Конверт в небе

Об «облачных» технологиях сейчас говорят практически все, их используют многие, даже не задумываясь об этом. Собственно, такое название закрепилось именно потому, что пользователю незачем вникать в детали работы или брать в расчет свою ИТ-инфраструктуру. Представители малого и крупного бизнеса, разработчики ПО и железа, пользователи и эксперты согласились поделиться с читателями «КС» своей точкой зрения на один из самых популярных «облачных» сервисов — корпоративную почту. Для кого-то это может стать необходимой вещью, а кому-то может, наоборот, навредить.

Корпоративная «облачная» почта появилась даже раньше, чем сам термин «облачные технологии». Сервис под названием «web-почта» или «онлайн-почта» широко предлагался еще в 2000-е годы, однако широкого распространения не получил. Когда стали распространяться «облачные» технологии, первоначально основной упор был сделан на хранение и обмен данных, а не на почту. Но теперь ситуация начинает меняться. По прогнозам заместителя генерального директора по региональному развитию компании CTI Алексея Цембера, «в среднем каждый год «облачный» бизнес будет отгрызать где-то по 5% от классического бизнеса. А это значит, что грядет большой прорыв, большая активность на этом рынке и большие результаты. Все самое интересное только начинается».

Кому нужен ящик в «облаках»?

Основным потребителем данной услуги директор маркетингового агентства «Люди Дела» Евгений Стахов называет «малые, децентрализованные организации, у которых есть потребность в централизованном обмене и хранении информации, но нет финансовой возможности поддерживать собственную ИТ-инфраструктуру».

В свою очередь CEO компании Tekoia ltd. Виктор Ариэль придерживается противоположной точки зрения. По его мнению, небольшим компаниям «облака» нужны в последнюю очередь. Необязательно ставить дорогой лицензионный софт, у которого есть «свободные» аналоги, а экономия на «железе», конечно, есть, но лезть в «облако» маленькой и, главное, компактно расположенной компании ради этого не стоит.

Управляющий интеллектуальной собственностью сети кофеен Traveler’s coffee Антон Терещенко считает главным критерием выбора не размер компании, а ее централизованность, вернее, отсутствие таковой: «Благодаря «облакам» наша компания тратит в среднем в пять раз меньше времени на администрирование работы — постановка и контроль задач, организация встреч, разработка документов, проектное планирование, презентации уже практически не требуют ни бумаги, ни даже какой-либо другой электронной связи».

Таким образом, «идеальный» потребитель «облачной» корпоративной почты — компания достаточно крупная, чтобы заводить свой собственный e-mail сервер с достаточным количеством адресов, памятью и трафиком, но покупать дорогое оборудование и софт для нее слишком накладно. Что касается децентрализации, то популярность «облачной» почты пошла вверх именно тогда, когда Интернет стал ускоренно «мобилизовываться»: пока доступ к почтовым ящикам был в основном с ПК или ноутбуков, особой надобности в «везде доступном» ящике не было. Зато теперь «облачная» почта может пригодиться даже фирме, у которой всего один офис, но сотрудники большую часть рабочего времени проводят вне его.

Купить или арендовать — что выгоднее?

Выгодно ли уводить корпоративную почту в «облака»? У этого вопроса однозначного ответа нет. Бытует мнение, что выгоднее один раз купить свой сервер, чем платить каждый год, к примеру, Microsoft или Google за аренду «облака» — со временем оборудование окупится. Правда, здесь не учитывается стоимость лицензий на ПО для того же сервера, которые придется регулярно обновлять, тогда как «облачные» сервисы берут все это на себя. От пользователя требуется только браузер — и все. Иными словами, выбор осуществляется не между «купи или плати каждый год», а «купи и плати или просто плати».

Для компаний, не связанных непосредственно с ИТ, «облачная» почта предоставляет еще одну выгоду — кадровую. «Провайдеры берут на себя все вопросы борьбы со спамом, вопросы сохранности информации, — отмечает Евгений Стахов. — Таким образом, не нужно содержать в штате компании тех, кому пришлось бы поддерживать почтовый сервер, делать бэкапы файлового сервера, настраивать VPN и т. д.».

Мало кто из руководителей небольших компаний, даже если в ней есть ИТ-отдел, согласится нанять туда еще одного специалиста, который будет заниматься только почтой. В лучшем случае будет заказана установка в начале — «а дальше сами». И когда корпоративная почта начинает регулярно «падать», а SPAM-фильтр будет «резать» все подряд (и попробуйте за этим уследите, если трафик измеряется сотнями сообщений в день), сотрудники все чаще будут писать: «Пришлите ответ на мой личный ящик на mail.ru». Или организуют «общий» ящик на каком-нибудь бесплатном домене — и вскоре вся переписка перейдет на это «эрзац-облако».

А все потому, что хорошего специалиста, способного сделать работу корпоративного сервера надежной и удобной, найти достаточно трудно — у них нет причин бегать по мелким заказам вместо того, чтобы устроиться в крупную фирму. Например, ту, которая предлагает «облачную» почту.

Что может помешать переходу в «облака»?

«Прежде всего это инертность корпоративного пользователя, — считает вице-президент по исследованиям компании Gartner Том Остин. — Те организации, что уже вложились в почтовые сервисы, пытаются извлечь из них максимальную выгоду и не станут внедрять что-то новое. Во-вторых, руководители ИТ-подразделений сейчас в большей степени сфокусированы на стратегических изменениях, которые могут помочь компании повысить эффективность бизнеса, а внедрение почтовых SaaS-сервисов рассматривается скорее как способ экономии средств, а не стратегическая инициатива. В-третьих, как показывает практика, «облачные» сервисы для обмена почтовыми сообщениями пока не могут обеспечить тот объем преимуществ, о котором заявляют их провайдеры».

Алексей Цембер предостерегает будущих пользователей от «заоблачных» ожиданий, которые могут повлечь за собой разочарование во всей технологии: «Несмотря на многочисленные плюсы от внедрения «облаков» — снижение затрат, технологических рисков, быстрый запуск новых сервисов, повышение производительности труда и так далее, — порой можно встретить и крайне негативные отзывы. Как правило, это связано с завышенными ожиданиями, когда компания хочет получить все плюсы сразу и быстро. К сожалению, такого не бывает».

И все-таки главный минус «облаков» — это уязвимость. Несмотря на то что «облачные» ящики защищает VPN и такие авторитетные имена, как Google, Apple, Microsoft и другие, большую опасность приобрел человеческий фактор: если нельзя сломать стену, то можно просто постучаться в служебный вход, проще говоря, украсть аккаунт, поставив под угрозу сохранность вообще всех данных. «Поэтому, в частности, в моей фирме мы переходим из «облака» обратно «в пещеру», сохраняя всю информацию на внутренних серверах, — поясняет Виктор Ариэль. — С другой стороны, те, для кого конфиденциальность информации не является критичным вопросом, с этой технологией могут и преуспеть». Совладелец сети мобильных кофеен «Перекати Кофе» Кирилл Колодезный тоже отмечает этот недостаток и предлагает свое решение: дифференцировать доступ к «облакам» так, чтобы каждый имел доступ лишь к той информации, которая ему необходима, в тех компаниях, где информации много и важна ее сохранность. И взломщик хотя и помешает нормальной работе, но не сможет ее полностью парализовать.

В целом любую проблему, решаемую «облаками», можно реализовать «безоблачным» способом, но не факт, что он будет более выгодным и эффективным. К тому же «облака» зачастую закрывают сразу несколько проблем, для каждой из которых нужно свое альтернативное решение.

Чего хотели бы пользователи в современной «облачной» почте

Локализации и техподдержки. «Специалистов внедрения вне ИТ-индустрии можно пересчитать по пальцам, — говорит Антон Терещенко. — Пользователь опасается технологий, когда нет доступной технической поддержки, а в России традиционно еще и в штате компании». Удобного интерфейса. «В большинстве систем он действительно страдает, — отмечает Алексей Цембер. — Более того, юзабилити, сделанное айтишниками и дизайнерами, отторгается людьми старшего поколения. Соответственно, в этой области надо активно работать и продумывать абсолютно все до мелочей». Наглядности и функциональности. «По моему мнению, нужна одна страница, на которой можно получить оперативную информацию по всему, что происходит в данный момент в системе, — говорит Евгений Стахов. — «Также нам часто требуется специфическая функциональность (например, генератор ежемесячных отчетов для клиентов и учет затрат по проектам), а этого, к сожалению, в массовых системах нет. Только разработка под себя».

Цифры и прогнозы

К концу 2014 года в каждой десятой компании мира будет использоваться облачная корпоративная почта, прогнозируют аналитики Gartner. А в конце десятилетия «безоблачная» почта окажется в меньшинстве — к 2020 году в «облака» переместится 55% корпоративных почтовых ящиков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ