Малый бизнес требует персонального подхода

В условиях возрастающей конкуренции малому и среднему бизнесу становится все сложнее «держаться в строю», но потребность в кредитах и в эффективном размещении временно свободных средств всегда актуальна. Как взаимодействуют сегодня с предпринимателями банки? Какие кредитные и депозитные продукты наиболее востребованы? Об этом в интервью «КС» рассказал вице-президент БИНБАНКа ПЕТР МОРСИН.

— Петр Петрович, как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию на рынке малого и среднего бизнеса?

В целом рост в этом секторе несколько замедлился. За 2013 год количество микро- и малых предприятий увеличилось лишь на 100 тыс., в то время как годом ранее рост кредитных портфелей всех банков в сегменте МСБ составил около 17%. На этот год прогнозы роста скромнее — 8–10%. Тем не менее у рынка МСБ есть очень хороший потенциал, и мы видим серьезные возможности для многих предприятий и организаций.

— Какие отрасли МСБ вы считаете наиболее перспективными с точки зрения предоставления им кредитов?

— Самая большая доля выдаваемых кредитов приходится на предприятия оптовой торговли, на втором месте — сфера розничных услуг. В свою очередь с большой осторожностью банки относятся к кредитованию сельского хозяйства или, например, строительных организаций.

— На какие цели предприниматели чаще всего тратят кредитные средства?

— Мы отмечаем интерес к ссудам на пополнение оборотных средств, приобретение имущества под его залог, кредиты на инвестиционные цели. Спросом пользуются как краткосрочные займы на небольшие суммы, получение которых максимально упрощено, так и финансирование на развитие бизнеса.

— Размер процентной ставки по кредиту традиционно зависит от сроков и суммы. Какие еще параметры существенны?

— Для нашего банка, в частности, очень важны репутация заемщика и его финансовая устойчивость. Если предприниматель уже обслуживается в кредитной организации, имеет доходный бизнес, существующий не первый год, у него положительная кредитная история, то он, безусловно, может рассчитывать на пониженный процент по кредиту.

— Будут ли меняться ставки по кредитам в ближайшее время?

— По нашим прогнозам, существенного снижения процентной ставки на рынке не произойдет. Однако снизить стоимость кредита можно за счет государственной поддержки. Так, в рамках различных программ, например, сотрудничества с МСП, разрабатываются кредиты субъектам малого и среднего бизнеса на приобретение и ремонт основных средств, на расширение деятельности или развитие существующего бизнеса. Ставка получается ниже на 1,5–2 процентных пункта. Также предприниматели имеют возможность вернуть проценты по кредитам, получив субсидирование по ним, которое субъектам малого и среднего бизнеса и ИП предоставляют региональные программы поддержки МСБ.

— Растет ли интерес к услуге по рефинансированию кредитов?

— Спрос на эту услугу увеличивается. Возможность рефинансирования кредитов, полученных ранее в сторонних финансовых организациях, позволяет перевести свои обязательства и денежные потоки в тот банк, в котором ему комфортно обслуживаться, условия которого его удовлетворяют. При рефинансировании, как правило, устанавливается удобный график платежей.

— А если уже есть текущий кредит в банке, но требуются дополнительные средства на развитие бизнеса, возможно ли получить кредит здесь же, не обращаясь в другие кредитные организации?

— Если устойчивому предприятию требуется дополнительное финансирование, ему в первую очередь имеет смысл обратиться в тот банк, с которым оно сотрудничает годами, где имеет хорошую кредитную историю. Мне всегда приятно видеть, когда предприниматель, который когда-то обратился за небольшим кредитом на развитие, сейчас обеспечивает продукцией не только свой регион, но и несколько соседних, создает новые рабочие места, из микрокомпании вырастает до среднего бизнеса.

— Усиливает ли государство поддержку МСБ?

— Да. К примеру, в конце июня правительством РФ создано Агентство кредитных гарантий. Оно фактически возьмет на себя роль координирующего центра для региональных фондов. Агентство будет в том числе выдавать контргарантии региональным гарантийным организациям и сможет непосредственно предоставлять гарантии субъектам малого и среднего предпринимательства, если сумма кредита окажется слишком велика для региональных фондов.

— Какие инструменты вы считаете действенными в конкурентной борьбе за качественных клиентов из сегмента МСБ?

— Банки конкурируют на уровне сервиса, скорости предоставления кредитов, удобства их обслуживания и погашения, широты и комфортности дополнительных сервисов и услуг. Считаю, что конкурентоспособен тот банк, который оперативно реагирует на любую потребность клиента, адаптируя свою продуктовую линейку под его запрос. Важно максимально оптимизировать все бизнес-процессы и сокращать сроки принятия решения по кредитам, чтобы клиент мог как воспользоваться пакетными предложениями, так и получать индивидуальное обслуживание. Вот основные определяющие качественного банковского обслуживания на должном уровне.

— Что подразумевается под индивидуальным обслуживанием?

— Когда банк закрепляет за клиентом МСБ персонального менеджера. В зависимости от истории сотрудничества с банком и объема операций клиентам могут быть установлены индивидуальные тарифы по РКО, индивидуальные ставки по кредитам и депозитам. Коммуникация с ними осуществляется как непосредственно через менеджера, который может выехать к клиенту или провести встречу в отделении банка, так и дистанционно.

— Какими услугами в рамках РКО чаще всего пользуются?

— Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, согласно российскому законодательству, обязаны иметь счет в банке и осуществлять через кредитные организации все свои операции. В связи с этим наиболее востребованными услугами РКО являются открытие и ведение расчетного счета и безналичные переводы, прежде всего в рублях. Кроме того, учитывая, что наибольшая доля МСБ приходится на предприятия розничной торговли и услуг населению, самой востребованной услугой являются операции с наличными средствами — внесение выручки на счет.

— Какие тренды наблюдаются в части размещения средств? Растут ли ставки?

— Повышение ставок действительно наблюдается, например, ставки по депозитам для МСБ недавно увеличились на 0,1–0,7 процентных пункта в зависимости от срока и суммы. Спросом у малого и среднего бизнеса пользуются краткосрочные депозиты и продукты с гибкими условиями пополнения и снятия.

— Компании из каких отраслей чаще всего размещают свободные средства?

— Перечень достаточно широкий. В него всходят предприятия сферы услуг (ЖКХ, IT-провайдеры, инженерия, арендный бизнес) общественные и спортивные организации, производство, страховые и управляющие компании, фонды, саморегулируемые организации.

— Какие опции по депозитам интересуют предпринимателей?

— Все зависит от особенностей бизнеса конкретного лица. Банковская продуктовая линейка выстраивается таким образом, чтобы каждый предприниматель мог легко сориентироваться и выбрать оптимальный продукт исходя из своих потребностей: максимальный доход, возможность пополнения и частичного снятия средств без потери процентов, капитализация, выплата процентов ежемесячно или в конце срока, краткосрочное размещение средств, возможность конвертации из одной валюты в другую.

На заметку

Аренда торговой марки, в правильных руках может оказаться весьма выгодным вложением. Подобрать предложения от надежного партнера Вам поможет каталог франшиз в нем собрано большое количество предложений, способных вызвать интерес.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ