Кто кого? Расклад сил на рынке авиаперевозок СФО

     

    Региональная авиация сегодня значительно отстает в развитии от федеральной, а основную массу внутренних перевозок осуществляет пятерка ведущих авиакомпаний — S7 Airlines, «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Аэрофлот». В том числе и на территории Сибирского федерального округа. Особенно это заметно на направлении Новосибирск–Москва, ежегодный прирост рейсов на котором составляет в среднем 10%. Местная авиация конкурировать с федералами и не пытается, занимая свою обособленную нишу. Кто сегодня в ней лидирует на рынке перевозок СФО? «КС» проанализировал показатели авиакомпаний и составил собственную тройку лидеров.

    Конкуренция на московском направлении

    Улететь из Новосибирска в Москву сегодня не проблема — так, в расписании аэропорта Толмачево на 22 ноября стоит сразу 14 прямых рейсов в столицу. Об увеличивающейся с каждым годом конкуренции на данном направлении говорят и цифры: в 2011 году количество рейсов составляло 76 в неделю, в 2012-м — 90, сегодня их уже 100. За последний год прирост составил 10%, а к ведущим перевозчикам по маршруту Новосибирск–Москва добавились новые игроки — авиакомпании «Алроса» и Orenair. Временно прекратила полеты Red Wings. «В зимнем расписании Новосибирска нет, но мы расширяем маршрутную сеть, и есть вероятность того, что Новосибирск появится в ней снова», — пояснили в пресс-службе перевозчика.

    Львиную долю билетов на московском направлении, по данным портала Aviasales.ru, сегодня реализует «Трансаэро» — 48% (январь–ноябрь 2013-го), на втором месте «Аэрофлот» — 17%, на третьем — «Уральские авиалинии» с показателем 14,3%, на четвертом S7 — 9,6%. «Цена билетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 5,8% и составила в среднем 12,5 тыс. рублей за перелет туда-обратно, — констатирует специалист по связям с общественностью портала Aviasales.ru Янис Дзенис. — Это можно объяснить довольно частыми перестановками игроков на направлении Новосибирск–Москва».

    На нем задействовано и наибольшее число перевозчиков. Сегодня их насчитывается девять — S7 Airlines, «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Аэрофлот», Orenair, «Алроса», «Вим-Авиа» и «Глобус». За январь-октябрь 2013 года совокупно они перевезли 903,5 тыс. пассажиров, что больше прошлогодних показателей на 5,1% и гораздо выше, нежели на любом из направлений внутренних воздушных линий. К примеру, вторым по популярности направлением из Новосибирска за 10 месяцев текущего года стал Санкт-Петербург с пассажиропотоком порядка 129,5 тыс. человек. Третье место занял Хабаровск — 104,5 тыс. пассажиров, четвертое — Владивосток (82,7 тыс.).

    «В отрасли по-прежнему сохраняются некоторые трудности»

    Упомянутая выше пятерка авиакомпаний лидирует не только по перевозкам из Новосибирска в Москву, но также и внутри Сибирского федерального округа. «Несмотря на то что темпы роста пассажирских перевозок растут более чем на 15% в год, в отрасли по-прежнему сохраняются некоторые трудности, что делает работу региональных некрупных авиакомпаний низкорентабельной, в результате чего у них нет средств на расширение бизнеса и обновления самолетного парка, поэтому большая часть пассажиров из года в год перевозится пятью крупнейшими авиакомпаниями», — поясняет аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

    Так, в январе-октябре 2013 года «Трансаэро» перевезла 564,6 тыс. пассажиров внутри СФО, а также в/из региона, «ЮТэйр» — 448,6 тыс. По сравнению с прошлым годом рост «Трансаэро» составил 37,2%, «ЮТэйр» же, наоборот, ушла в минус с показателем –29,1%. «Снижение пассажиропотока связано со стратегией обновления флота авиакомпании, и, как следствие, сокращением нескольких рейсов. Это позволит «ЮТэйр» вернуться на некоторые направления в СФО с воздушными судами большей вместимости. К тому же впереди новогодние праздники, которые, как правило, способствуют хорошему росту пассажиропотока», — комментирует начальник пресс-службы «ЮТэйр» Елена Галанова.

    Аналогичная причина резкого сокращения пассажиропотока отмечается и у «Вим-Авиа»: 35 138 пассажиров по СФО в этом году против 159 587 в прошлом. «Как только новые воздушные суда пополнят флот компании, маршрутная сеть, в том числе и в СФО, будет расти», — убежден начальник производственно-диспетчерской службы авиакомпании «Вим-Авиа» Владимир Годлевский.

    S7 Airlines, «Уральские авиалинии» и «Аэрофлот» статистику непосредственно по СФО предоставить не смогли.

    На сегодняшний день топовую пятерку городов СФО, в которые предпочитают летать из Новосибирска, составляют Иркутск, Норильск, Красноярск, Чита, Стрежевой. Пассажиропоток в них в разы ниже вышеупомянутых по России (см. инфографику). «Если говорить о региональных перевозчиках, лидерами бы я назвал авиакомпании «Таймыр» и «Ангару», за ними идут «ИрАэро», «КрасАвиа», «Катэкавиа» и «ТомскАвиа». «Катэкавиа» в основном летает в Восточной Сибири и Якутии — 12 маршрутов. В 10 пунктов назначения летает «ТомскАвиа», столько же у «КрасАвиа». У компании «Ираэро» разветвленная маршрутная сеть, но внутри округа она работает сравнительно немного», — констатирует аналитик ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров.

    Стоит отметить, что «Таймыр», которая работает под маркой NordStar, сейчас находится в несколько «подвешенном» состоянии — ее владелец, ГМК «Норильский никель», выставил авиакомпанию на продажу. На текущий момент ее авиапарк состоит из десяти Boeing 737-800NG/300 и пяти ATR-42-500, компания выполняет рейсы из ряда сибирских городов по 44 направлениям, из которых восемь — международные. По данным СПАРК, выручка в 2012 году составила 9,8 млрд рублей, чистая прибыль — 232 млн рублей. Помимо нее, уйдет с молотка еще один перевозчик, принадлежащий «Норникелю», — авиакомпания «Нордавиа», осуществляющая регулярные и чартерные перевозки более чем в 30 российских и зарубежных аэропортов, парк — девять Boeing 737-500. По данным СПАРК, выручка в 2012 году — 4,87 млрд рублей, убыток — 436,8 млн рублей.

    «Норильский Никель» отказался от компаний по причине низкой маржинальности авиабизнеса — изначально «Таймыр» и «Нордавиа» были куплены в целях регулярного поддержания связи между Норильском и материком. Сейчас же «Норникель» взял курс на выход из непрофильных активов. Пока выставленными на продажу авиакомпаниями крупные перевозчики не заинтересованы, а ведущие туроператоры имеют собственный авиапарк.

    Лидеры по СФО

    «КС» попытался выяснить, кто среди действующих региональных перевозчиков сегодня лидирует на рынке. У вышеперечисленных авиакомпаний («ИрАэро», «Ангара», «КрасАвиа», «Катэкавиа», «ТомскАвиа») редакция запросила данные о количестве перевезенных пассажиров за 10 месяцев текущего года по территории СФО, а также внутренними рейсами в/из СФО (чартерные перевозки не учитывались).

    Информацию об объеме совершенных перевозок «КС» смогли предоставить только две из названных компаний: «ТомскАвиа» и «КрасАвиа». За 10 месяцев 2013 года «ТомскАвиа» перевезла чуть более 68,1 тыс. пассажиров, «КрасАвиа» — около 52 тыс. И в той, и в другой отмечается рост пассажиропотока — на 28,7% и 50% соответственно. Остальные перевозчики данными конкретно по СФО не располагают.

    Однако в распоряжении «КС» оказались данные об общем количестве перевезенных пассажиров. Согласно данным портала «Росавиация», тройку лидеров среди региональных перевозчиков за период январь–сентябрь 2013 года составляют «Таймыр» (981 893 пассажира), «Нордавиа» (589 155 пассажиров) и «ИрАэро» (179 638 пассажиров). Далее в порядке убывания следуют «Ангара», «Катэкавиа», «КрасАвиа», «ТомскАвиа». Большинство рейсов названных перевозчиков сосредоточены в СФО.

    «К сожалению, рынок международных перевозок, в отличие от внутренних, развивается в России гораздо более динамичным образом, к примеру, за 2012 год российскими авиалиниями было перевезено в общей сложности 74 млн пассажиров, из них на внутренних рейсах — 33,4 млн (45%), — отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов. — Это объясняется тем, что себестоимость «креслокилометра» на региональных линиях в 4–6 раз выше, чем на магистральных, что ведет к деградации внутренних перевозок и местных воздушных линий».

    Напомним, что решить эту проблему правительство намерено путем реализации нескольких программ, которые были утверждены еще в 2012 году. Они касаются субсидирования аэродромов, лизинга воздушных судов, а также пассажирских перевозок на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

    «Последняя из программ — субсидирование пассажирских перевозок — стартовала с 20 апреля 2013 года и подразумевает финансовую поддержку в размере 50% от среднего тарифа на перевозку по 32 маршрутам (в том числе 12 маршрутов из Новосибирска, Омска, Красноярска и Барнаула) всех категорий пассажиров без ограничений», — добавил господин Окулов.

    Как сообщила президент Инновационного центра гражданской авиации Рано Джураева, занимающегося курированием программ, за пять месяцев — с мая по октябрь — удалось увеличить число региональных рейсов в целом по России на 100 маршрутов, ввести в эксплуатацию 38 самолетов и перевезти порядка 1,2 млн пассажиров.

    Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
     КОММЕНТИРОВАТЬ
     
     
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ