«Санкции имеют ограниченное влияние на наш бизнес»

Вопреки продуктовым санкциям, крупные федеральные ритейлеры продолжают активно развиваться в регионах. Так, Новосибирскую область активно осваивает «Магнит», кроме того, «Лента» запустила на прошлой неделе в регионе уже шестой гипермаркет и анонсировала выкуп земельного участка на Бердском шоссе для строительства еще одной точки. В интервью «КС» операционный директор «Ленты» ЭДВАРД ДЕФФИНГЕР рассказал о том, как сеть намерена развиваться в СФО, как строится ее взаимодействие с местными производителями, и какие изменения претерпевает формат гипермаркетов.

— С какими результатами «Лента» окончила первое полугодие 2014 года? Удалось ли достичь поставленных целей?

Финансовых результатов за первое полугодие мы еще не объявляли, публиковали лишь операционные данные. В целом эти данные свидетельствуют о том, что мы развиваемся быстрее своих основных конкурентов. Выручка за полугодие выросла на 38,3%, а торговая площадь — на 37,2%. За это время мы успели открыть пять гипермаркетов и четыре супермаркета. Поэтому мы развиваемся очень динамично.

— Какая доля вашей выручки или оборота сейчас приходится на Сибирский федеральный округ? Насколько для вас значим данный регион с точки зрения развития?

Мы не раскрываем данные по выручке в региональном разрезе. Тем не менее, можно сказать, что Сибирь — один из стратегических направлений развития не только для «Ленты», но и для российского ритейла в целом. Дело в том, что в центральной части России, на юге и северо-западе конкуренция между ритейлерами уже довольно высока, и они постепенно начинают осваивать восточные территории. До сих пор естественным ограничением на развитие современных розничных форматов в Сибири была сложная логистика, которая существенно повышала издержки сетей на доставку товаров. Сегодня ритейлеры начинают инвестировать в создание собственной логистической инфраструктуры, чтобы снизить расходы на доставку и повысить ее надежность. «Лента» открыла собственный распределительный центр под Новосибирском в конце 2013 года, это нам сильно поможет в дальнейшем развитии в регионе.

— Запускаемый гипермаркет станет уже шестым для вашей компании в Новосибирске. Каковы ваши планы по дальнейшему развитию в городе? Можно ли говорить о насыщении рынка?

— «Лента» открыла в Новосибирске свой первый гипермаркет еще в 2006 году. Сегодня у нас шесть гипермаркетов. Кроме того, мы приобрели участок под строительство седьмого гипермаркета. В целом, по нашим оценкам, в городе сегодня 16 гипермаркетов, и место на рынке для новых магазинов еще есть. Несмотря на то, что Новосибирск — пожалуй, один из наиболее продвинутых в части современного ритейла городов Сибири, его рынок еще далек от насыщения. Сегодня на 100 тыс. жителей в городе приходится примерно один гипермаркет. При этом в Краснодаре или Санкт-Петербурге этот показатель составляет два гипермаркета. Поэтому место на рынке Новосибирска для новых гипермаркетов еще есть.

— Каковы ваши планы по открытию новых гипермаркетов в 2014 году в других городах СФО?

В целом по России в 2014 году мы намерены увеличить свои торговые площади не менее чем на 30%. С начала года мы уже открыли первый гипермаркет в Красноярске, на прошлой неделе открыли шестой магазин в Новосибирске. Сегодня активно работаем над запуском гипермаркета в Новокузнецке. Наши планы по открытию магазинов в Сибири на этом, безусловно, не заканчиваются, сегодня у нас есть вся необходимая логистическая инфраструктура для наращивания присутствия в регионе.

— Как вы оцениваете текущий уровень конкуренции на рынке? Кого вы считаете для себя наиболее сильными конкурентами — местных игроков или другие федеральные сети?

Конкуренция на рынке есть, мы ее ощущаем и с уважением относимся ко всем своим коллегам. Мы традиционно активно конкурируем с «Ашаном» и «О’кей» — это наиболее близкие к нам бизнес-модели гипермаркетов. У местных игроков «Гиганта», «Быстронома» — также есть свои преимущества, поэтому мы очень внимательно отслеживаем их развитие, формат, цены и ассортимент. В целом сегодня рынок современных розничных форматов в Новосибирске далек от насыщения, поэтому пока место есть для всех.

— Рассматриваете ли вы возможность покупки местных игроков в сфере ритейла в Сибири?

Сегодня мы не рассматриваем возможности покупки региональных игроков. «Лента» достаточно интенсивно развивается через органический рост, поэтому острой потребности в M&A нет. Но, в конечном итоге, все всегда зависит от конкретного предложения и условий — если они выгодны, то мы готовы рассматривать вариант покупки.

— Как вы оцениваете уровень арендных ставок в СФО в сравнении с другими городами России?

Отличие «Ленты» от большинства современных российских ритейлеров в том, что мы практически не зависим от арендных ставок. Сегодня около 90% наших торговых площадей находятся в собственности компании, т. е. мы строим гипермаркеты преимущественно на собственной земле. Такой подход делает для нас практически неощутимой инфляцию арендных ставок, дает несравнимо больший операционный контроль над работой магазинов, делает более предсказуемыми сроки строительства и ввода в эксплуатацию новых магазинов. В перспективе в связи с амбициозными планами развития «Ленты» доля арендных площадей может вырасти, но все равно она не превысит 15–20%.

— Насколько активно вы используете местных поставщиков продукции для своих магазинов? Например, в том же Новосибирске? Совсем недавно местная компания «Циклон», занимающаяся поставками фруктов, с гордостью сообщила о том, что ей удалось стать поставщиком «Ленты».

Мы активно работаем с местными поставщиками и, более того, присутствие на полках «Ленты» множества местных товаров считаем одним из своих ключевых преимуществ. Сегодня мы работаем с более чем 60 поставщиками из Новосибирска и области, которые поставляют в наши магазины более 2500 наименований товаров. В некоторых товарных категориях, например, в хлебобулочных изделиях, яйцах, мясе и молоке, доля местных производителей превышает 80%. Мы довольно часто сотрудничаем с местными партнерами и в части производства товаров под собственными торговыми марками. Эта работа выгодна не только нам и локальным поставщикам, но и нашим покупателям, поэтому мы настроены на расширение сотрудничества.

— Как отразились на деятельности вашей компании санкции, применяемые против России?

Санкции, применяемые против России, имеют ограниченное влияние на наш бизнес. Мы сохраняем целевые ориентиры по развитию как на этот год, так и на следующие три года. «Лента» продолжает активный рост, и наши операционные показатели это подтверждают.

— Какие изменения со временем может претерпевать формат гипермаркетов «Лента»?

Сегодня у нас три формата гипермаркетов: «Стандарт», «Компакт» и «Суперкомпакт», которые отличаются в основном размером торговой площади и ассортиментом непродовольственных товаров. Каких-то серьезных изменений в форматах в ближайшем будущем мы не планируем. Поскольку в перспективе мы будем больше открывать гипермаркетов на арендуемых площадях, какие-то незначительные изменения будут затрагивать форматы «Компакт» и «Суперкомпакт», но лишь в части их адаптации к конкретной площадке. Весной 2013 года в Москве и Московской области мы запустили в пилотном режиме новый для себя формат супермаркета, который ориентирован на ежедневные покупки. В прошлом году мы открыли 10 магазинов такого формата, в этом году планируем еще 15. Сегодня мы активно смотрим на первые результаты и пока очень ими довольны. За пределы Московского региона с новым форматом в настоящее время мы выходить не планируем, но в будущем не исключаем, что супермаркеты «Лента» появятся и в других городах России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ