«Люди стали относиться к выбору бытовой электроники более взвешенно»

По данным за I квартал 2014 года, на рынке бытовой техники отмечается спад потребительской активности — виной тому нестабильная экономическая обстановка, а также меняющийся подход покупателей к приобретению электроники: с каждым годом он становится более взвешенным и обдуманным. Тем не менее уже к 2015–2016 гг., по мнению участников рынка, продажи вернутся к цифрам 2012–2013 гг. Почему это произойдет и чем отличаются сибиряки от покупателей других российских регионов, в интервью «КС» рассказал глава офиса Philips в Сибири и на Дальнем Востоке ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВ.

Игорь Алексеев родился в городе Северодвинске Архангельской области, закончил Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. В компании Philips c 2006 года. Является главой офиса Philips в Сибири и на Дальнем Востоке с февраля 2014 года.

— Как вы оцениваете текущую ситуацию на сибирском рынке потребительской техники? Какие направления, на ваш взгляд, являются драйверами роста?

— В целом ситуация на сибирском рынке бытовой техники схожа с обстановкой в других российских регионах. В 2012 году отмечался стабильный рост — по сравнению с предыдущими годами на 9,5%, а объем продаж составил порядка $3,6 млрд. Прошлый, 2013 год, показал несколько меньшую динамику в сравнении с 2012-м: темпы роста замедлились и составили около 2,4%. В 2014 году по результатам I квартала мы видим, что рынок вырастет максимум на 2,1% относительно 2013-го. Таким образом, нынешний год не будет разительно отличаться от предыдущего по экономическим показателям.

На мой взгляд, это связано с тем, что произошло некоторое перераспределение спроса внутри той техники, которая была представлена на рынке. Люди стали относиться к выбору бытовой электроники более тщательно, взвешивая все плюсы и минусы перед покупкой. Ранее, буквально пять лет назад, такого не было. Тем не менее рынок бытовой техники остается очень динамичным сегментом. И год от года некоторые из его секторов показывают существенный рост. К примеру, в 2013-м рекорд продаж побили мультиварки, хорошо продавались также погружные блендеры, пароварки, за счет этого весь сегмент кухонной бытовой техники по сравнению с 2012 годом вырос на 35%.

Мультиварки, стоит отметить, до сих пор пользуются хорошим спросом. Тем не менее заметно, что рынок постепенно насыщается данной категорией товара, к тому же мультиварка сама по себе — товар недешевый.

— Какие актуальные тенденции и тренды развития рынка можно выделить по итогам 2013 года — I квартала 2014 года?

— Из интересного, как мне кажется, можно отметить то, что сейчас открывается достаточно много пунктов выдачи техники или интернет-магазинов. И покупатели, выбирая товар в Интернете, уже не боятся его заказывать и получать в пункте выдачи, как это было буквально пару-тройку лет назад. Таких покупателей становится с каждым годом больше, и, на мой взгляд, это позитивный тренд.

Подобные пункты выдачи товаров, специализирующиеся на онлайн-продажах, появляются еще и потому, что зачастую довольно трудно найти подходящее помещение для размещения полноценного магазина. К тому же у каждой сети существуют определенные показатели — по метражу, проходимости, которым данное помещение должно соответствовать. К сожалению, в большинстве городов Сибири и Дальнего Востока с этим проблемы. Новосибирск не исключение, здесь также трудно найти место под магазин со складом. В противовес ему пункт выдачи имеет небольшой метраж, и открыть его гораздо проще.

— Каковы основные проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкивается данная ниша рынка в Сибири?

— В первую очередь, безусловно, это конкурентная борьба. Выбор того или иного товара все равно совершается у полки в магазине, несмотря на то что покупатели хорошо осведомлены благодаря Интернету.

Чтобы выиграть борьбу за покупателя, Philips, к примеру, формирует для каждого рынка портфель «локальных» товаров. В 2011 году инновацией для российского потребителя стал погружной блендер, который может делать шинковку продуктов кубиками. В России очень популярны салат оливье, винегрет, и данная инновация оказалась действительно востребованной. Так, с появлением погружного блендера доля Philips в сегменте «Блендеры» в России выросла в 2012–2013 гг. с 5% до 55%.

В Китае мы продаем мультиварки, специализирующиеся на приготовлении риса, потому как там рис — обязательная составляющая национальной кухни. Для России данный продукт не представляет интереса: россияне предпочитают многофункциональную технику, ориентированную на решение разных задач.

— Как меняется динамика спроса?

— Несмотря на достаточно негативные прогнозы аналитиков, мы придерживаемся позиции, что рост потребления продолжится. Эксперты ожидают, что потребление будет основой российской экономики в текущем 2014 году, и наши показатели, в принципе, эти прогнозы подтверждают. Возможно, ближе к концу текущего года станут более востребованными, нежели прежде, товары российского производства за счет их низкой стоимости. Но, как мне кажется, это будет наблюдаться далеко не во всех сегментах.

— Можно ли ожидать каких-либо значимых изменений в потребительском поведении в ближайшее время?

— Каких-то существенных изменений — вряд ли. Как уже отмечалось, основная тенденция — смещение вектора в сторону онлайн-продаж, соответственно, и потребительского поведения — выбор делается более взвешенно и обдуманно. Конкретно для российского покупателя также характерна незаинтересованность в товарах категории «эко». И таковой она и останется — здесь тоже изменений ждать не стоит. В случае с Россией экологичность того же утюга или чайника не столь актуальна, как, к примеру, его энергоэффективность. В Европе применение «зеленых» технологий для изготовления техники имеет гораздо большее значение.

— Есть ли у Сибири ярко выраженная региональная специфика в плане спроса на вашу продукцию?

— Потребители в Сибири мало отличаются от потребителей в других регионах России. Тем не менее определенная специфика все же есть. В Сибири традиционно пьют больше чая, чем кофе, поэтому продажи кофемашин здесь не так сильно развиты, как в других регионах. Говоря о кофе: все чаще потребители предпочитают кофеваркам полноценные кофемашины.

В Бурятии свои особенности: многие блюда национальной кухни готовятся на пару. Как следствие, в регионе пользуются большим спросом пароварки с встроенными контейнерами для трав и специй. Также популярны мультиварки.

Ранее я работал в Северо-Западном подразделении компании Philips. В небольших городах Архангельской области, расположенных ближе к Белому морю, где производятся лесозаготовки, неизменным спросом пользуются электробритвы и машинки для стрижки.

— В каких сегментах потребительской техники конкуренция чувствуется наиболее остро?

— Прошлый, 2013 год был абсолютным годом битвы в категории «Мультиварки». Если ранее, в 2012 году, в ней присутствовали всего несколько поставщиков, то за последние два года эту категорию у себя стали иметь практически все производители. По предыдущим годам сложно выделить что-то столь же конкретное.

— Как вы оцениваете свою долю на рынке в сравнении с конкурентами в Сибири? Как она отличается от среднероссийской?

— В Сибири довольно остро ощущается влияние федеральных ритейлеров, таких как «Эльдорадо», «М.Видео», MediaMarkt. Данная тройка формирует порядка 35% продаж всей бытовой техники и на территории Новосибирской области, так и в России в целом, соответственно, оказывает влияние на формирование рынка определенного производителя. Так как подход у больших игроков к своим продажам, как правило, унифицирован, то независимо от региона, доля рынка остается на среднероссийском уровне. Безусловно, на рынке Сибири есть и локальные игроки, к примеру, «Пятый элемент», «Рембыттехника», «Корпорация центр», «Сибвез», «Домотехника» и другие.

— Ваши прогнозы по рынку потребительской электроники на ближайшие 2–3 года.

— В нынешней ситуации сложно давать какие-либо прогнозы. Мы предполагаем, что рынок потребительской электроники продолжит расти и к 2015–2016 гг. вернется к цифрам 2012–2013 гг. Не отрицаю, что уровень потребительской активности сейчас немного снизился, но люди вряд ли откажутся от товаров, которые улучшают их повседневную жизнь. Российский потребитель привык к определенному образу жизни, и я сомневаюсь, что в ближайшее время могут произойти существенные изменения.

— Каковы ваши планы по развитию компании Philips в Сибирском федеральном округе? Планируется ли запуск регионального подразделения или расширение офиса?

— Сибирь — важный и перспективный для компании регион. На сегодняшний день у Philips два представительства в Сибири — в Новосибирске и Красноярске. Общее количество сотрудников — порядка 20 человек, отвечающих за продажи, дистрибуцию и тренд-маркетинг в трех секторах: «Потребительские товары», «Здравоохранение» и «Световые решения». С точки зрения основных функций представительства этого более чем достаточно, поэтому расширять новосибирский и красноярский офисы в ближайшее время мы не планируем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ