Спецтехника в бездействии

На сегодняшний день строительная техника занимает две трети рынка спецтехники, еще треть делят между собой коммунальные, сельскохозяйственные, лесные и другие машины. По оценке аналитиков Национальной арендной компании, емкость рынка строительной спецтехники по Новосибирской области составляет не менее 3 500 000 000 рублей в денежном выражении. Однако несмотря на значительный потенциал, рынок пока находится в глубокой стагнации.

Если рассматривать спецтехнику в разрезе производителей, то среди них, по словам участников рынка, наиболее сильные позиции имеют CATERPILLER и Komatsu. При этом, по их словам, перешел в категорию аутсайдеров CASE, хотя ранее этот производитель был одним из ключевых игроков. «Стоит отметить, что CAT, John Deere, Hitachi, Case и Bobcat теряют свои позиции. Hyundai, Komatsu и китайские производители находятся в стагнации, в то время как марки Doosan и Liebherr показывают прирост продаж», — констатирует директор по развитию дилерской сети Сибирского федерального округа Национальной арендной компании Максим Хоменко. «Все более прочные позиции занимают китайские производители. И продолжают сохранять свои позиции корейские», — делится наблюдениями руководитель отдела продаж строительного оборудования компании «Восточная техника» Дмитрий Шестаков.

Если выделять виды спецтехники, пользующиеся наибольшим спросом в 2013–2014 годах, аналитики Национальной арендной компании отмечают, что в своих сегментах фронтальные погрузчики занимают 70% (ранее было 60%), спрос на погрузчики с боковым поворотом сохраняется на уровне 30%. Спрос на экскаваторы вырос до 5% (ранее — 0%), на грейдеры — до 30% (ранее 20%), на бульдозеры — 60% (с 50%). Увеличился спрос на катки — с 25% до 30%.

Пертурбации сегмента

Игроки рынка отмечают, что стагнация рынка строительной спецтехники продолжается, в первую очередь это связано с урезанием бюджетных расходов. «Сейчас происходит плавное падение объема продаж, сделки совершаются, но на условиях покупателей», — поясняет Максим Хоменко. По мнению Дмитрия Шестакова, рынок мелкой и средней строительной техники в Западной Сибири находится в 2014 году в стадии регрессии. «По сравнению с 2013 годом в некоторых сегментах рынка снижение достигает 50%», — комментирует Дмитрий Шестаков. Основные игроки рынка строительной спецтехники отмечают, что спрос становится менее прогнозируемым. Это связано с нестабильностью финансовой ситуации в стране и в регионе. Кроме того, участники рынка отмечают общую тенденцию падения спроса. «Наибольшее падение наблюдается на рынке мелкой строительной техники. Вследствие высокого курса валют наблюдается падение на импортную технику. Также наблюдается перераспределение спроса в сторону машин с более низкой ценой (корейские, китайские, отечественные производители)», — заметил Дмитрий Шестаков.

Стоит отметить, что китайские и южнокорейские фирмы гораздо охотнее и чаще, чем их западные конкуренты, используют инструмент отсрочек платежей, внедряют выгодные для заказчиков лизинговые программы, повышают гарантийные сроки. Такой конкурентный прессинг направлен не только на зарубежных, но и на отечественных производителей. Основная слабость последних заключается в том, что российские компании пока не могут предложить заказчику полномасштабный модельный «портфель» с широкой номенклатурой изделий. Тогда как конкуренты в среднем предлагают 15 позиций техники самых различных модификаций.

Правда, ряд отечественных производителей спецтехники активно модернизировал технологии производства, создавал более современную технику в период строительного бума. Такие компании смогли не только сохранить, но и увеличить свою долю. Это Тверской экскаваторный завод, «Челябинские строительно-дорожные машины», Челябинский тракторный завод и белорусский «Амкорд». По сведениям службы государственной статистики, в настоящее время в России работают четыре завода по производству бульдозеров, 16 — выпускают экскаваторы и три — производят автогрейдеры. К крупнейшим и наиболее успешным российским производителям стройтехники относятся Челябинский тракторный завод (бульдозеры, фронтальные погрузчики, компакторы и пр.), «Автокран» (краны «Ивановец»), «Мотовилихинские заводы» (автокраны), Галичский автокрановый завод (автокраны «Галичанин»), Чебоксарский завод промышленных тракторов (бульдозеры «Четра» и др.), Юргинский машиностроительный завод (автокраны и погрузчики-экскаваторы). Перспективным направлением отечественного производства является сборка строительной спецтехники на базе собственных шасси с установкой иностранного оборудования или его основных узлов. Это позволяет снизить стоимость в среднем на 15% по сравнению с импортной.

Макроэкономика

На рынок строительной спецтехники оказывает влияние ряд ключевых факторов. Из макроэкономических это политическая ситуация вокруг России и общеэкономические тенденции в стране, ситуация в банковском секторе. На рынок импортной спецтехники оказывают влияние колебания курса валют. В свою очередь из микроэкономических факторов участники рынка выделяют наличие крупных федеральных проектов в регионе, инфраструктурных проектов (мосты, развязки), региональные бюджеты, а также объем выделяемых средств на дорожное строительство и ремонт.

По данным Росстата, в России только за I квартал 2014 года было введено в эксплуатацию 13,6 млн кв. метров жилой недвижимости, что на 31% превышает показатели по вводу жилплощади за такой же отрезок времени 2013 года. Несмотря на рост общего количества сданного жилья, суммарная стоимость строительных работ снизилась. Она была оценена в 903,4 млрд рублей, что на 3,6% ниже аналогичного временного отрезка 2013 года.

Чтобы поддержать продажи, дилеры строительной спецтехники используют различные финансовые инструменты, но лидирующие позиции среди них закономерно удерживает лизинг. «Для стимулирования продаж мы используем такие финансовые инструменты, как рассрочка, аренда с последующим выкупом, а также лизинг», — поясняет Максим Хоменко. Наиболее предприимчивые производители даже вывели свои дочерние лизинговые компании, чтобы быть более гибкими и конкурентоспособными. Так, Дмитрий Шестаков отмечает, что в последнее время активным спросом пользуются услуги лизинговой компании производителя техники Cat — Caterpillar Financial.

Итоги первого квартала в целом для лизинговых компаний, работающих в сегменте строительной спецтехники, оказались весьма позитивными. «По факту результаты по количеству лизинговых сделок на спецтехнику за I квартал 2013 года выше, чем в I квартале 2014 года. Но разница составляет буквально 2%. И связано это даже не с падением рынка, а с некоторыми кадровыми изменениями, которые произошли у нас в компании. Если говорить о результатах по филиалам, то Красноярск показывает довольно стабильно высокий результат. У Иркутска мы наблюдаем рост на 27%. В нашем филиале в Новосибирске была смена директора и команды, поэтому результат не самый высокий, но уже сейчас динамика более чем положительная», — рассказывает региональный директор региона СибУр ООО «РЕСО-Лизинг» Екатерина Ерохина. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост по направлению «спецтехника» составил порядка 30%. Однако здесь скорее следует говорить не о росте продаж данной техники, а о росте доли лизинга в продажах. У многих клиентов по сравнению с прошлым годом наблюдается дефицит свободных средств, поэтому приобретение в лизинг позволяет получить необходимую технику без единовременного отвлечения больших денежных средств», — пояснил директор филиала в Новосибирске ГК «Балтийский лизинг» Михаил Талапов. В свою очередь в новосибирском представительстве «Сименс Финанс» по сравнению с аналогичным периодом 2013 года зафиксировано снижение объемов сделок со спецтехникой — примерно на четверть. По словам заместителя генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елены Дергач, сокращение напрямую связано с уменьшением объемов бизнеса у местных поставщиков в этом сегменте. Дополнительное негативное влияние оказала девальвация рубля. «На этом фоне вырос спрос на изъятую технику и финансирование техники, бывшей в употреблении. При этом объемы бизнеса компании в регионе в целом всё-таки растут — замещение произошло за счет более активного спроса на грузовой автотранспорт», — констатирует Елена Дергач.

Что касается 2014 года в целом, то общий прогноз специалистов ГК «Балтийский лизинг» по рынку — сохранение показателей прошлого года, с небольшим ростом на уровне 5–10%. Это подтверждает и прогноз Екатерины Ерохиной, в 2014 году продолжится рост спроса на лизинг спецтехники. В то время как большинство дилеров строительной спецтехники дают неутешительные прогнозы на 2014 год — заметного роста объемов продаж спецтехники в Новосибирской области не ожидается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ