Время перемен для НПФ

Перед Новым годом Совет Федерации РФ одобрил ряд новых законов о пенсиях, а президент России Владимир Путин подписал указ, направленный на создание системы гарантирования пенсионных накоплений. Согласно этим документам, система выплат по старости претерпела ряд важных изменений. Перемены коснулись не только желающих обеспечить свою старость, но и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). За ближайшие два года они должны пройти процедуру акционирования, проверку и получить новый бланк лицензии в Центробанке России. Однако на вопрос, смогут ли все НПФ это сделать, у участников рынка единого ответа пока нет.

Как известно, до 2002 года в России действовала распределительная система пенсионных выплат. По ней все отчисления работающих граждан шли в «общий котел», из которого потом распределялись между пенсионерами. Однако демографическая ситуация в России постепенно ухудшалась. По прогнозам некоторых экспертов, уже к 2029 году на одного пенсионера в нашей стране, возможно, будет приходиться всего 1 работающий человек. В Новосибирской области эту дату, правда, отодвигают дальше — к 2039 году. Учитывая такие сложности, в 2002 году в России провели масштабную реформу страхового финансирования.

«Я бы даже не назвал сегодняшние изменения реформой. Это перманентный процесс», — высказал свое мнение по поводу текущих изменений управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области Александр Терепа.

Старость по-новому

Перед Новым годом профильный Комитет Совета Федерации одобрил ряд новых актов по пенсионной реформе, которые должны вступить в силу с 1 января 2015 года. Реформа включает в себя целый пакет законов: «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О внесении изменений в статью 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и статью 1 ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».

Согласно этим документам, пенсия будет делиться на два вида — страховую и накопительную. Для родившихся до 1967 года будет действовать только страховая часть пенсии. Остальные могут либо участвовать только в страховой системе, либо выбрать для себя негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, чтобы сформировать дополнительно накопительную часть.

Кроме того, с 1 января 2015 года будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Расчетный размер будет определяться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Причем если при таком перерасчете размер страховой пенсии по старости не достигает размера, который получает пенсионер, то ему выплачивается пенсия в этом же, то есть более высоком, размере.

Я бы даже не назвал сегодняшние изменения реформой. Это перманентный процесс

Сенаторы также одобрили норму о зачете в пенсионный стаж граждан периода ухода за ребенком в течение 4,5 года. В соответствии с законом с 1 января 2014 года в этом стаже будет также учитываться период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 4,5 года. Кроме того, теперь к нестраховым периодам для матерей добавлен период ухода за четвертым ребенком. Это положение коснется тех женщин, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек сможет выбирать наиболее выгодный для него период расчета.

Создание системы

30 декабря ушедшего года в «Российской газете» был опубликован закон № 422-ФЗ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным. Он направлен на создание системы гарантирования пенсионных накоплений и создает двухуровневую систему гарантирования прав застрахованных лиц. Она будет включать резервы по обязательному пенсионному обеспечению (ОПС), а также общенациональный гарантийный фонд, который объединит всех участников системы ОПС. Там также прописано участие негосударственных пенсионных фондов в системе гарантирования прав застрахованных лиц.

Гарантийный фонд будет создан за счет взносов Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов. Аккумулировать взносы и контролировать их поступление будет Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Оно же займется вопросами выплаты гарантийных возмещений и инвестированием средств фонда.

Законом устанавливается минимальная ставка гарантийных взносов в фонд, единая для всех пенсионных фондов — 0,0125%. И по решению Банка России она может быть увеличена до 0,025%. В случае уменьшения объема фонда АСВ тариф может быть увеличен до 0,05%. Однако это право возникает у ЦБ только в случае, если дефицит фонда страхования будет более 50%.

Для того чтобы войти в новую пенсионную систему, НПФ должны иметь лицензию, стать акционерными обществами, а также пройти проверку Банка России. Теперь заключать договоры об обязательном пенсионном накоплении НПФ смогут только если будут участвовать в системе гарантирования накоплений.

«В случае если на 1 января 2016 года негосударственный пенсионный фонд, имеющий лицензию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не внесен Агентством в реестр фондов-участников и на рассмотрении Банка России не находится его ходатайство, Банк России своим предписанием вводит запрет на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию в порядке, установленном нормативными актами Банка России», — сказано в законе.

На руку сыграло государство, которое заявило о необходимости сделать выбор в пользу накопительной или солидарной системы до конца 2013 года

С даты введения такого запрета негосударственный пенсионный фонд не имеет права заключать новые договоры об обязательном пенсионном страховании, осуществлять передачу средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям, осуществлять списание денежных средств со счета, предназначенного для осуществления операций с пенсионными накоплениями, за исключением передачи средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, с даты введения запрета договоры об обязательном пенсионном страховании, заключенные до этого, прекращаются. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, в том числе средства резерва негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, подлежат передаче в Пенсионный фонд РФ в течение 30 дней с даты введения запрета в порядке и сроки, которые установлены Банком России.

Негосударственные пенсионные фонды обязаны представлять наблюдателям Банка России запрашиваемые ими информацию и документы. Таким образом, НПФ, не прошедшие процедуры, указанные в законе, практически прекратят свою деятельность.

«Для того чтобы пройти процедуру, фондам дается два года. Но, получив лицензию в 2014-м, уже с 2015 года они смогут начать работать, — пояснила «КС» пресс-секретарь отделения Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области Татьяна Понедельникова. — Если же НПФ не получат лицензию, то средства людей будут сохранены. И граждане уже сами смогут решать, услугами какой организации воспользоваться».

Привлечение «молчунов»

О введении обозначенных выше мер, как известно, начали говорить заранее. Наблюдатели отмечают, что в прошлом году негосударственные пенсионные фонды стали активно привлекать новых клиентов.

По словам исполнительного директора НПФ ВТБ Пенсионный фонд Ларисы Горчаковской, это осуществлялось в основном за счет расширения банковского канала продаж пенсионных продуктов, развития сотрудничества с агентами и проведения информационно-разъяснительной кампании в регионах. В результате по итогам 2013 года НПФ продемонстрировал 90%-ный рост по количеству жителей Новосибирской области, которые доверили ему формирование накопительной части своей трудовой пенсии. Этот показатель достиг 29,3 тыс. жителей. По мнению Ларисы Горчаковской, высокое количество переходов граждан в НПФ было связано также с необходимостью выбора до 1 января 2014 года тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии (6% или 0%).

Однако не у всех игроков роль сыграла именно повышенная активность. «Скорее, нам на руку сыграло государство, которое заявило о необходимости сделать выбор в пользу накопительной или солидарной системы до конца 2013 года. Видимо, это повлияло на решение части застрахованных, которые и перевели накопительную пенсию в НПФ в минувшем году, что положительно сказалось на росте клиентской базы в целом по рынку», — пояснил исполнительный директор «КИТ Финанс» НПФ Антон Шпилев.

По наблюдениям Антона Шпилева, повышенную активность в этом вопросе продемонстрировали как раз сами граждане: «Такой вывод можно сделать из увеличившегося в разы количества заявлений о переходе. В 2013 году мы получили десятки тысяч заявлений, что, безусловно, говорит об интересе со стороны граждан к формированию накопительной пенсии в НПФ».

С таким мнением соглашается и председатель попечительского совета НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Олег Киселев, по словам которого, привлечение шло именно за счет информирования граждан: «Из-за противоречивости и непоследовательности пенсионной политики государства многие граждане осознали, что необходимо самостоятельно заботиться о своем материальном благополучии в будущем», — заключает Олег Киселев.

Изменение объемов рынка

По предварительным оценкам экспертов, объем пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах по итогам 2013 года превысит 1 трлн рублей.

«В 2014 году в связи с отсутствием новых поступлений в НПФ прирост этого показателя будет возможен только за счет инвестиционной доходности от управления пенсионными накоплениями клиентов», — констатирует ЛарисаГорчаковская. Антон Шпилев не надеется, что в 2014 году удастся выйти на результаты прошлого года.

«С 1 января заявление о переходе из ПФР в НПФ гражданин должен подавать непосредственно в сам ПФР лично или через портал госуслуг либо заверять у нотариуса. Через ПФР подавалось 0,2–0,3% от всех заявлений. Вряд ли это количество сильно возрастет, — рассуждает Антон Шпилев. — Для граждан такая процедура стала административным барьером для реализации их законного права на выбор НПФ. ПФР не имеет такой разветвленной сети представительств, как НПФ, а подача заявления через нотариуса является платной услугой. Такая ситуация вкупе с решением о «заморозке» накопительной части сведет к минимальным значениям расширение клиентской базы НПФ в 2014 году».

Новые трудности

По словам участников рынка, новые законодательные требования, безусловно, увеличат объемы работ НПФ из-за необходимых организационно-правовых процедур и согласований документации с задействованными в этом процессе ведомствами. По мнению Олега Киселева, 2014 год будет переходным для рынка пенсионных накоплений. «Пока что здесь сохраняется множество неопределенностей. Необходимые для реализации некоторых важных аспектов реформы и подзаконные акты находятся лишь в стадии разработки. Не до конца проработан механизм акционирования фондов, критерии и организация процесса их вхождения в систему гарантирования пенсионных накоплений», — поясняет эксперт.

«От преобразований мы ожидаем укрупнения и консолидации пенсионного рынка, повышения уровня надежности и прозрачности НПФ. На пенсионном рынке останутся только устойчивые, надежные и экономически эффективные фонды», — считает Лариса Горчаковская.

«Окупаемость затрат фондов составляет в среднем от трех до восьми лет. Приостановка привлечения новых клиентов и заморозка в ПФР средств действующих клиентов максимум на два года, минимум на эти же два года увеличит сроки окупаемости наших затрат», — говорит Антон Шпилев.

«Будем надеяться, что повышение прозрачности структуры собственности путем акционирования и создание гарантийных фондов не только повысят надежность работы НПФ, но и откроют новые возможности в управлении и инвестировании пенсионных накоплений», — говорит Олег Киселев.

По словам Антона Шпилева, сейчас рынок НПФ находится в крайне сложном положении. «В тех реалиях, которые есть сегодня, мы не сможем полноценно привлекать новых клиентов, будем вынуждены сосредоточиться только на обслуживании действующих клиентов и инвестировании ранее привлеченных средств, активизировать свои усилия по развитию программ негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), — отмечает Антон Шпилев. — Также в ближайшие два года НПФ, участвующие в ОПС, будут сосредоточены на прохождении процедур аудита ЦБ и акционирования. Конечно, все это существенно скажется на динамике развития бизнеса. Будут ли приняты изменения в части возобновления трансфер-агентских соглашений или нет, нам в любом случае необходимо будет провести корректировки стратегических целей и задач, поскольку через два года согласно принятому законодательству привлечение застрахованных по ОПС будет невозможно и основным источником новых поступлений, вероятно, станут добровольные пенсионные программы».

Пока НПФ разбираются в создавшейся ситуации, Центробанк готовится проводить проверки.

По мнению эксперта, у фондов, которые стабильно работают и демонстрируют положительную динамику развития, проблем не будет.

«Ужесточатся требования к отчетности, включая переход на МСФО, требования к достаточности капитала, возникает необходимость формирования резервов, отчислений в гарантийный фонд, но мы к этому готовы. Трудности ожидают те фонды, к которым у регулятора уже на данный момент есть какие-то вопросы. Санация рынка — это позиция СБРФР, и с ней стоит согласиться. На сегодняшний день у НПФ (и других участников финансового рынка) накоплены серьезные активы, сохранность которых необходимо гарантировать», — говорит Антон Шпилев.

Стать акционерными обществами

По мнению ряда экспертов, одна из самых серьезных проблем, которая может встать перед руководством негосударственных пенсионных фондов, — распределение долей в ходе процедуры акционирования.

«Не совсем ясно, каким образом будут распределяться доли акций между учредителями фонда, физическими и юридическими лицами, внесшими вклад в имущество для обеспечения уставной деятельности. Так как НПФ до сих пор являются некоммерческими организациями, у многих из них запутанная структура собственности. Очень сложно определить законодательно, какой объем прав принадлежит отдельным физическим и юридическим лицам, имеющим отношение к фонду, — говорит Олег Киселев. — Нельзя забывать также об ужесточении требований и контроля со стороны ЦБ. Постепенно будут повышаться минимальные размеры собственных средств фонда (до 200 млн рублей к 1 января 2020 года) и уставного капитала фонда (до 150 млн рублей к 1 января 2020 года). Размер резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию после 1 января 2018 года должен составлять не менее 1% от суммы всех пенсионных накоплений. Для крупных НПФ такие требования к капиталу не вызовут затруднений, но у более мелких фондов могут возникнуть серьезные проблемы, вплоть до отзыва лицензии».

«Смогут НПФ пройти эту процедуру или нет, зависит только от их учредителей. У них же нет уставного капитала, а членство в акционерном обществе подтверждается долей в уставном капитале, то есть количеством акций, которым обладает этот человек, — объясняет заместитель начальника Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе Алексей Чубинов. — Соответственно, эти учредители должны договориться между собой о размере уставного капитала, о том, у кого какая доля в нем будет. И у некоторых могут возникнуть разногласия именно по этому поводу. Таким образом, только внутренние причины учредителей могут побудить их не акционироваться. И система акционирования ясна не всем».

Исполнительный директор регионального негосударственного пенсионного фонда «Сибирский сберегательный» Наталья Бабушкина вообще не видит в этом проблемы. «Ну не захотят фонды акционироваться, значит, они не будут заниматься пенсионным страхованием!» — отмечает собеседница «КС».

Пока НПФ разбираются в создавшейся ситуации, Центробанк готовится проводить проверки.

«Деятельность НПФ будет оцениваться Банком России по таким группам показателей, как раскрытие информации о НПФ, требования к квалификации и деловой репутации органов управления НПФ, достаточность собственных средств и активов, требования к организации инвестиционной деятельности, требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками, — рассказывает президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. — Единственный момент, критерии оценки этих показателей, методики их расчета и определения итогового результата по ним устанавливаются нормативными актами Банка России до 1 апреля 2014 года. Однако стоит отметить, что эти показатели — стандартные, по большинству из них НПФ проверяются регуляторами с начала своего существования. Кроме того, до 90% накоплений находится в первой тридцатке крупнейших НПФ. Поэтому к планируемым проверкам рынок готов. Уверены, что они не сильно отразятся на рынке, и самое главное, не повлекут никаких изменений и тем более неудобств для застрахованных лиц. Далее по итогам проверки ЦБ выносит заключение. В случае положительного отзыва Агентство страхования вкладов вносит НПФ, прошедший проверку, в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Только после этого Фонд может продолжить работу с пенсионными накоплениями».

«Работа будет проводиться индивидуально с каждым негосударственным пенсионным фондом. Соответствующие проверки будут проходить в течение всего следующего года», — пояснил «КС» начальник сводно-экономического главного управления Центробанка России по Новосибирской области Евгений Хадкевич. Однако эксперт признает, что оценить, все ли НПС пройдут эти проверки, пока довольно сложно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ