«Наше желание — успешно развиваться с теми брендами, которые мы оставили в своем портфеле»

Группа компаний «СЛК-Моторс» на сегодняшний день является официальным дилером Toyota, Lexus, Porsche, Hyundai в Новосибирске, а также Toyota, Lexus в Барнауле. О том, как группа компаний планирует в дальнейшем развивать эти бренды на территории Сибири, каких принципов придерживается в формировании портфеля и как реагирует на происходящие на рынке изменения, в интервью «КС» рассказала генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» НАТАЛЬЯ ЖДАНОВА.

Как вы оцениваете текущую ситуацию на автомобильном рынке Сибири? Как, по вашим прогнозам, будет вести себя рынок новых автомобилей в этом году?

Я думаю, что автомобильный рынок будет продолжать падение. Какого дна оно достигнет в этом году, одному богу известно. Факторов, влияющих на продажи автомобилей в России и непосредственно в Сибири, более чем достаточно. За пять месяцев этого года российский рынок потерял 10%, в то время как новосибирский — 21%. Эта тенденция давно закрепила себя как константа: мы сокращаемся быстрее и активнее. Из массовых брендов меньше всего потеряла Toyota — 7%, Nissan даже вырос на 18%. Все остальные бренды существенно упали.

В немецкой премиальной тройке показатели продаж сократились также серьезно, и больше всего потерял Mercedes-Benz — 59%. Существенно снизились объемы реализации Audi и BMW.

Поэтому говорить о том, что присутствует какой-либо оптимизм, бессмысленно. Говорить о сильных или слабых игроках тоже не приходится. На мой взгляд, тенденция общая для рынка и не зависит от работы команды!

— С какими результатами ГК «СЛК-Моторс» подошла к июню текущего года? Каковы предварительные итоги первого полугодия для группы компаний? Довольны ли вы достигнутыми показателями?

Прежде всего надо сказать, что наши результаты идут вровень с выполнением планов по всем реализуемым проектам, и это не может нас не радовать. Конечно, в зависимости от ситуации на рынке мы производим своевременную корректировку планов. Например, по бренду Porsche значительный упор делается на вторую половину года. Это связано с тем, что мы только с мая текущего года начинаем продавать внедорожник Porsche Macan‎, а во второй половине года выводим новый Cayenne. Таким образом, мы стараемся перевыполнять те планы, которые ставили для себя и согласовывали с автопроизводителями. Но в основном везде придерживаемся 100%-ного результата.

По итогам I квартала 2014 года марка Lexus взяла хороший старт в Барнауле, обогнав по продажам в этом городе большую немецкую премиальную тройку Audi, BMW и Mercedes-Benz. С чем, на ваш взгляд, в первую очередь связаны такие результаты? И как вы намерены в дальнейшем работать над развитием бренда в регионе?

Нас не может не радовать, что Lexus занял устойчивые позиции в Барнауле с большим отрывом от остальных премиальных брендов. Мы практически в два раза превышаем продажи ближайшего преследователя Lexus из премиальной немецкой тройки — марку Mercedes-Benz. Старт дилерского центра в Барнауле был достаточно удачным. Если в прошлом году мы продали на Алтае порядка 120 автомобилей Lexus, в этом году в наших планах уже 220 автомобилей, и это очень существенный рост. За пять месяцев текущего года мы уже реализовали 76 автомобилей, и считаем, что планка в 220 автомобилей будет нами достаточно уверенно преодолена. На мой взгляд, успех бренда Lexus в Барнауле связан с расположением дилерского центра, очень хорошо работающей командой, прекрасным управляющим директором, а также с интересом людей к японским брендам на территории Сибири. Поэтому мы будем продолжать наращивать свои продажи и отвоевывать рынок. Планируемый нами рост со 120 до 220 автомобилей — это существенное достижение в текущих условиях на рынке продаж новых автомобилей.

— Есть ли у вас планы по дальнейшему расширению присутствия брендов Lexus и Toyota в Сибири?

Мы будем двигаться в Бийск и начинаем осваивать площадку этого города с брендами Toyota и Lexus. Это будут полнофункциональные дилерские центры, которые мы планируем открыть уже в этом году в качестве временных решений.

— В настоящий момент у «СЛК-Моторс» в Новосибирске достаточно сильные позиции по бренду Porsche в сравнении как с прежним местным дилером марки — «Спорт-Авто», так и с остальными сибирскими партнерами марки, прежде всего красноярским. Как вы планируете развивать присутствие этого бренда в Новосибирске и других городах СФО?

Мы хорошо развиваем бренд Porsche в регионе. Несмотря на то что наши продажи за последние пять месяцев, согласно данным AEB, идут практически вровень с продажами за прошлый год, мы видим существенное увеличение объемов контрактования по этому бренду. Основной объем реализации автомобилей придется на летний период с выходом на осень. В прошлом году мы продали 94 автомобиля, в этом году наш внутренний план, который мы ставим для себя, составляет 130 автомобилей. И сейчас мы видим, что уверенно придем к данной цифре уже в этом году. С чем связан наш оптимизм и мое достаточно твердое понимание таких результатов? Прежде всего, мы действительно много сделали для того, чтобы бренд Porsche хорошо чувствовал себя на сибирском рынке, и удерживаем устойчивые позиции как по части уровня представления бренда, так и по продажам. Мы достаточно серьезно относились и относимся к команде сотрудников, которые работают с этим брендом у нас в компании. За последние полтора–два года мы были вынуждены пережить смену как минимум двух технических директоров, которые, к сожалению, не могли поставить нашу сервисную часть на достаточно высокий уровень. Однако сейчас мы достигли достаточно высоких результатов по части работы нашей команды. Это проявляется и в профессионализме, и в особом отношении к бренду.

Что касается других регионов СФО, то мы продолжаем активное развитие в том числе за пределами Новосибирска. Согласно заключенному дилерскому контракту, мы можем работать в Томской, Кемеровской и Омской областях, где сейчас у Porsche нет дилеров. И наша практика, которую мы начали претворять в жизнь два года назад, — это выездные сессии, тест-драйвы в соседних городах, когда мы выезжаем в них на несколько дней, чтобы представить всю модельную линейку автомобилей, провести сервис, выполнить необходимые плановые работы. Эта практика очень хорошо прижилась: в этом году мы уже делали две выездные сессии, всего их будет три. Мы еще не провели ее в Омске, туда мы поедем чуть позже, в середине лета.

Таким образом, мы серьезно относимся к этим регионам и начали постепенно увеличивать продажи на других площадках. Барнаульский рынок очень неплохо откликается на желание владеть такими брендами, как Porsche. У нас всегда были неплохие продажи в Алтайском крае, и в этом году они существенно растут. Нас не могут не радовать объемы контрактования Барнаула. Мы уже достигли в этом городе планки ежемесячных продаж в размере четыре автомобиля в месяц. Что касается Новосибирска и других территорий, то в этом году в апреле мы показали рекордные для себя продажи: 15 автомобилей в месяц. Это наш личный рекорд: таких продаж в Новосибирске за всю историю Porsche никогда не было. Например, в июне нами будет передано покупателям также порядка 15 автомобилей. Таким образом, мы выходим на достаточно серьезные цифры. На сегодняшний день объемы контрактования по этому бренду пока гораздо больше, чем выдач. Удачный старт Porsche Macan говорит о том, что мы будем уверенно двигаться с этим брендом.

Мое желание развивать Porsche связано с большой любовью к этой марке. Я сама владелец автомобиля Panamera и прекрасно понимаю людей, которые испытывают такие же чувства.

— Планируете ли вы запуск полнофункционального салона Porsche в Новосибирске, учитывая, что сейчас автомобили реалтизуются из временного решения?

Сегодня продажи автомобилей и сервис осуществляются в Новосибирске на разных площадках. Конечно, у клиентов это вызывает определенный дискомфорт. Поэтому в текущем году началась реконструкция бывшего дилерского центра Audi на улице Большевистской. Мы получим первый в Сибирском регионе полнофункциональный салон по бренду Porsche. Проект уже нами разработан и согласован. Мы собираемся запустить его в декабре 2014 года. Уже после этого можно будет говорить о запуске аутлета Porsche в Барнауле.

— Как вы считаете, в связи с грядущим запуском многофункционального салона можно ли ждать дополнительного всплеска продаж в Новосибирске?

Однозначно, да. Я не могу сейчас утверждать, что будет существенный рост именно в нашем городе, но запуск центра даст нам возможность двигаться в города-спутники Новосибирска. Например, в Барнауле мы будем запускать дилерский центр в формате «аутлета». Под этим термином в Porsche понимают точки продаж, которые не наделены сервисом, то есть представляют собой большие шоу-рум. Обслуживание автомобилей будет осуществляться в Новосибирске. Это даст нам возможность двигаться дальше с Porsche в Сибири. Если говорить про Новосибирск — да, мы вырастем. Мы отдаем себе отчет в том, что Новосибирск — город достаточного количества богатых, успешных людей, и лояльность к бренду Porsche будет зависеть от качества предоставляемых услуг, уровня комфорта, который мы будем вместе с этим брендом приносить в их жизнь.

— В связи с тем, что дилерский центр Porsche в Новосибирске, по вашим словам, переедет в действующий салон Audi на Большевистской, какое будущее ждет ваше подразделение Audi? Он поселится на новой площадке или будет закрыт в связи с запуском второго дилера этой марки?

Нами принято решение о расторжении дилерского договора с «Ауди Россия». Мы не считаем шаг дистрибьютора по назначению в Новосибирске двух официальных дилеров хорошим стилем. Мы абсолютно точно для себя решили, что не будем строить полнофункциональный дилерский центр в формате «Терминал» и заморозили стройку еще в марте, как только узнали о принятии решения Audi по второму партнеру. На наш взгляд, бессмысленно развивать этот бренд в Новосибирске, тем более силами двух дилеров. Поэтому мы отказались от него и сократили портфель представляемых нами брендов.

— Когда в таком случае дилерский центр Audi закроет свои двери?

— Мы еще не получили ответного письма от «Ауди Россия» и пока ждем расторжения контракта. Как только мы получим его и подпишем необходимые документы, центр будет закрыт. На текущий момент мы просто выдаем автомобили клиентам, которые ранее были законтрактованы. Что касается сервиса, то клиенты приезжают до сих пор, но гарантийное обслуживание нами прекращено.

Учитывая, что подобный шаг не так давно имел место в Омске, где крупный местный мультибрендовый дилер «Феникс-Авто» также отказался от дилерства Audi и закрыл салон, можно ли в данном случае говорить об определенной просматривающейся тенденции или эти два события не связаны между собой?

— К сожалению, многие немецкие автобренды недостаточно рентабельны. Для хорошего уровня рентабельности, особенно в Сибири, нужны компромиссы, но дистрибьютор на них не готов идти. В нашем случае вообще произошла какая-то непонятная история. Запуск второго дилера никак не вяжется с особенностями экономики бизнеса по Audi, ведь строительство одного центра обходится в сумму порядка 200 миллионов рублей, что превышает вложения по другим брендам. И думать, что в Новосибирске будут работать два официальных дилера, каждый из которых построит полнофункциональный салон в условиях продолжающегося падения рынка, изначально бессмысленно. Тем более что в заключенном нами соглашении говорилось о том, что второй дилер может появиться не ранее 2016 года. Мы были на встрече с руководством «Ауди Россия» и говорили, что этого делать не надо, и что мы продолжаем строиться. Тем не менее, дистрибьютор принял решение и продолжает этот путь в никуда. Я думаю, что в данном случае речь просто о вопросе руководства маркой. Текущий подход, которого придерживается «Ауди Россия» в отношении своих дилеров, неправилен, ведь бизнесмены, берясь за этот бренд, просчитывают риски и строят свои планы.

Ранее «СЛК-Моторс» по согласованию с «Ниссан Мотор РУС» закрыла дилерский центр этой японской марки в Новосибирске. Говорилось о том, что уже совсем скоро на этой площадке может вновь поселиться бренд Nissan на правах аренды, но уже в руках другого дилера. Можете ли вы уже анонсировать перезапуск этой площадки новым арендатором?

Мы провели серию переговоров, все обсудили и готовы подписывать документы по сдаче в аренду этого дилерского центра. Завершить этот процесс мы планировали в мае текущего года, но скорее всего, закончим в конце июня. Перспективу таких отношений мы видим для себя достаточно позитивной.

— Ранее на одном из популярных новосибирских онлайн-ресурсов была размещена информация о том, что ЗАО «Сибакадемстрой» подало иск в арбитражный суд Новосибирской области о банкротстве ЗАО «СЛК-Моторс». Как вы можете прокомментировать эту информацию? Действительно ли соответствующий иск, по вашим данным, был подан? Как, на ваш взгляд, это соотносится со сложной ситуацией в самом «Сибакадемстрое»?

Мы узнали о том, что соответствующий иск был подан «Сибакадемстроем», из Интернета. Никаких документов к нам не приходило. 17 июня на сайте арбитражного суда Новосибирской области появилась запись об отзыве данного искового требования. Поэтому достаточно сложно комментировать, что это было.

Если говорить о ситуации, о которой идет речь, то несколько лет назад нами на определенных условиях был заключен договор на достройку дилерского центра Lexus и последующую сдачу его в эксплуатацию. Однако, к сожалению, «Сибакадемстрой» эти условия не выдержал. К этому времени мы заплатили ему аванс в размере порядка 62–63 миллионов рублей, но работы не были выполнены в срок. «Сибакадемстрой» сорвал нам все графики, и мы были вынуждены расторгнуть договор за месяц до планируемой ими сдачи дилерского центра. На тот момент до окончания строительства было совсем далеко. Мы поняли, что компания просто не отвечает за подписанный контракт. Так, при полностью готовом проекте его цена была определена обеими сторонами на уровне 150 миллионов рублей. Вдруг за 1–2 месяца до окончания строительства по инициативе «Сибакадемстроя» цена поднялась еще на 100 миллионов рублей. Мы посчитали, что подход, при котором вначале заключается один договор, а потом заказчик ставится перед фактором роста цены на 100 миллионов рублей по причине неправильных подсчетов, как минимум непрофессионален. Поэтому мы уверенно расторгли договор.

Хочу подчеркнуть, что мы сами были вынуждены обратиться в арбитражный суд с тем, чтобы компания, которая получила порядка 62–63 миллиона рублей предоплаты с нас, все-таки отчиталась о проделанной работе и сдала нам выполненные работы. Потому что к этому моменту мы приняли работ всего на 37 миллионов рублей, больше нам никто ничего не сдал. У нас появился разрыв в авансе, который не закрыт никакими документами. Мы понимали, что часть работ, которые они осуществили, будет превышать нашу предоплату. Но мы не могли получить никакой внятной реакции от «Сибакадемстроя», писали им без конца и края, и в итоге были вынуждены обратиться в арбитражный суд, с тем чтобы все-таки урегулировать вопрос и принять пусть и в судебном порядке выполненные работы. «Сибакадемстрой» заявлял в суде гораздо большую цифру, чем 17 миллионов рублей, которые нам нужно было заплатить. Мы провели экспертизы, и суд принял одну из них, по которой нам осталось заплатить 17 миллионов рублей. Поэтому как только решение вступило в законную силу, мы тут же в течение трех дней со своего расчетного счета перевели деньги в полном составе единым платежом на счет «Сибакадемстроя», который, как мне помнится, на тот момент находился в состоянии банкротства. То есть мы не возражали против того, чтобы заплатить деньги, мы просто приняли работы в судебном порядке.

Что же произошло сейчас? «Сибакадемстрой» забыл, что мы оплатили его работы? Нет. В тот момент гендиректор компании Дмитрий Лыков лично со мной связывался и решал эти вопросы. Им захотелось что-то показать? На мой взгляд, «Сибакадемстрою» сейчас нужно сосредоточиться на решении личных проблем, связанных с действительно очень сложной финансовой ситуацией внутри компании, с непрекращающейся процедурой банкротства. Работать, на мой взгляд, нужно именно в этом направлении.

В свою очередь хочу сказать, что у нас есть претензии по качеству работ, выполненных «Сибакадемстроем». Мы обратились в эту компанию, и теперь вынуждены решать вопрос через суд. Сама компания никак на это не отреагировала. Мы обратились к подрядчикам, выполнявшим эти работы, которые пояснили нам, что «Сибакадемстрой» с ними до сих пор не рассчитался. И мы снова были вынуждены пойти в суд с исковым требованием. Вряд ли весь этот процесс урегулируется в ближайшее время.

— В заключение хотелось бы узнать, каковы ваши дальнейшие планы по развитию ГК «СЛК-Моторс», кроме того, что вы уже обозначили ранее в интервью?

В условиях, когда авторынок России и непосредственно Новосибирска достаточно нестабилен, важно зафиксироваться там, где мы есть, и довести до ума то, что уже имеем. В противоположность нашим конкурентам могу сказать, что распыление и отсутствие стратегии — не наш случай. Наше желание — успешно развиваться с теми брендами, которые мы оставили в своем портфеле, — Toyota, Lexus, Porsche и Hyundai. Их нужно представлять на высоком уровне, с хорошими программами, с надежным персоналом и хорошим уровнем лояльности у клиентов. Сейчас это самая важная и перспективная задача наряду с тем, чтобы определиться, куда двигаться дальше в следующие годы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ