«Уровень арендных ставок в новосибирских ТЦ сопоставим со столичным»

В октябре 2013 года в Западно-Сибирском филиале компании «Евросеть» сменился управляющий. На смену ушедшему на повышение Алексею Попову пришел МАКСИМ АЛЯКРИНСКИЙ, которого перевели в Новосибирск из Уральского филиала компании в Екатеринбурге. Для господина Алякринского столица Сибири — во всех смыслах новое место, и ему есть с чем сравнивать. По просьбе «КС» он оценил уровень арендных ставок в Московском регионе и в Новосибирской области. Так, на сегодняшний день они вполне сопоставимы, что, для местных торговых центров неоправданно дорого, считает собеседник «КС».

Максим Алякринский родился в Москве в 1983 году. В 2005 году окончил Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ) по специальности «управление персоналом», в 2008 году получил второе высшее образование в Московском институте банковского дела (МИБД) по специальности «антикризисное управление».

Господин Алякринский имеет девятилетний опыт работы в компании «Евросеть». В 2004 году он начал свою работу в компании в должности стажера одного из московских салонов на улице Тверской, спустя 2,5 года был назначен старшим продавцом. В 2008-2010 гг. являлся руководителем сектора «Москва, Юг-4», в 2010-2011 гг. — коммерческим директором филиала «Минск», в 2011-2012 гг. — начальником коммерческого отдела в Москве, в апреле 2012 года возглавил розничную сеть Уральского филиала. С октября 2013 года является управляющим Западно-Сибирским филиалом компании «Евросеть».

— Максим, насколько известно «КС», ранее вам не доводилось проживать и работать в Новосибирске. С учетом того, что компания «Евросеть» имеет довольно разветвленную сеть на территории России, как бы вы оценили уровень арендных ставок в Новосибирске?

За последние несколько лет в города Сибирского федерального округа зашло и продолжает сейчас заходить довольно большое количество федеральных игроков — это продуктовые и розничные ритейлеры, а также крупные торговые моллы. Наибольшая их концентрация приходится на Новосибирск, что, собственно, неудивительно, ведь это центр Сибирского региона. В результате чего я отметил, что уровень арендных ставок в Новосибирске в торговых центрах сейчас можно сопоставить со столичным, также есть пересечения и в стрит-ритейле.

— Относительно арендных ставок в Новосибирске — они выше или ниже в местных торговых центрах в сравнении с федеральными участниками рынка?

— Как ни странно, но тенденция поддержания высокого уровня арендных ставок характерна не только для таких популярных крупных торговых центров как «Аура», «Сибирский Молл», «Сан Сити», «Мега», но и для более мелких торговых центров местного масштаба, которых довольно много в Новосибирске.С одной стороны, это полноценные ТЦ, однако они все же проигрывают крупным игрокам по ряду параметров. Качество торговых площадей здесь ниже за счет сравнительно низкого количества парковочных мест, зачастую ограниченных возможностей по оформлению торгового пространства, более сложной навигации внутри помещения в результате нарушенной логики распределения арендаторов. Последнее, на мой взгляд, обусловлено нарушением механизма подбора арендаторов — арендодатель подбирает арендаторов под существующие площадки. Мне кажется, арендодателям стоит идти от обратного, так, как сегодня поступают развитые зарубежные страны, в том числе и европейская часть России: подбирать формат торгового центра под будущих арендаторов, а не наоборот. Получается, что мы понимаем, чем будем торговать, и под эти цели строим площадку. Местные торговые центры, к сожалению, развиваются сегодня по иному сценарию.

По факту тенденция поддержания высокого уровня арендных ставок более мелкими арендодателями сформировалась из-за того, что рынок сегодня реально «перегрет». Но в ближайшей перспективе ситуация будет меняться: предпочтения потребителей все чаще склоняются в сторону крупных торговых центров, где можно в любое удобное время одновременно и заняться шопингом, причем самым разнообразным, и покушать, и сходить в кино, и оставить автомобиль на крытой парковке. Соответственно, стоит ожидать снижения уровня арендных ставок в местных торговых центрах. Это вполне реально: в любом ТЦ должны быть якорные арендаторы, являющиеся центрами притяжения определенного гарантированного потока посетителей, если арендодатели не будут готовы к обоюдному диалогу, то они в перспективе они могут лишиться «якорей».

Как складывалась динамика арендных ставок в целом по Новосибирску в течение 2013 года? Какие особенности можно отметить?

— Минувший год был непростым для всех. Огромное количество средств было потрачено страной на Олимпиаду в Сочи, по-прежнему росли инфляция, тарифы ЖКХ и, как следствие, «закредитованность» населения, причем очень быстрыми темпами, по подсчетам экспертов, на одного новорожденного в России сегодня приходится порядка двух кредитов. Соответственно, падает покупательская способность, а значит, и доход практически всех ритейлеров.

Средняя индексация арендной платы в 2013 году составила порядка 10%. Думаю, что и в 2014 году арендодатели изначально заявят десятипроцентное повышение ставок, но понимая, что многие федеральные игроки сейчас придерживаются политики рационализма и оптимизации, в конечном итоге будут «откатываться» назад. Это необходимо для того, чтобы сохранить якорных арендаторов. Текущий уровень арендных ставок более чем способен покрыть все издержки арендодателей.

— Что вы думаете по поводу стрит-ритейла? Разделяете ли мнение о том, что он постепенно уходит в ТЦ?

— Действительно, потребители уже успели оценить удобство и комфорт торговых центров, поэтому старые места, в частности стрит-ритейл, вымываются, так как меняются потребительские потоки за счет строительства новых ТЦ. Так, например, в ближайшие 2–3 года в Сибири появится порядка 9 новых ТЦ. Также покупательские потоки могут вымываться при изменениях транспортных развязок: при строительстве новых станций метро, переносе остановок и т. п. Например, если станции метро на пл. Маркса или пл. Калинина в Новосибирске перестанут быть конечными, то арендные ставки в этих районах могут упасть до 30%.

Многие игроки розничного рынка уже переселились в торговые центры или открыли там дополнительные точки, но говорить о том, что стрит-ритейл окончательно исчезнет в ближайшее время, однозначно нельзя. Пока существует пул потребителей, которым удобнее совершать покупки, зайдя в ближайший магазин, до тех пор стрит-ритейл будет жить.

Планируете ли вы открытие гипермаркетов «Евросеть» в других городах СФО по примеру уже существующего магазина в Омске?

Скорее нет, чем да. В свое время мы экспериментировали с форматом, пытаясь найти что-то новое. В итоге пришли к выводу, что гипермаркет — это немного не наша ниша, и продолжать открытие новых магазинов этого типа не планируется. Полноценно ударяться в продажу мелкобытовой техники «Евросеть» не будет.

— А монобрендовые магазины Apple или, к примеру, Samsung?

Также вряд ли. У нас был опыт постройки монобрендов для «Билайна». На данный момент я не вижу перспектив развития данного направления, это очень узкий бизнес и, соответственно, узкая категория посетителей.

— Как за год перераспределились доли между крупнейшими производителями мобильных телефонов в СФО? С чем бы вы это связали?

Общий рынок, включающий в себя как сотовые телефоны, так и смартфоны, показал снижение на 3% в количественном выражении за счет уменьшения продаж именно обычных сотовых телефонов: за первые 11 месяцев 2013 года в Сибирском федеральном округе было продано 4,9 млн штук сотовых телефонов и смартфонов, в аналогичном периоде 2012 года продажи данных устройств в количественном выражении составили 5 млн штук. Однако за счет тенденции перехода от простых мобильных устройств к смартфонам рынок показал прирост в денежном выражении в 12% с 21,1 до 23,7 млрд рублей. Средняя цена мобильного устройства выросла на 16% — с 4,2 тыс. рублей до 4,9 тыс. рублей. Средняя цена смартфона, реализованного на рынке в указанный период, снизилась на 8% и составила 9 тыс. рублей.

Смартфоны становятся более доступными потребителям — появляется много бюджетных моделей как A, так и B брендов. Отдельно рынок смартфонов показал рост как в количественном выражении — 57%, так и в денежном — 45%.

К тому же на рынке смартфонов возросла конкуренция за счет расширения ассортиментной матрицы со стороны вендоров. Лидером рынка в количественном и денежном выражениях остается Samsung — 29% и 32% соответственно. Nokia по итогам первых 11 месяцев 2013 года по-прежнему занимает второе место по обоим показателям, но сокращает свою долю с 25% до 16% в количественном выражении и с 20% до 11% в денежном выражениях. B-бренды в свою очередь выводят на рынок функциональные новинки с оптимальным соотношением цена/качество, завоевывая тем самым симпатии потребителей. Например, Fly, выпустивший ряд конкурентоспособных моделей смартфонов с привлекательным дизайном, нарастил свою долю рынка в количественном выражении с 2% до 6% и с 1% до 4% в денежном выражении.

Какую динамику по вашим наблюдениям показал рынок планшетных компьютеров за аналогичный период?

— Рост рынка в Сибири за первые 11 месяцев 2013 года составил 193% в количественном и 99% в денежном выражениях. При этом средняя цена реализованного на рынке планшета уменьшилась на 32% и составила 10,4 тыс. рублей.

Основная тенденция на рынке планшетных компьютеров — рост популярности планшетов, ранее не имевших серьезной доли на рынке, например, Prestigio, который увеличил свою долю в продажах в Сибирском федеральном округе в количественном выражении с 4% до 10%, с 1% до 2% в денежном. Причиной роста таких вендоров является растущее качество продукции, как с точки зрения надежности, так и с точки зрения потребительских свойств — дизайн, функциональность, программная часть. Крупные международные производители либо удерживают долю за счет сильного маркетинга и высокой лояльности бренду, например, Samsung и в меньшей степени Asus, либо теряют позиции, как Apple, доля которого по обоим показателям сократилась практически в два раза: с 24% до 12% в количественном выражении и с 40% до 29% в денежном.

— Вы были назначены на должность управляющего Западно-Сибирским филиалом компании в октябре 2013 года, какие цели вы ставите перед собой?

Достаточно амбициозные. В свое время Сибирский филиал по показателям эффективности мог составить полноценную конкуренцию, например, Уральскому филиалу компании. Поэтому одной из приоритетных целей перед собой я поставил поднять уровень доходности Западно-Сибирского филиала как минимум до уровня Уральского. Сделать это будет достаточно тяжело, потому что разрыв между двумя регионами достаточно серьезный — по масштабу территории, количеству населения, его доходам. На реализацию данной задачи я отвожу минимум три года — это именно тот срок, по результатам которого можно будет говорить об итогах и достижениях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ