Первые проблески

31 января 2014 года состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке законопроекта «О промышленной политике». В законопроекте появилась отдельная глава, посвященная вопросам оборонно-промышленного комплекса, а также нашли свое отражение кадровые проблемы и вопросы профобразования. На данный момент основное внимание в законопроекте уделено развитию кластерных территорий, созданию фондов для предоставления займов, а также вводу 10-летних налоговых каникул для инвестиционных проектов. Пока одни участники отрасли относятся к законопроекту весьма скептически, другие видят в нем светлое будущее реального сектора российской экономики. Подробнее — в материале «КС».

Напомним, что 20 декабря 2013 года состоялась рабочая поездка министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова в Ульяновскую область, в рамках которой обсудили новый законопроект о промышленной политике. Министр промышленности торговли и предпринимательства Новосибирской области Сергей Семка, принявший участие в поездке, сообщал «КС», что в законопроекте четко прослеживается предложение создать некий фонд, из которого бы выделялись инвестиции для промышленных предприятий, причем под гораздо меньший процент, чем банковские кредиты. «Кроме этого, сделана попытка разработать четкую политику по развитию промышленных парков и кластеров, но по этому моменту хотелось бы еще поработать», — уточнил министр.

По окончании совета было принято решение подготовить замечания и предложения по законопроекту до конца января. Соответственно, 26 декабря на сайте минпромторга Новосибирской области появилось обращение ко всем заинтересованным лицам поучаствовать в обсуждении проекта закона, которое должно было продлиться до 27 января. Как ранее писал «КС», в середине января 2014 года еще никаких предложений внесено не было.

Однако уже 24 января о законопроекте вспомнили и активно заговорили, в частности, в рамках совещания полномочного представителя президента РФ в СФО Виктора Толоконского с членами МАРП.

Затем о законопроекте напомнили на круглом столе в мэрии Новосибирска, где были подведены основные экономические показатели города за 2013 год. Генеральный директор МАРП Юрий Бернадский отметил в своем докладе, что 2014 год ожидается тяжелым, в том числе для промышленного сектора, поэтому очень важно сохранить подход поддержки приоритетных отраслей и точек роста эффективных производств в 2014 году. «На мой взгляд, в законопроекте о промышленной политике заложен существенный инструмент, который поможет развитию отраслей и техперевооружению — это создание фонда, который ориентирован на долгосрочное финансирование, модернизацию производственной программы. Но законопроект рамочный, он предполагает внесение подзаконных актов, а какие именно будут нужны, станет понятно позже», — рассказал «КС» Юрий Бернадский.

История вопроса

Как известно, до настоящего времени комплексный законодательный акт правового регулирования промышленной деятельности отсутствовал. Сегодня все механизмы, направленные на увеличение производства, повышение конкурентоспособности российских товаров и снижение импортозависимости, сосредоточены в пяти государственных программах, разработанных Минпромторгом РФ. Многие эксперты и участники рынка уже давно говорят о том, что предусмотренных в них инструментов недостаточно для эффективного развития российского промышленного потенциала.

Напомним, что обсуждение законопроекта длится достаточно давно. Попытки добиться от правительства формулирования конкретной политики в отношении развития промышленности предпринимались и ранее. Особенно популярна эта тема была в начале 2000-х. Именно тогда представители различных промотраслей и общественных организаций громко заговорили о том, что стране крайне необходим комплексный закон, в котором будут отражены конкретные инструменты по развитию реального сектора экономики. Последние попытки принять соответствующий законопроект были предприняты в 2008 году. Тогда в Госдуму были внесены два проекта федеральных законов — «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года» и «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». Но оба они получили отрицательные заключения на стадии согласования в правительстве.

Следующий пик активности пришелся на 2013 год, за это время было разработано как минимум три крупных законопроекта о промышленной политике. Один из них подготовила Торгово-промышленная палата РФ, еще один вариант разработал «Научно-практический центр стратегического планирования и управления экономикой при президиуме генсовета партии «Единая Россия»». Также свой вариант законопроекта представляла партия КПРФ, о чем сообщалось на официальном сайте партии. Однако в апреле 2013 года, несмотря на то что ТПП России уже был подготовлен проект закона «О промышленной политике в РФ», свой вариант закона начали готовить и в Министерстве промышленности и торговли РФ. Но все решилось в ходе согласования документа в правительстве, так называемого нулевого чтения. Одобрение получил законопроект Минпромторга. Дальнейшая судьба других законопроектов осталось неизвестной. Как предполагают эксперты и аналитики, возможно, Минпромторг РФ начал внезапно и активно заниматься разработкой законопроекта о промышленной политике, так сказать, под напором и в связи с тем, что ведомство решило не отдавать инициативу в разработке политики в отношении крупной промышленности и промышленной инфраструктуры в другие руки.

Первые обсуждения

Впервые на обсуждение законопроект о промышленной политике Минпромторга РФ вынесли 5 июня 2013 года. После этого законопроект отправился на доработку, и второй раз появился на суд общественности уже 29 октября 2013 года.

В конце 2013 года началось уже более активное рассмотрение разработанного законопроекта. К примеру, 11 декабря 2013 года прошло заседание Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Президент РСПП Александр Шохин отмечал тогда, что в законопроекте Минпромторга России «предложены интересные идеи, вплоть до освобождения инвестиционных проектов от уплаты налогов на срок до 10 лет. Но важно понять, при помощи каких механизмов эти предложения могут быть реализованы», — добавил глава РСПП. «Необходима серьезная доработка варианта законопроекта, подготовленного Минпромторгом России, с учетом варианта, предложенного депутатами, тем более что он в значительной степени учитывает и разработки Комитета РСПП», — отметил член Бюро Правления РСПП, председатель Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам Владимир Евтушенков. Председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина в свою очередь отметила важность появления в законе «О промышленной политике в РФ» правового определения понятий «кластер» и «технопарк». «Мы не можем говорить о льготном налоговом режиме для кластеров, пока их нет в правовом поле», — уточнила Елена Панина.

Общественная организация «Деловая Россия» также выразила готовность оказать экспертное содействие по подготовке закона «О промышленной политике», а также разработке и реализации смежных нормативных актов. Сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев сообщил об этом 20 декабря на координационном совете Минпромторга РФ в Ульяновске, о котором уже упоминалось выше. «Заложенный в основу закона принцип территориально-отраслевого развития, а не принцип выборочной поддержки отдельных предприятий — ключевой и позитивный момент», — отметил Сергей Недорослев, — формирование территориально-отраслевых кластеров, поможет гораздо быстрее достичь ощутимых результатов по выпуску конкурентоспособной продукции, созданию рабочих мест и повышению бюджетного эффекта, чем работая в рамках простой отраслевой схемы». Сопредседатель «Деловой России» также отметил, что «принятие закона о промышленной политике потребует реализации целого комплекса изменений действующего законодательства и дополнительных подзаконных актов. Именно этот комплекс документов является настоящим инструментом эффективной реализации промышленной политики, в т. ч. и мер поддержки. И для нас экспертное содействие в подготовке этих нормативных документов должно стать ключевой темой взаимодействия с Минпромторгом».

На данный момент соглашение о сотрудничестве находится в разработке и его подписание готовится в I квартале 2014 года. Как пояснили «КС» в «Деловой России», именно тогда и станет ясно, на каких условиях и в какой форме будет проходить взаимодействие.

Суть законопроекта

По идее, законопроект должен увязывать в единую систему существующие меры поддержки, предусмотренные отраслевыми стратегиями, госпрограммами, другими федеральными законами и подзаконными актами, а также включать новые механизмы стимулирования, призванные уравнять условия индустриального развития в России и за рубежом. Одним из составляющих элементов законопроекта о промышленности политике является программа создания индустриальных парков и развитие кластерных территорий.

Среди новшеств законопроекта — формирование государственной информационной системы как основы для выстраивания отраслевых балансов и предупреждения появление избыточных мощностей. Предполагается также учредить фонд развития отдельных отраслей, задачей которого будет предоставление займов на ключевые для выполнения госпрограмм проекты. В целях стимулирования создания новых предприятий предусмотрены налоговые каникулы на период до 10 лет и субсидии на создание производственной инфраструктуры. По замыслу, последний механизм должен активно использоваться для поддержки индустриальных парков. В проработке три варианта стимулирующих мер, которые отличаются по объемам. Программа минимум предусматривает только субсидирование процентной ставки по кредитам резидентам индустриальных парков. Во втором варианте к этому добавляются субсидии, покрывающие 10% общих инвестиций в создание индустриального парка. В максимуме, помимо указанных мер, предлагается еще и возмещение 75% затрат на подключение к энергосетям. В зависимости от того, какой из этих вариантов будет выбран, бюджетные инвестиции до 2020 года составят 15, 40 или 105 млрд рублей соответственно.

«Формирование законопроекта о промышленной политике — очень важная задача, но еще более важная задача — обеспечить технологию внедрения этого закона. Потому что наличие законов и наличие технологий их внедрения — это две большие разницы», — отметил генеральный директор «НЭВЗ-Союза» Виктор Медведко.

Итоги заседания первой рабочей группы

Для выработки окончательного варианта законопроекта «О промышленной политике в РФ» при Минпромторге РФ создана рабочая группа, куда вошли эксперты различных экспертных сообществ, с тем, чтобы закон максимально учитывал интересы всех заинтересованных сторон. При этом участники заседания договорились о направлении дополнительных кандидатур в рабочую группу от заинтересованных компаний.

Комментируя итоги первого заседания рабочей группы по подготовке соответствующего документа, первый зампредседателя думского комитета по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отметил, что появление в проекте закона отдельной главы, посвященной вопросам оборонно-промышленного комплекса, и позиций, привлекающих внимание к кадровому потенциалу и профобразованию, чрезвычайно позитивный момент. «Прежде всего потому, что ОПК — основной драйвер экономического развития, обладающий наибольшим интеллектуальным потенциалом», — подчеркнул Гутенев.

В своем выступлении депутат обратил внимание на то, что, как и в статье, описывающей механизм функционирования Совета по промышленной политике при президенте РФ, так и в других нормативных документах не отражено в должном объеме участие в этом процессе институтов гражданского общества. Возложенные на Общественную палату функции по реализации программы общественного контроля и позитивный опыт проведения нулевых слушаний наиболее важных и резонансных проектов показывает эффективность работы этих структур», — подчеркнул Владимир Гутенев. Председательствующий на заседании рабочей группы Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров поддержал эту инициативу.

В мае 2014 года текст законопроекта планируется внести в правительство, а в июне — в Госдуму. Как отметил Денис Мантуров, на данный момент законопроект прошел этап согласования с общественными организациями и индустриальными ассоциациями. «Сейчас проект закона вынесен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, предварительно мы получили поддержку от Государственной думы и Совета Федерации. Я надеюсь, что в следующем году, после прохождения всех необходимых согласований, закон будет принят», — добавил министр.

Все для ВТО

Как отмечают представители промышленности, сейчас любая мера, направленная на создание для отечественного производителя базовых условий, близких к тем, в которых находятся зарубежные конкуренты, заслуживает особого внимания. Так как только при равных условиях российская промышленность сможет конкурировать в рамках членства в ВТО.

Комментируя инициативу создания фонда для предоставления займов, Владимир Гутенев отметил, что «создание фонда, который будет давать займы по ставкам не выше, чем в странах-конкурентах, может принципиально изменить ситуацию в промышленном развитии». К примеру, сегодня кредит российским промышленникам обходится в среднем в 12% годовых, в то время как в Канаде средняя процентная ставка — около 2%, в еврозоне — от 1,45% до 2,5% в зависимости от срока кредита, в Китае — ниже 6%. Компенсировать эту разницу, по задумке, должен новый фонд.

Напомним, что средства, полученные при помощи фонда, должны будут направлены преимущественно на обновление технологических фондов и реализацию проектов в рамках госпрограмм». Кроме того, займы смогут получить не только государственные, но и частные предприятия. Как считают разработчики законопроекта, это может стать существенным стимулом для развития среднего и малого инновационного бизнеса.

«Очень важно, чтобы ресурсы, предоставляемые фондом, были доступны и для региональной промышленности, в том числе для СФО», — подчеркнул Юрий Бернадский.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Женов, Председатель правления Новосибирской городской Торгово-промышленной палаты:

В целом принятие закона «о промышленной политике» – важный и необходимый шаг, значимым является уже то, что наконец-то сформулировано само понятие «промышленная политика». Но нужно признать, что формирование законопроекта происходит не своевременно, так как экономика страны нуждается в подобном законе уже как минимум 10-15 лет.
Тем не менее, в проекте закона уделено внимание острым болевым точкам финансовой политики предприятий. В частности предусмотрено создание национальных гарантийных фондов, которые будут подразделяться на региональные. Это так называемые контргарантии, которые очень важны для предприятий, а также – остаточные суммы, причем не только для стартапов, но и для развития действующих производств. Кроме того, конструктивным шагом стало то, что прописали необходимость налоговых льгот для инновационных предприятий. Это существенная мера для повышения значимости инновационной деятельности в стране, а также для подъема конкурентоспособности российской инновационной продукции на мировых рынках.
Однако, при внедрении закона, нужно избежать очень распространенного в нашей стране принципа: «жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения».

Виктор Медведко, генеральный директор «НЭВЗ-Союза»:

— При подготовке законопроекта о промышленной политике очень важно продумать механизмы его практической реализации. Если не будет обеспечена технология внедрения, то законопроект останется просто бумагой. Поэтому важно проработать механизмы реализации закона и его дальнейшего совершенствования. Изменение промышленной политики очень важно для страны, потому что сегодня мы не можем сказать, что стоим в ряду промышленно-развитых стран в силу того, что практически ни в одном из направлений производства мы не находимся в числе лидеров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ