Нужны ли Новосибирску новые магазины стройматериалов?

В последние годы Новосибирск активно прирастает новыми супермаркетами и выставочными центрами ремонтно-отделочных материалов, а также товаров сектора DIY. И продолжит это делать в ближайшее время: на 2014–2016 гг. в городе анонсировано сразу несколько новых объектов, в том числе и крупных игроков данного рынка. Эксперты связывают эту тенденцию с бумом строительства квадратных метров жилья и утверждают, что пока Новосибирск строится, абсолютно для всех участников будут созданы стабильные, комфортные условия для ведения бизнеса. Действительно ли игроки способствуют расширению рынка, или по факту только перенимают друг у друга клиентов, разбирался «КС».

«Ситуация стабильная и даже довольно позитивная»

Объем рынка ремонтно-отделочных материалов оценивается на сегодняшний день в достаточно широком диапазоне $25–30 млрд, что объясняется преимущественно невысоким уровнем прозрачности и использованием различных методик оценки.

«По примерным расчетам, на долю локального рынка Новосибирской области может приходиться около 2–3% в общем объеме ремонтно-отделочной, а также DIY индустрии, — делится наблюдениями аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — В последние годы рынок рос достаточно динамично, в среднем на 10–15% в год в номинальных ценах. В настоящий же момент на фоне общего выраженного спада в экономике конъюнктура данного рынка выглядит довольно сложно».

Этот момент подчеркнула также директор департамента маркетинга холдинговой компании «Домоцентр» Анастасия Артюшкина: «В 2013 году российский рынок товаров для дома и ремонта показал минимальные с 2005 года темпы роста: 7,8% против 17% в 2012 году. Такие показатели динамики рынка DIY обусловлены снижением темпов роста реальных доходов населения в 2013 году и увеличением долговой нагрузки. Тем не менее, перспективы роста DIY-ритейла сохраняются, консолидация регионального рынка DIY еще не завершена».

Как считает господин Клягин, в ближайшее время для массового рынка по-прежнему будет характерно ослабление темпов роста и, вполне вероятно, даже сужение спроса. «Развитие рынка во многом будет зависеть от динамики нового строительства. Пока в этом секторе ситуация стабильная и даже довольно позитивная. Несмотря на спад в экономике, ввод жилья, поддержанный сильным ипотечным кредитованием, по итогам первого полугодия в целом по РФ вырос на 30% по сравнению с показателями 2013 года, в СФО — на 27%, в Новосибирской области — на 71%. Данный фактор, на мой взгляд, будет оказывать серьезную поддержку рынку в среднесрочной перспективе».

Участники рынка отмечают этот же факт — пока Новосибирск строится, предложения абсолютно всех игроков, в том числе и пока только анонсированных, найдут свой спрос.

Места хватит всем?

На долю крупнейших игроков приходится около 40% объема рынка, остальные 60% занимают неорганизованная розница и мелкооптовые базы, приводит цифры Анастасия Артюшкина.

«Условия для успешного ведения бизнеса старых и новых игроков, при условии ежегодного роста новых ТЦ и магазинов DIY-товаров, я считаю в Новосибирске стабильными, по крайней мере, до тех пор, пока город активно строится, и сдаются новые квадратные метры жилья. Насколько мне известно, к концу 2014 года планируется сдать более одного миллиона «квадратов», — рассказывает генеральный директор ЗАО «Левобережный» Владимир Кальченко.

Еще один фактор, влияющий на комфортное ведение бизнеса игроков рынка строительно-отделочных материалов, по словам господина Кальченко, — уровень жизни населения: «На текущий момент он таков, что выход новых игроков рождает здоровую конкуренцию. Безусловно, с появлением серьезных участников структура рынка изменяется, но пока я смотрю на эти процессы с оптимизмом, у нас все идет по плану, ввод третьего торгово-выставочного комплекса «Калейдоскоп на Каменской» запланирован на 2016 год».

Напомним, что его строительство на пересечении Октябрьской и Каменской магистралей началось в текущем году. Площадь третьего «Калейдоскопа» составит 150 тыс. кв. метров, из них торговая — 120 тыс. кв. метров. Предусмотрен теплый подземный паркинг площадью 30 тысяч кв. метров, а также парковочная зона по периметру торгово-выставочного комплекса. Помимо товаров для ремонта и обустройства домашнего быта, включая мебель, бытовую технику, предметы интерьера, на территории комплекса планируется открытие гипермаркета продовольственных товаров. На строительство объекта Владимир Кальченко отводит три года.

Уже в этом году в Новосибирске откроет свои двери второй гипермаркет строительных материалов «Леруа Мерлен». «Ожидается, что магазин откроется к концу 2014 года», — уточнил «КС» директор по маркетингу «Леруа Мерлен Россия» Филипп Мужо. На данный момент строительные работы подходят к концу. Объект расположен в Железнодорожном районе, в Фабричном переулке на месте Димитровского моста. Площадь гипермаркета составит 19 тыс. кв. метров.

К развитию сеть привлекает и региональных поставщиков: по последним данным, в настоящее время более 60 компаний локальных поставщиков из Новосибирска, Бердска, Омска, Красноярска, Новокузнецка, Барнаула, Иркутска и Томска сотрудничают с «Леруа Мерлен». При этом семь из них уже стали федеральными поставщиками, уточняет руководитель направления по работе с региональными поставщиками «Леруа Мерлен Восток» Елена Зинченко.

«Мы считаем, что в долгосрочной перспективе рынок Новосибирска обладает простором развития как для нас, так и для других участников. В Новосибирске на 100 000 жителей приходится практически самое малое количество DIY магазинов по сравнению с другими большими городами в России. Например, если в Москве на 100 000 жителей работает три магазина формата «Сделай сам» (DIY — Do It Yourself), в Санкт-Петербурге — шесть, то в Новосибирске их 0,4. Лучший выбор в большем количестве магазинов станет хорошей новостью для покупателей, хотя и заставит напрячься конкурентов», — подчеркнул Филипп Мужо.

Аналогичного мнения придерживается директор торгово-выставочного комплекса «Большая Медведица» Марина Маркова — Новосибирск занимает 8-е место в России среди городов-миллионников по обеспеченности торговыми площадями, в ближайшее время в городе планируется открытие крупных торгово-развлекательных центров, значит, Новосибирск является инвестиционно-привлекательным регионом.

«На сегодняшний день считаем, что открытие дополнительных торговых центров улучшает транспортную доступность до покупателя, а рынок пока вмещает новых игроков. Однако, на мой взгляд, конкуренция будет вестись немного на другом уровне — и старые, и новые игроки начнут конкурировать на уровне сервиса, дополнительных услуг и интересных проектов. Те игроки рынка, кто сможет детально оценить потребительское поведение и потребности сегодняшнего покупателя, и будут лидерами», — считает госпожа Маркова.

Непосредственно ТВК «Большая Медведица» в ближайшее время расширяться не планирует: торговая площадь комплекса в настоящее время является самой большой в Новосибирске, а расширение лишь перераспределит покупательский поток. «В настоящее время мы заняты развитием проектов, облегчающих выбор и ускоряющих процесс ремонта», — добавила Марина Маркова.

Холдинговая компания «Домоцентр» имеет в своих планах развитие розничной и оптовой сети, но не на территории Новосибирской области, предпочитая в регионах присутствия сосредотачиваться на качественных изменениях, в первую очередь, повышая эффективность существующих площадей.

В противовес им решила выйти на рынок отделочных материалов новосибирская компания «Электроагрегат». Как сообщил «КС» директор по маркетингу и сбыту ОАО «Электроагрегат» Иван Деришев, к строительству нового объекта, торгово-выставочного комплекса, в компании намерены приступить в 2015 году. Его площадь составит около 10 тыс. кв. метров. Строительство займет один год. По предварительным данным, объект будет расположен по улице Планетной в Дзержинском районе.

Взвешенный подход

Тем не менее уже сейчас покупатели стали относиться к покупкам в сфере ремонта, отделки и мебели более взвешенно. «На мой взгляд, покупатели стали покупать несколько меньше дорогих аксессуаров, дорогостоящей мебели. Спрос сконцентрировался в средней ценовой категории. Связываю это с ростом курса валют: преимущественно мебель, фурнитура ввозятся из-за рубежа, соответственно цены несколько выросли, а зарплата у населения выше не стала. Добавляется к этому и высокий процент закредитованности населения, который в Новосибирске является одним из самых высоких в России среди крупных городов», — рассуждает Владимир Кальченко.

Отметил эту тенденцию и Филипп Мужо — покупатели стали заметно внимательнее относиться к ценовой разнице не только на отдельные виды товаров, но и на стоимость в целом, сейчас покупают более вдумчиво.

По обоюдному мнению участников рынка, поправить ситуацию может стабилизация экономической ситуации, а также сохранение высоких темпов ввода нового жилья в Новосибирске. «Нестабильная экономическая ситуация в стране пока не дает ясности в прогнозах и, пока импортные товары промышленного производства вне зоны внимания политиков, будем надеяться на устойчивую структуру спроса и предложения на рынке отделочных материалов. В ассортименте большинства участников рынка DIY и ремонтно-отделочных материалов импортные товары преобладают над отечественными. Поэтому динамика развития рынка отделочных материалов и мебели будет напрямую зависеть от внешнеполитических факторов», — заключила Марина Маркова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ