Ирина Чурилова: «Главное — правильно расставить приоритеты»

Солистка новосибирской оперы Ирина Чурилова стала абсолютным победителем 33-го Международного конкурса певцов «Бельведер» (Hans Gabor Belvedere Competition), прошедшего в июле в Дюссельдорфе. Она стала обладателем первой премии и приза зрительских симпатий, а также трех специальных призов этого престижного конкурса. ИРИНА ЧУРИЛОВА поделилась с корреспондентом «КС» вкусом победы и рассказала о своих планах.

— Ирина, почему вы решили участвовать в этом конкурсе?

— Это очень престижный конкурс, отличительной чертой которого является присутствие в составе жюри каст-директоров ведущих европейских театров. Условия предполагают выбор всего трех победителей, без отдельных номинаций для мужчин и женщин, так что конкуренция очень высокая. В качестве призов разыгрываются театральные и фестивальные контракты, что делает участие очень привлекательным.

— Трудно ли было попасть в финал?

— Сначала был отборочный тур в Барселоне, по итогам которого в первый тур основного конкурса прошло 168 человек. Во втором туре осталось 68 исполнителей, до финала на сцене Deutche Oper am Rhein дошли всего 16 человек. Конкурс завершился финальным концертом в сопровождении замечательного Duisburg Orchestra, петь с которым было чрезвычайно приятно.

— Насколько важным было присутствие на конкурсной площадке концертмейстера новосибирского театра оперы и балета Татьяны Смысловой?

— Татьяна — прекрасный музыкант, и это уже не первый наш совместный конкурсный опыт. Когда ты выходишь на сцену, и у тебя за спиной такая опора, чувствуешь себя уверенной на все 100%. Конечно, организаторы могут предоставить своего концертмейстера, но при потоке в 160 человек трудно ожидать глубокого понимания образа и музыкальности. В финале, когда волнение достигло особой остроты, я успокоилась, как только зазвучало вступление — Татьяна играла так, что просто невозможно было не спеть! Это было замечательно.

— Вы ожидали такой полной и безоговорочной победы?

— Конкуренция была очень высокой, в финал вышли достойные исполнители из разных стран. Поэтому и первая премия, и приз зрительских симпатий оставались для меня неожиданными до последнего момента. Перед оглашением победителей всех финалистов собрали в специальное помещение, где мы почти не слышали объявлений. Когда меня вызвали на сцену, ведущий предупредил: «Сегодня вам еще придется петь». Сначала объявили третью премию, потом вторую и, наконец, назвали мою фамилию. Потом началось что-то непередаваемое, настоящий шквал аплодисментов. Заиграла музыка, и вот я уже снова пою арию Tacea la notte placida из «Трубадура». Позже мне вручили еще три награды: два контракта и приз от немецкой прессы, который включал интервью и фотосессию. Поздно вечером я отправилась на традиционный фуршет — именно здесь исполнители встречаются с каст-директорами и агентами, обсуждают возможности сотрудничества. И снова море радости, поздравлений, общения.

— Какие контракты достались вам в качестве приза?

— Один из них — с фестивалем в Норвегии. Кроме того, после победы в конкурсе мне поступило много интересных предложений. Многие из них очень привлекательны, но, к сожалению, они зачастую совпадают по срокам. Теперь мы с Дмитрием (супруг Ирины Чуриловой. — «КС») будем анализировать информацию.

— Дмитрий ведет все ваши дела или вы также обращаетесь к услугам агентов?

— Дмитрий берет на себя организационные хлопоты: ведет переписку, анализирует информационные потоки, решает множество частных вопросов. Именно он помогает мне выбрать конкурсы, в которых стоит принимать участие, находит данные об интересных мастер-классах. Дмитрий очень много делает для моего развития, по первому образованию он юрист, сейчас учится на продюсера, и что самое главное, он верный поклонник оперного искусства. Мы даже познакомились здесь, в театре. Однако все европейские каст-директора, подбирая исполнителей для своих театров, прибегают к услугам известных европейских агентов. Поэтому, безусловно, я работаю с несколькими профессиональными агентами.

— Вы часто берете мастер-классы, почему это для вас так важно?

— Во-первых, это подтверждение правильности выбранного направления и знакомство с новыми тенденциями в мире оперы. Кроме того, появляется возможность лучше узнать стилистические особенности музыки разных стран, понять характеры и поступки героев. Кроме познавательного потенциала, мастер-классы дают возможность новых профессиональных контактов.

— Как развивается ваше сотрудничество с Мариинским театром?

— В этом сезоне мне предстоит ввод в оперу «Трубадур», партия требует доработки и осмысления. В Мариинском театре не бывает проходных спектаклей, каждый раз, выходя на сцену, ты должен доказывать свой уровень. За полтора года сотрудничества, которое началось с постановки «Фауста», я также исполнила партии в операх «Кармен» и «Иоланта». Очень важным оказался необычный юбилейный проект Юрия Башмета — концертное исполнение «Евгения Онегина», которое сопровождалось чтением текста пушкинского романа в исполнении Константина Хабенского. Соприкосновение с такими замечательными и талантливыми людьми не могло не оставить в душе отклика. Эта постановка позволила мне увидеть новые грани в образе Татьяны, разглядеть новые смыслы в самом тексте. Наши партии растут вместе с нами, с нашим опытом. Надеюсь, что это ценное для меня сотрудничество будет развиваться, но с этого сезона в моем графике появилась еще одна очень важная строчка — Большой театр.

— Примите наши поздравления. Что ожидает вас в Большом?

— В начале сезона мне предстоит исполнить партию Агнесы Сорель в опере «Орлеанская дева», в ноябре будет Мими в «Богеме», оба спектакля — с главным дирижером Большого театра Туганом Сохиевым. Для меня это волнующий и ответственный новый опыт, требующий полной отдачи, важная веха в развитии.

— Конечно, новосибирские зрители радуются успехам наших артистов, но хочется задать вопрос: не останемся ли мы без Ирины Чуриловой?

— Новосибирск — мой родной город. Здесь я получила музыкальное образование, на сцене новосибирского театра оперы и балета состоялось профессиональное становление. В этом городе живут мои родители, братья и сестры. Поэтому сейчас моя жизнь связана с Новосибирском.

— В каких новых партиях вы появитесь на новосибирской сцене?

— В новом сезоне ожидается постановка оперы Вагнера «Тангейзер», в которой мне предстоит исполнить партию Елизаветы. Это совершенно новый музыкальный материал, с которым пока что мне не приходилось соприкасаться. Надеюсь, что все получится хорошо.

— Как называется ваше сопрано?

— Как говорят итальянцы, sopranospinto, или лирико-драматическое сопрано, при этом голос постепенно меняется в сторону укрупнения. Как только агенты, особенно за рубежом, слышат голос, в котором есть крепкие нотки, сразу предлагают другой репертуар — более тяжелый, крепкий. В прошлом году мне несколько раз предлагали партию Абигаиль в опере «Набукко» и Турнадот из одноименной оперы. Это замечательные роли, но как бы ни были заманчивы подобные предложения с точки зрения быстрого карьерного и материального успеха, они могут оказаться разрушительными. Я предпочитаю относиться к таким решениям с осторожностью — всему свое время.

— В чем приходится себя ограничивать ради сохранения голоса?

— Ограничений не так уж и много. Довольно сложно петь после перелетов, а такое случается нередко. В этом случае нужен особый тренаж и концентрация сил.

— Какие удовольствия в жизни вы цените?

— Очень люблю море, мы всегда стараемся выбраться на побережье хотя бы на пару дней между работой. А так хотелось бы полноценного отдыха! Кстати, это еще одно ограничение: яркое солнце плохо влияет на голос, два-три дня после загара голос не хочет работать.

— Какую музыку слушаете для удовольствия?

— Как правило, я стараюсь, чтобы была тишина. Когда еду в такси — а таксисты одинаковы во всех странах, — чаще всего прошу выключить радио. Но жить совсем без музыки невозможно. Меня всегда радует Рахманинов, наполняет душу какой-то благодатью: как будто ты отдохнул, набрался сил и готов творить.

— Ваши любимые места в Новосибирске?

— Мы с мужем часто бываем в драматических театрах, наши любимые — «Красный факел» и Театр Афанасьева. Это очень разные коллективы, каждый со своим лицом и колоритом. Оба дают возможность увидеть с новой стороны даже знакомые пьесы, научиться у коллег актерскому мастерству. Еще очень люблю наш зоопарк — лучше пока нигде не видела.

— О каких сценах и партиях вы мечтаете?

— В первую очередь доработать партию Леоноры из «Трубадура», поскольку после конкурса поступает много предложений, связанных именно с этой оперой. Далее — Дездемона в «Отелло», которую предстоит выучить, выносить и петь. Конечно, как и любому певцу, мне хочется петь в ведущих театрах. Чем больше ты поешь, тем больше хочется петь. Планов множество, главное, чтобы на все хватило сил.

— Сейчас вы как Маргарита перед ларцом с драгоценностями — все сверкает, но надо сделать правильный выбор.

— Предложения всегда были и всегда будут. Самое главное — правильно расставить приоритеты. Иногда надо отказываться от работы ради того, чтобы провести время с близкими людьми.

Производитель одежды больших размеров Серебряная нить выпустил в продажу новую коллекцию осень-зима 2014/2015.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ