрд рублей. Сокращение финансирования отрасли на 1,17 млрд рублей связано с тем, что бюджет области недополучил 1,2 млрд акцизов на нефтепродукты и 911 млн рублей транспортного налога с физических лиц — основных источников формирования дорожного фонда. По словам и. о. министра финансов и налоговой политики региона Виталия Голубенко, падение сборов с акцизов на нефтепродукты произошло по причине того, что в России в целом сократился объем производства топлива, имеющего высокую акцизную составляющую.

По мнению председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике ЗС НСО, генерального директора ОАО «Новосибирскавтодор», одной из крупнейших дорожно-строительных организаций региона, Федора Николаева, бюджет ввиду тяжелой экономической ситуации необходимо оптимизировать, но большие опасения вызывает оптимизация «в минус» содержания и планово-предупредительного ремонта автомобильных дорог (на 458 млн рублей). Уменьшение финансирования особенно коснется районов области: «В первую очередь снижение финансирования содержания повлияет на сельские дороги. В осенне-зимний сезон мы увидим все своими глазами. Напомню, что дорожные организации в ряде райцентров являются градообразующими предприятиями, а также лучшими налогоплательщиками области, так как существует принцип: имеешь задолженности в бюджет — не получишь финансовые средства за выполненные объемы работ. Как следствие бюджетных изменений, возможно, будет оптимизироваться фонд оплаты труда и численности работников сельских дорожных организаций», — отмечает Николаев. Также изменения в бюджете повлияют на строительство таких объектов, как дороги «Барышево — Орловка — Кольцово» и «Гусельниково — Линево».

Из 1,17 млрд недополученных средств в этом году 600 млн рублей — та сумма, на которую работы по дорожному строительству и ремонту уже практически выполнены. Федор Николаев говорит о том, что они, по сути своей, являются скрытой кредиторской задолженностью. Дорожные организации региона при подготовке к проведению работ получали кредитование в банках под государственные контракты еще весной.

В качестве предупреждения последствий сокращения дорожного фонда для организаций региона транспортным комитетом Заксобрания были предложены следующие условия, которые одобрило правительство области: производить прием работ по формам КС-2 и КС-3 в 2014 году не с просроченной, а с отложенной кредиторской задолженностью на первый квартал 2015 года. Как прокомментировал председатель комитета Николаев, эта мера принимается для того, чтобы предприятия, которые занимались исполнением госконтрактов, смогли подтвердить перед кредитными организациями факт выполнения работ, чтобы не последовало требований по досрочному возврату кредитных ресурсов.

Таким образом, кредиторскую задолженность перед подрядчиками власти региона обещают погасить в первые четыре месяца следующего года. По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, вполне вероятно, что область действительно сможет рассчитаться по задолженности в указанный период, так как для ее погашения могут быть привлечены источники помимо дорожного фонда, а объем акцизных сборов может увеличиться: «Так как региональный дорожный фонд в том числе формируется из других источников, установленных законами субъектов Федерации, не исключено, что эта проблема будет решена путем взаимозачета, то есть регион рассчитается с подрядчиками, погасит долги, но в следующих периодах прочие поступления в дорожный фонд из бюджета региона могут быть уменьшены на сумму, которую регион перечислил подрядчикам, чтобы погасить задолженность».

Сокращение численности сотрудников дорожных организаций — одна из проблем, возникающая вследствие секвестирования бюджета отрасли. По словам Федора Николаева, ОАО «Новосибирскавтодор» на данный момент занимается работой по, возможно, предстоящему сокращению издержек: «Я думаю, что пересмотр бюджета организации будет касаться всех процессов, в том числе повлияет на численность персонала, если мы не найдем дополнительно доходную часть посредством другого заказчика, не территориального, а частного или федерального. На данный момент мы присутствуем в других регионах: Забайкальском, Красноярском крае».

Ранее, на обсуждении вопрса о сокращении расходов бюджета комитетом по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, Николаев говорил о том, что, по оценкам экспертов, 2–2,5 тыс. сотрудников предприятий дорожной отрасли могут быть уволены, а сам бюджет из-за «эффекта синергии» недополучит 350 млн налогов с организаций.

В плане ожиданий негативных последствий для дорожной отрасли с Федором Николаевым согласен член комитета ЗС по транспортной, промышленной и информационной политике, генеральный директор ООО «Новосибирскагропромдорстрой» Александр Барсуков: «Ситуация обострилась, и ее надо было “развязывать” на федеральном уровне, чего на сегодняшний день, к сожалению, не произошло. Уже снимаются деньги с контрактов практически сведенных объектов. В связи с падением объемов работ дорожным предприятиям, которые в некоторых районах области формируют местные бюджеты, будут необходимы существенные сокращения и консервация основных фондов».

Дорожная отрасль области в последние годы развивалась более или менее стабильно, считает Федор Николаев, однако секвестирование «поспособствует» движению назад: «Из-за сокращения финансирования мы начнем терять отрасль, которая активно развивается последние пять лет, по сути, выйдем на уровень 2000-х годов. В последние годы дорожный фонд составлял 8–9 млрд рублей вместе с федеральными ассигнованиями, бывало больше 10 млрд, например, когда строили Северный обход. В этом году с учетом кредиторской задолженности получается, что бюджет у нас в два раза ниже, чем в прошлом».

По словам заместителя председателя комитета ЗС по транспортной политике Валерия Ильенко, проблема сокращения бюджета в аспекте финансирования дорожного фонда и дальнейшие перспективы отрасли будут обсуждаться на заседании Госсовета по развитию транспортной стратегии России, который пройдет в Новосибирске в октябре: «В связи с принятыми мерами надо будет очень внимательно следить за текущим содержанием автодорог, потому что зимний период может быть непредсказуемым. Мы только подошли к нормативам по содержанию, около трех лет назад. Стоит отметить, что за последние четыре года объемы вложения в дорожное строительство федерального уровня увеличились в два раза, чего не произошло на объектах дорожной отрасли, относящихся к инфраструктуре субъектов Российской Федерации. Это касается практически всех регионов. Один из вопросов, который планируется поднять на Госсовете, — необходимость увеличения федерального финансирования строительства региональных дорог».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ