Проверка временем

В условиях безоблачного роста рынка дилеры возводили настоящие «автодворцы» с «длинными» сроками окупаемости, однако продолжающийся с ноября 2012 года спад продаж вынуждает закрывать их.  Вслед за Дмитрием Малаховым (на фото в центре), закрывшим салон KIA, очередь дошла до Nissan Натальи Ждановой (на фото справа). На фото слева – экс-глава Nissan в России Такудзи Фудзи.
В условиях безоблачного роста рынка дилеры возводили настоящие «автодворцы» с «длинными» сроками окупаемости, однако продолжающийся с ноября 2012 года спад продаж вынуждает закрывать их. Вслед за Дмитрием Малаховым (на фото в центре), закрывшим салон KIA, очередь дошла до Nissan Натальи Ждановой (на фото справа). На фото слева – экс-глава Nissan в России Такудзи Фудзи.

Как стало известно «КС», ГК «СЛК-Моторс» находится в процессе расторжения дилерского договора с «Ниссан Мотор РУС». В самом руководстве авторитейлера подтвердили эту информацию, однако пояснили, что в настоящее время дилерский центр Nissan выставлен на продажу, — его покупателем может стать один из федеральных автомобильных операторов. Участники рынка сомневаются, что такой сценарий может быть реализован в текущих условиях.

ГК «СЛК-Моторс» — официальный дилер Toyota, Lexus, Audi, Porsche, Nissan, Hyundai в Новосибирске, Toyota, Lexus в Барнауле. Ранее портфель брендов авторитейлера включал в себя также Ford, Volvo, Mitsubishi, Lada, однако в 2013 году группа компаний по собственной инициативе закрыла дилерские центры этих марок.

Информацию о факте расторжения дилерского договора между «СЛК-Моторс» и «Ниссан Мотор РУС» «КС» подтвердили генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова и PR-менеджер Nissan в России Мария Илюхина. По словам Натальи Ждановой, «СЛК-Моторс» уже на протяжении последних месяцев не закупала автомобили Nissan у дистрибьютора марки и распродавала склады. На текущий момент у «СЛК-Моторс» осталось порядка 15 клиентов по Nissan, полностью или частично оплативших автомобили. В «СЛК-Моторс» отмечают, что им планируется передать последние автомобили в течение текущей недели. В свою очередь дистрибьютор не комментирует этот вопрос, отмечая, что Nissan «работает с клиентами через горячую линию и службу поддержки».

Стоит отметить, что «СЛК-Моторс» является официальным дилером Nissan в Новосибирске с 2007 года. В 2008 году группа компания запустила дилерский центр на улице Большевистской, который стал одним из самых больших салонов японской марки в России. Так, общая площадь здания составляет 9980 кв.м., выставочная зона рассчитана на экспозицию 20 автомобилей, площадь — 1900 кв. метров. Зона общего сервиса площадью 1700 кв.м рассчитана на 25 постов сервиса; зона кузовного ремонта площадью 1200 кв. м на 15 постов, включая покрасочную камеру; склад хранения автомобилей площадью 1600 кв. м, склад запасных частей площадью 700 кв. м, а также зона отдыха для клиентов — 180 кв. м. В свою очередь церемония открытия салона являлась одной из самых ярких в истории местного автобизнеса: на ней присутствовали первые лица города и области, ключевые представители деловых кругов. К слову, инвестиции в запуск салона в 2008 году превысили $20 млн., что является одной из рекордных сумм для новосибирского авторитейла.

«Дилерский центр Nissan в Новосибирске действительно большой. Чтобы его окупать, нужно много продавать и обслуживать автомобилей, а этого не происходило несколько лет, — доля продаж Nissan в городе долгое время не дотягивала до общероссийской, — рассуждает коммерческий директор ГК «АГАТ-Авто» (официальный дилер Nissan в Иркутске и Братске, Infiniti, KIA, Hyundai Truck&Bus в Иркутске) Эдуард Борисов. — Что послужило последней каплей для расторжения дилерского договора с ГК «СЛК-Моторс», не поясню, но могу предположить, что дилер как минимум полгода нарушал финансовую дисциплину по своевременному выкупу автомобилей, ранее поставленных по схеме товарного кредита, ну и как следствие задержки по выдаче автомобилей клиентам (классические проблемы с ПТС)». «На мой взгляд, закрытие дилерского центра Nissan компании «СЛК-Моторс» — ожидаемое событие, так сказать «новый куплет старой песни»», — считает соучредитель «Альт-парка» (официальный дилер Skoda, KIA, Ssangyong, Uz-Daewoo в Новосибирске) Дмитрий Новиков.

Стоит отметить, что уже в 2012 году Nissan назначил второго официального дилера в Новосибирске. Им стали «Сибирские моторы», — «дочка» компании «Гранд Авто», представляющей японскую марку в Тюмени. Инвесторами обоих является «Ренессанс Груп». В свою очередь директором «Сибирских моторов» был назначен Олег Манушевич, ранее занимавший пост управляющего директора ГК «СЛК-Моторс». На текущий момент «Сибирские моторы» реализуют автомобили из временного салона на улице Петухова и занимаются строительством полнофункционального дилерского центра на улице Станционной. Олег Манушевич подтвердил «КС», что в курсе сложившейся ситуации с Nissan в Новосибирске и отметил, что «Сибирские моторы» в текущих условиях наблюдают определенный наплыв клиентов.

По данным АЕБ, в Новосибирске в 2013 году было продано 1447 автомобилей Nissan (8 место). Для сравнения: в Красноярске за этот же период было реализовано 1103 (9 место), в Иркутске – 1196 (6 место), в Кемерово – 1371 (6 место) автомобилей Nissan.

Что касается дальнейшей судьбы дилерского центра на Большевистской, в «СЛК-Моторс» отмечают, что ведут активные переговоры о его продаже. Предполагается, что покупателем может выступить один из федеральных авторитейлеров, который будет продавать на этой площадке автомобили Nissan в статусе официального дилера. Сейчас рассматривается несколько вариантов сделки, однако по словам Натальи Ждановой, все они согласованы с дистрибьютором Nissan. Процедуру передачи салона новым собственникам планируется осуществить в течение апреля этого года. Сам дистрибьютор информацию о заселении на площадку нового игрока на текущий момент пока не подтверждает. Тендер по Новосибирску согласно сайту компании пока не запущен.

Опрошенные «КС» участники рынка не удивлены фактом продажи дилерского центра. По их словам, такого рода переговоры велись давно, однако камнем преткновения была высокая стоимость сделки, связанная с объемом инвестиций, в свое время вложенных в открытие салона. «Маловероятно, чтобы цена продаваемого дилерского центра была ниже затрат на его строительство (свыше $20 млн.). А за эту сумму федеральный игрок мог бы купить сразу несколько более «скромных» по площади салонов в разных районах города. Не говоря уже о том, что в случае ухудшения ситуации на рынке срок окупаемости проекта еще больше возрастет, — рассуждает соучредитель «Альт-парка» (официальный дилер Skoda, KIA, Ssangyong, Uz-Daewoo в Новосибирске) Дмитрий Новиков. — С другой стороны, при осуществлении сделки федеральный игрок получит готовую раскрученную полноценную площадку. Поэтому я бы оценил вероятность покупки как 50 на 50».

Среди возможных претендентов на данный актив участники рынка, прежде всего, называют собственников «Сибирских Моторов» («Ренессанс Груп»). По их словам, ранее между двумя компаниями велись переговоры о возможном выкупе салона на Большевистской или о его аренде. Об этом в курсе и источник в «СЛК-Моторс». Вместе с тем, Олег Манушевич отнес эту информацию к разряду слухов и пояснил, что на текущий момент «Сибирские моторы» остаются на действующей площадке.

Альтернативным покупателем, по мнению участников рынка, может быть холдинг РРТ – крупнейший дилер Северо-Запада России. Ранее компания участвовала в тендере на право быть официальным дилером Nissan в Новосибирске, однако проиграла «Сибирским Моторам». В результате в компании приняли решение, что выходить в Новосибирск без бренда Nissan им не интересно. Гендиректор РРТ Олег Барабанов подтвердил «КС», что в курсе ситуации с Nissan в Новосибирске, однако инвестиционные программы дилера в регионах были свернуты.

Наконец, еще одним возможным покупателем, по мнению экспертов, мог бы выступить столичный дилер LegeArtis, в том числе представляющий в Москве марку Nissan. Собственник и директор этой компании — Олег Мосеев – ранее был членом совета директоров «СЛК-Моторс». Сам Олег Мосеев подтвердил «КС», что считает Новосибирск очень перспективным рынком, но поянсил, что адекватно оценивает силы своей компании. «Мы не смогли бы эффективно управлять столь удаленным проектом», — пояснил он, комментируя возможность выхода LegeArtis в Новосибирск.

В свою очередь в руководстве еще одного федерального игрока — группы компаний «Автомир», которая в свое время также интересовалась дилерством Nissan в Новосибирске — от комментариев отказались.

По мнению участников рынка, наиболее вероятным в текущих условиях вариантом является не продажа, а передача дилерского центра в аренду другому оператору.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ