Ожидания и реальность

В условиях спада авторынка Дмитрий Малахов (на фото) пересмотрел свой сравнительно недавний проект по марке KIA и принял решение закрыть салон марки, сосредоточившись на производстве газобетона и извести
В условиях спада авторынка Дмитрий Малахов (на фото) пересмотрел свой сравнительно недавний проект по марке KIA и принял решение закрыть салон марки, сосредоточившись на производстве газобетона и извести

В Новосибирске закрывается дилерский центр KIA компании «АвтоСтар-Азия», одним из основных бенефициаров которой является известный новосибирский бизнесмен Дмитрий Малахов. Как стало известно «КС», «АвтоСтар-Азия» расторгает дилерский договор с дистрибьютором. Напомним, что всего лишь неделю назад стало известно о закрытии одного из двух дилерских центров Peugeot в Новосибирске. По мнению участников рынка, масштабный процесс пересмотра своих портфелей затронет и других автодилеров.

По данным АЕБ, за 10 месяцев KIA продала в Новосибирске 1386 автомобилей. Для cравнения: за этот же период в Омске было реализовано 1395, а в Красноярске 1982 машины.

Данные о том, что компания «АвтоСтар-Азия» расторгает дилерский договор с KIA, подтвердили в руководстве дилера, а также в представительстве марки в России. «KIA Motors Rus подтверждает, что с 1 января 2014 года компания «АвтоСтар-Азия» завершает свою деятельность в качестве официального дилера, отвечающего за реализацию автомобилей KIA на территории РФ. Мы выражаем уверенность в том, что все обязательства дилера перед клиентами будут выполнены в полном объеме», — пояснил «КС» PR-менеджер марки в России Иван Гущин.

В свою очередь в пресс-службе «АвтоСтар-Азия» пояснили, что компания выполняет свои обязательства перед клиентами — все автомобили передаются в день оплаты. «В настоящий момент в шоу-руме идет распродажа действующего склада, а сервис будет работать столько, сколько это будет необходимо. У нас есть планы дальнейшего использования автоцентра, и он будет работать, но только не в формате дилерского центра KIA», — пояснили в «АвтоСтар-Азии». По словам участников рынка, есть вероятность, что в теперь уже бывшем салоне KIA может поселиться BMW — бренд, который также представляет группа автодилерских предприятий Дмитрия Малахова.

Напомним, что до недавнего момента у KIA в Новосибирске было рекордное количество дилеров — три. Причем каждый из них имел по полнофункциональному салону, оформленному по всем стандартам производителя, что тоже является прецедентом для Новосибирска. Исторически самым первым дилером «КИА Моторс РУС» являлся «Сармат», а в 2011 году протоколы о намерениях с дистрибьютором подписали «Мегапарк» Ирины Новиковой и Игоря Мошкина, а также «АвтоСтар-Азия» Дмитрия Малахова и Андрея Сагирова. Таким образом, в отличие от всех других городов Сибири общий объем автомобилей KIA в Новосибирске формировался усилиями трех игроков. Дистрибьютор надеялся: это приведет к тому, что марка вошла бы в ТОП-3 брендов по Новосибирску, потому что при одном дилере («Сармате») она в 2011 году даже не входила в ТОП-10 по городу. Однако по факту за 10 месяцев текущего года KIA оказалась в Новосибирске только на пятой строчке, уступая Lada, Renault, Hyundai, Toyota. Информацию о распределении продаж между тремя дилерами «КС» раздобыть не удалось. Однако сотрудники трех дилерских центров утверждают, что, несмотря на постоянные колебания от месяца к месяцу, можно утверждать, что большая часть продаж в целом приходилась на «Сармат», а меньшая, несмотря на самое выгодное местоположение салона (около IKEA — «КС»), — на «Мегапарк». В свою очередь руководитель отдела продаж одного из новосибирских дилеров KIA обвинял «АвтоСтар-Азия» в предоставлении самых больших скидок клиентам, граничащих с себестоимостью автомобилей. По словам топ-менеджера одного из дилеров, за последние месяцы «АвтоСтар-Азия» реализовала рекордное для себя количество автомобилей KIA, что может как раз и говорить о том, что салон готовили к закрытию, распродавая все стоки.

«KIA — очень низкомаржинальный бренд, поэтому в условиях наличия трех дилеров на продажах заработать достаточно сложно. Что касается обслуживания, то клиенты нередко не едут на него, предпочитая обслуживаться в гаражных сервисах. В итоге трое дилеров просто перетаскивали друг у друга клиентов», — поясняет участник рынка, близкий к «АвтоСтар-Азия».

В самой компании «АвтоСтар-Азия» поясняют, что расторжение дилерского договора с «КИА Моторс РУС» — это «взвешенное решение, связанное с тем, что состояние рынка в среднесрочной перспективе не позволяет присутствие трех дилеров марки в данном сегменте». Впрочем, дистрибьютор марки думает иначе. На его сайте Новосибирск уже появился в списке городов, приоритетных для появления новых дилеров. По мнению гендиректора «Мегапарка» Дмитрия Новикова, при текущей экономической ситуации предпосылок для появления третьего дилера KIA в Новосибирске пока нет, и вопрос в том, найдутся ли такие желающие. Представитель другого сибирского дилера KIA, напротив, уверен, что таковые могут найтись.

Стоит отметить, что парк автомобилей, невыкупленных «АвтоСтаром» у дистрибьютора, по данным «КС» отойдет другим дилерам KIA, в частности, часть машин, по предварительным данным, может отправиться в Кемерово. Задолженности перед клиентами, по данным участников рынка, у новосибирского дилера нет.

Что касается сотрудников «АвтоСтар-Азии», то, по словам участников рынка, они уже активно ищут работу, соответствующие резюме висят на сайтах по трудоустройству. Стоит отметить, что генеральный директор компании «АвтоСтар-Азия» Владимир Герасимов в минувший понедельник уже покинул компанию.

По мнению аналитиков, решение закрыть KIA логично для Дмитрия Малахова с учетом его проектов в других отраслях. Так, совсем недавно бизнесмен открыл завод по производству извести . «Учитывая, что автомобильный бизнес находится на грани рентабельности и продолжает стагнировать, логично, что есть смысл вкладывать деньги в более интересные направления и открытия новых заводов, где ниже уровень конкуренции и больше возможностей», — поясняет один из участников рынка. При этом участники рынка рассказывают, что собственники «АвтоСтар-Азии» уже давно пытались продать бизнес по KIA. «Нам тоже предлагали, но ценник был слишком высоким», — поясняет один из авторитейлеров.

В заключение стоит отметить, что некоторые другие сибирские дилеры, опрошенные «КС», солидарны с «АвтоСтар-Азией». «Нет ничего удивительного в том, что компания отказалась от дилерства KIA. Большинство дилеров бренда либо в серьезных убытках, либо балансируют на нуле. Мы со своей стороны также думаем о расторжении дилерского договора с этой маркой», — пояснил «КС» собственник одного их сибирских дилеров KIA на условиях анонимности. Интересно, что ранее в интервью «КС» глава марки KIA в России Ким Сонг Хван отмечал, что «рентабельность дилера является для дистрибьютора очень важным показателем».

Открывая дилерский центр в апреле 2012 года, его собственники не думали, что уже к концу 2013 года придут к решению о его закрытии.
На фото слева направо — учредители «АвтоСтар-Азия» Дмитрий Малахов и Андрей Сагиров, а также экс-гендиректор «АвтоСтар-Азия» Владимир Герасимов (на открытии дилерского центра KIA в Новосибирске).
Фото из архива «АвтоСтар-Азия»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ