Газовые проблемы частного сектора

В соответствии с федеральным законодательством вопросы газового обеспечения населения отнесены к ведению муниципальных властей. Однако данная сфера в той ее части, которая касается обеспечения газом жителей частного сектора, полна острых противоречий.

В Новосибирске ныне действует целевая программа газификации города на 2011–2015 годы. Однако темпы роста подключений недостаточно высоки. К примеру, за период с 2008-го по 2012 год создана техническая возможность для газификации 12 360 домовладений, а подключено реально только 9866 граждан. Главной причиной этого «недобора» являются посредники подключений со стороны самих жителей — так называемые «газовые кооперативы».

Дело в том, что, помимо стоимости строительно-монтажных работ, необходимых для подключения к распределительному газопроводу первой очереди, жители вынуждены оплачивать вступительный взнос в созданные еще в 1990-е годы потребительские объединения, стоявшие у основания строительства местной сети. А взнос этот варьируется по Новосибирску от 30 до 100 и более тысяч рублей (всего в городе 42 подобных кооператива-объединения).

Кто же определяет указанную таксу за право подключения? Как правило, единолично председатели кооперативов. Именно они выступают де-факто в роли индивидуальных владельцев местных газораспределительных сетей. И это несмотря на то что на создание внутри уличных газопроводов в частном секторе Новосибирска было потрачено с 1999-го по 2008 год более 100 млн рублей из бюджетов всех уровней, как адресная помощь кооперативам.

Важно отметить, что председатели кооперативов, избранные еще 10–15 лет назад, как правило, давно вышли из-под контроля своих пайщиков. Ведь обычного потребителя не волнуют детали системы, если она функционирует в целом нормально. Если газ поступает в дома — все вроде в порядке. Поэтому большинство пайщиков позабыли не только фамилию председателя и как он выглядит, но и сам факт того, что они де-юре являются собственниками местного газопровода. Когда-то сдавали кому-то деньги — вот, в общем, и все. В связи с этим председатели кооперативов зачастую не производят никакой полезной деятельности, не отчитываются перед пайщиками по доходам-расходам и, как говорится, давно утратили связь со своими избирателями.
Зато в их власти по-прежнему остаются газопроводы низкого давления протяженностью на многие десятки километров и право согласования новых подключений к ним. На основании социологического исследования, проведенного в марте 2013 года МУП «Энергия» совместно с маркетинговым агентством BCGROUP, можно сделать вывод, что руководители «газовых кооперативов» за последнюю пятилетку «заработали» по городу Новосибирску порядка 300 млн рублей, судьбу которых проследить вряд ли возможно.

В августе 2012 года в Новосибирске разразился громкий скандал, связанный с кооперативом «Луч-97», расположенном в частном секторе Дзержинского района. Тогда по решению суда, в обеспечение предписания Управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, были отключены от газа около полутора тысяч домов, то есть более 4000 жителей улиц Смирнова, Камчатской, Липецкой, Калужских переулков, Коминтерна и других. Деятельность кооператива была приостановлена на 90 суток. Ни в чем не повинные потребители пострадали от бездействия «своего» председателя Валерия Жарова, который проигнорировал требования Ростехнадзора.

Дело в том, что газовые кооперативы, являясь де-факто собственниками газопроводов, несут ответственность за их регистрацию в органах Ростехнадзора, получение лицензии на эксплуатацию и выполнение требований промышленной безопасности, страхование риска гражданской ответственности. Все это господин Жаров выпустил из-под контроля и по этой причине стал лично известен тысячам местных жителей (по-другому сказать: о нем вспомнили). Оказалось, что документально подтвержденных собраний членов кооператива председатель не проводил несколько лет, финансовые документы как минимум в большом беспорядке, и даже полного реестра пайщиков «Луча-97», вероятно, не существует.

Проблемы этого конкретного потребительского кооператива стали решаться, когда в 2013 году жители частного сектора обратились в «Клуб избирателей Николая Мочалина», депутата Законодательного собрания Новосибирской области, и в общественную приемную депутата Новосибирского городского Совета Екатерины Митряшиной. После этого в сентябре в администрации Дзержинского района было проведено совещание по поводу «Луча» с участием высокопоставленных должностных лиц. Благодаря названным депутатам, а также вице-мэру Новосибирска Евгению Киму и главе администрации Дзержинского района Александру Полищуку ситуация возвращается в правовое русло. Наконец, 12 ноября актив пайщиков избрал нового председателя, а в ближайшие дни будет проведено общее собрание для легитимного решения накопившихся вопросов. В настоящее время деятельность уже бывшего председателя Жарова выясняет городская прокуратура.

Однако данная ситуация, исправленная частным образом благодаря депутату Мочалину, вскрыла общегородскую проблему. Могут ли в принципе отвечать за газовые сети (объекты повышенной опасности и, добавим, ответственности) потребительские кооперативы с их очевидными проблемами? Тем более что, по данным упомянутого соцопроса, 72% потребителей хотели бы, чтобы вопросами газоснабжения занималась специализированная организация, а не «исторически сложившийся» посредник.
«Ситуацию с газовыми кооперативами в целом по Новосибирску можно оценить как неблагополучную, — считает депутат горсовета Екатерина Митряшина. — Они еще могут как-то функционировать, пока к сетям подключаются новые потребители и есть источник денежных средств на обеспечение требований Ростехнадзора. Но в перспективе возникнут так называемые «бесхозяйные» сети, поскольку утратится экономический интерес во владении этой собственностью. И тогда эти сети, которые долгое время не ремонтировались, не содержались в должном порядке, лягут тяжелым бременем на муниципальный бюджет, то есть на всех жителей города. Это проблема, которую власти необходимо комплексно решать».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ