Инвестиции под разными углами зрения

Хроническое недофинансирование компаний малого и среднего бизнеса – одна из причин недостаточной доли российского рынка, занимаемого предприятиями МСБ. Впрочем, как известно, спрос рождает предложение. В условиях повышенного интереса к финансовым ресурсам на рынке появляются предложения со стороны организаторов небанковского инвестирования. Многие предприниматели и финансисты оценивают их неоднозначно, однако некоторые сибирские компании уже опробовали их на себе.

О необходимости содействия малому и среднему бизнесу сегодня говорится повсеместно и ежедневно. Но эти многочисленные разговоры, заканчивающиеся многомиллиардными обещаниями, создают устойчивое ощущение: самое лучшее, что сегодня есть у МСБ – это его перспективы. В качестве ближайшего прорывного решения достаточного долго анонсируется создание Агентства кредитных гарантий со сроками запуска в конце весны – начала лета 2014 г. С учётом предполагаемой двухступенчатой схемы финансирования – через предоставление контргарантий региональным гарантийным фондам — реальные деньги бизнес увидит не раньше середины года. Возможно, это произойдёт как раз в годовщину «Плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики», составленного Минэкономразвития летом 2013 года, одним из пунктов которого предусматривалось «оказание комплексной гарантийной поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, создание национальной системы гарантийных организаций, включая создание федерального гарантийного фонда, учреждаемого Правительством Российской Федерации» со сроками исполнения – декабрь 2013 г. А пока, в ожидании расцвета МСБ, можно констатировать и анализировать существующее положение в надежде увидеть в сухих цифрах ЦБ РФ отражение потребностей, проблем и надежд российских предприятий малого и среднего бизнеса.

«В России значительному числу компаний малого и микро бизнеса банковский кредит недоступен по формальным признакам. У одного предприятия плохая кредитная история или нет официальных оборотов по расчетным счетам. У другого нет желания и возможности разбираться детально в финансовых вопросах, собирать документы и прикладывать значительные усилия, чтобы получить кредит по низкой ставке», — рассуждает директор регионального центра «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Почеснев.

Стоит отметить, что темпы роста задолженности МСБ перед банками оказались выше роста ссудной задолженности всей экономики РФ – заимствования МСБ подросли на 17% при том, что совокупный долг отечественных предприятий перед банковской системой вырос на 12,5%. Радует тенденция снижения просроченной задолженности МСБ, однако она по-прежнему существенно выше средней по банковским вложениям в нефинансовый сектор, которая составляет около 4,2%.

Сибирский федеральный округ не внёс заметного вклада в наращивание кредитования собственного малого бизнеса. На этом фоне выделяется Красноярский край, показавший рост по своим предприятиям МСБ выше федерального и имеющий один из крупнейших кредитных портфелей. Красноярский край по-прежнему не на словах, а на деле подтверждает своё стремление стать ведущим регионом СФО. Очень хорошую динамику показали Хакасия и Тыва – к сожалению, на относительно небольших объёмах кредитования, зато с завидными показателями просроченной задолженности. Увы, этим не может похвалиться Новосибирская область, допустившая существенный рост просроченной задолженности при весьма умеренном наращивании кредитного портфеля. В целом же сибирские регионы демонстрируют крайне «рваные», нестабильные темпы прироста задолженностей предприятий МСБ, и вряд ли это можно объяснить невостребованностью финансовых ресурсов предпринимателями – возрастающая потребность в доступных кредитных ресурсах для малого и среднего бизнеса не вызывает сомнений. На это указывают и в Ernst&Young – по мнению специалистов компании, в России около 1 млн. предприятий МСБ испытывают существенный недостаток во внешнем финансировании. Выводы зарубежного эксперта подтверждает и отечественный Росстат – по результатам его последних исследований деловой активности российских предприятий, недостаток финансирования – один из существенных факторов, ограничивающих рост производства. При этом, по оценке премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, вклад компаний малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет около 20%, что в разы меньше соответствующего показателя стран ЕС и США (50-60%).

Понимая значимость для отечественной экономики опережающего развития малого и среднего бизнеса в не самой благоприятной экономической ситуации, надо уважительно отдать должное – российские предприниматели не только не расстаются с надеждой на лучшее будущее, но и в непростое настоящее время ищут и находят дополнительные пути собственного финансирования и развития. Андрей Почеснёв констатирует, что в текущих рыночных условиях все чаще получение кредита для компаний малого и микро бизнеса усложняется, так как банки предъявляют более жесткие требования к заемщикам, чем до кризиса в 2008 года. Кроме того, немногие кредитуют собственников бизнеса, поскольку рассматривают их доходы в привязке к официальным оборотам компании.

Когда банк, кажущийся единственным источником необходимых ресурсов, считает невозможным далее наращивать кредитование, основываясь на своём понимании рисков – это является поводов для тщательного анализа ситуации. Действительно ли исчерпаны все ресурсы, позволяющие в будущем качественно обслуживать долг, а отсутствие свободного залога приостанавливает возможности привлечения ресурсов. По мнению Андрея Почеснёва, набирают популярность "ломбардные кредиты" с условиями требования залогового имущества, находящегося в собственности, как у физических, так и у юридических лиц? Или же банковские технологии, основанные на обобщенном подходе к целевой категории клиентов, допускают чрезмерную жесткость, не позволяя проявить истинно индивидуальные подход? Честный ответ на эти вопросы – возможно, с привлечением сторонних финансовых специалистов – может указать верное направление дальнейших действий. Вполне возможно понимание и принятие позиции кредитной организации — в этом случае качественная отработка уже полученных денежных средств будет залогом того, что в дальнейшем удастся не только поддержать объём привлечённых ресурсов, но и беспрепятственно нарастить его.

Если же результаты профессионального анализа дают уверенность в стабильности дальнейшего развития при условии дополнительного привлечения необходимого и достаточного количества ресурсов – то их приходится изыскивать за пределами банковской системы.

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко соглашается, что поиски различных способов привлечения денежных средств на развитие для компаний МСБ – правильное решение. Всегда нужно иметь несколько вариантов пополнения оборотных средств на тот случай, если случится какой-либо форс-мажор, считает он.

Директор сети кафе и киосков быстрого питания «Дядя Дёнер» Антон Лыков, оценил стоимость ресурсов, самостоятельно привлекаемых на внебанковском рынке заимствований у частных инвесторов величиной 36% годовых, что значительно превышает банковские проценты. Такая стоимость ресурсов может негативно сказаться на конечной цене продукта, и в итоге понизить конкурентоспособность компаний МСБ. Собственные вложение владельцев бизнеса в его дальнейшее расширение имеют свои пределы, привлечение новых собственников далеко не всегда является желательным, и в этой ситуации представляют интерес финансовые инструменты, которые успешно использует «старший брат» — крупный корпоративный бизнес. Исключая заведомо недоступные варианты – выход на IPO, привлечение зарубежного финансирования – обращает на себя внимание небанковское долговое финансирование в форме эмиссии собственных ценных бумаг, организации облигационных и вексельных займов. Работа на рынке облигаций требует от эмитента не только досконального знания законодательных основ, но и определённого уровня значимости и надёжности, подкреплённого авторитетными сторонними экспертами, а также наличия хотя бы минимальной публичной истории успешных долговых заимствований. На этом фоне начальное финансирование в виде выпуска собственных векселей выглядит гораздо более привлекательным для желающих привлечь дополнительные заимствования с открытого рынка. Однако, как считает финансовый директор ООО «Сибирские сети» Александр Ильин, тема векселей исчерпала себя ещё в прошлом тысячелетии. По оценке Ильина, рынка векселей как такового давно не существует, поэтому эмитенту векселей получить публичную кредитную историю маловероятно.

Вексельные программы собственной организации сложно признать быстрым и безоговорочно эффективным инструментом пополнения оборотных средств или решения инвестиционных задач. В первую очередь потому, что самостоятельное успешное размещение векселей непубличной компании маловероятно. До широкого круга будущих инвесторов необходимо донести информацию о безусловной надёжности вложений, способности эмитента обеспечить в установленный срок гашение векселей с выплатой обещанного процентного дохода. Очевидно, что такая информация, предоставленная сами эмитентом, будет в глазах инвесторов иметь недостаточно объективный характер. С определённой долей уверенности утверждать, что современный рынок подготовлен к появлению профессиональных организаторов небанковского долгового финансирования, как в простейшем варианте вексельных программ, так и в более сложном – облигационных займов. Евгений Клюев, директор сети «Еврохимчистка» отметил, что внебанковские формы заимствований могут представлять интерес, однако информации об этом сегменте финансирования явно недостаточно.

Пока на российском рынке действует немного таких компаний, одна из которых с 2009 года работает в Новосибирске. Это ООО "Юнисервис Капитал", которое в настоящее время компания сопровождает семь собственных действующих программ. По информации директора департамента маркетинга ООО "Юнисервис Капитал" Сергея Темирбаева, на получение финансирования могут рассчитывать предприятия, финансовые показатели которых близки к следующим параметрам:

— годовая выручка — от 150 млн. руб.;
— активы компании — от 150 млн. руб.
— операционная рентабельность — не менее 25%.
— совокупный долг — не более 50% выручки.
— срок существования бизнеса — от 3 лет.
— наличие «прозрачной» стратегии развития и готовности раскрывать информацию инвесторам.

При этом будущие инвестиции направляются исключительно на увеличение выручки (расширение продаж).

Задачи профессионального организатора достаточно сложны и ответственны. В первую очередь – это качественный финансовый анализ компании, который позволяет оценить принципиальную возможность эмиссии, дать будущим инвесторам максимально полную и достоверную информацию для принятия решения о вложении денежных средств в ценные бумаги.

По мнению Антона Лыкова, компания которого имеет опыт привлечения ресурсов путём организации вексельной программы с "Юнисервис Капитал", организатор эмиссии помог компании «Дядя Дёнер» в кратчайшие сроки упорядочить отчётность компании, сделав её более прозрачной для будущих инвесторов. Это позволило уже через две недели получить первый транш инвестиций стоимостью около 18% годовых.

Но даже при наличии такой информации поиск источников финансирования выливается в необходимость тщательного исследования рынка в определении круга инвесторов, готовых вкладывать свои денежные средства в новые, нетрадиционные финансовые инструменты. Доходность таких инвестиций заметно превышает уровень банковских депозитов, но и содержит в себе бОльшие риски, реальную оценку которых должен предоставить профессиональный организатор — как на момент эмиссии, так и на всём протяжении инвестиционного процесса. Основой этого может служить только постоянный мониторинг компании-эмитента с особым вниманием к целевому использованию привлечённых инвестиций и исполнению заранее оговоренных показателей роста.

С другой стороны, профессиональному организатору необходимо грамотно оценить потенциальные возможности объёма инвестиций для гарантии перед эмитентом полного и своевременного размещения эмиссии – ведь в расчёте на эти деньги эмитент уже выстроил собственную программу закупок, модернизации или строительства. Александр Ильин отмечает, что «немногие «профессиональные организаторы вексельных программ» являются, по сути, посредниками между рискованными анонимными частными кредиторами и рискованными предприятиями-заемщиками».

Долговое финансирование в форме выпуска собственных векселей имеет своей целью не только привлечение денежных средств. Ряд компаний с полным основанием рассматривают работу на этом рынке, как первый шаг для более масштабных заимствований с использованием собственных облигаций, для получения и повышения собственного публичного статуса. Как сказал КС Антон Лыков, комментируя вексельную программу ООО «Дядя Дёнер», «наш бизнес прозрачный, и мы выходим в публичную сферу». Положительный результат начального этапа – своевременное гашение выпущенных векселей – служит основой позитивной долговой истории для организации облигационного займа, рассчитанного на более широкий круг инвесторов.

Безусловно, небанковское долговое финансирование не претендует на замещение классического кредитования. Однако в условиях неудовлетворённой потребности МСБ в денежных ресурсах грамотная организация небанковского долгового финансирования способна внести заметный вклад в развитие компаний этого сегмента. Подтверждением этому может служить заключение Новосибирским агентством инвестиционного развития (НАИР) договора сотрудничества с компанией «Юнисервис Капитал», преуспевшей, по мнению НАИР, в привлечении инвестиций в региональный бизнес.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Александр Ильин, финансовый директор ООО «Сибирские сети»:

Тема векселей исчерпала себя ещё в прошлом тысячелетии. В современном мире Женевская конвенция даже у финансиста вызывает ассоциации только с правами человека. Для профессионального кредитора вексель слишком примитивен для описания условий предоставления займа, а поэтому имеет больший риск по сравнению с продуманным договором займа. По сравнению с эмиссионной ценной бумагой Вексель выгодно отличается только возможной анонимностью владения. Использование векселей, как средства расчетов, привлечет дополнительное внимание фискальных органов и, практически, не принесет никакой экономии.

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

Говорить о том, что выход на долговой рынок является панацеей для компаний МСБ, я бы не стал. Во-первых, здесь требуется прозрачность эмитента, которая часто для мелких и средних компаний неприемлема. Во-вторых, по сравнению с банковскими кредитами, стоимость выпуска бумаг выше обслуживания по кредиту. В-третьих, размер и устойчивость компании здесь напрямую влияют на успешность размещения. Для мелкого бизнеса этот рынок (если не якорного покупателя долга) точно закрыт. Конечно, для рынка векселей названные минусы имеют меньший вес, но все же на них не получится закрыть глаза. Если посмотреть на структуру вексельного рынка, то можно увидеть, что даже наименее ликвидный третий эшелон состоит преимущественно из бумаг кредитных организаций, которые, при прочих равных, являются крупными структурами. Малого и среднего бизнеса там практически нет, и не думаю, что он там в ближайшее время в массовом количестве появится.

Андрей Почеснев, директор регионального центра "Сибирский", ЗАО "Райффайзенбанк":

В целом во всем мире внебанковские финансовые организации — это лишь незначительный сектор финансового рынка. И Россия здесь не будет исключением.

Эта сфера нуждается в четком законодательном регулировании и пристальном внимании со стороны государственных органов. Индивидуальные предприниматели должны быть ограждены от от рисков — получения займа под высокий процент, сбора дополнительных комиссий, а также незаконных методов взыскания задолженности.

Касательно вексельных программ и облигационных займов, то на мой взгляд, они не относятся к основным инструментам для развития малого и микро бизнеса на банковском рынке России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ