«Русский марш» как эмоция

Государственный праздник «День народного единства» был задуман Кремлём в качестве замещения революционного «7 Ноября» в силу предельного недомыслия или, наоборот, очень хорошего понимания (лишь несколькими людьми) отдалённых последствий этого шага. На смену «красной» дате 1917 г., которая знаменует разрыв русской истории, до сих пор не преодолённый, всплыла «из глубины веков» дата, символизирующая больше всего национально-освободительную борьбу русского народа. Новый для Российской Федерации праздник – имперский, мобилизационно-военный по духу, предельно антизападный по своему историческому смыслу.

До сих пор правящие бывшие комсомольцы, утилизаторы Советского наследства, искренне не понимают, что им в этот день говорить и делать. Раньше в Новосибирске хоть митинги собирали с песнями и плясками под флагами «Единой России», с выступлениями первых лиц ни о чём, а в нынешнем году ограничились только концертом в ДКЖ, привычно подчёркивая для чего-то многонациональный состав населения Новосибирска, словно речь шла не о государственном празднике, а об очередной бирюлёвской овощебазе…

Зато хорошо знают, чем заниматься в «День народного единства», многочисленные лидеры разнородных сообществ, претендующих на звание «русских», как профессионалы этого дела…

В нынешнем году 4 ноября в Новосибирске состоялось сразу два «Русских марша», различных по составу участников. В этой статье – о «главном» из них, который, с 2006 г., уже может считаться традиционным.

Русский марш

Около 14 часов у большого книжного магазина «Капиталъ» началось построение колонны. Поначалу даже опытному глазу казалось, что собралось максимум человек 500, но в дальнейшем, по ходу начавшегося движения, пришлось увеличить оценку до пределов одной тысячи. Это несколько больше, чем собирала в последние годы на свои демонстрации КПРФ с союзниками, и не особенно меньше, чем набрала обладминистрация с мэрией на последнее 1 мая. Тем более, что это устойчивое количество (до тысячи человек) «Русский марш» имел на ходу в течении часа, а тусовочный митинг-концерт у Оперного театра сравнительно большее количество народа имел разве что минут 20, пока выступало начальство. Потом оттуда начались массовые побеги. Да и нынешние погодные условия с 1 мая не сравнить.

Русский марш

На 4 ноября выпал изменчивый снег с дождём, всюду легла промозглая слякоть. Кто неправильно обулся, получал ущерб здоровью даже на проезжем, не таком уж грязном асфальте. Какую-то часть сочувствующих, но лично ни перед кем не ответственных граждан, природные факторы оставили дома.

Мощность руководящего мегафона была такой слабой, что построение затянулось. В первый ряд встали серьёзные транспаранты «России – русскую власть» и «Нам нужны учёные, а не мигранты». Рядом с ними сначала нарисовался антиисламский «Жители Родников-Снегирей против строительства мечети», но потом его переместили чуть глубже. Флаги были в основном «имперской» расцветки, чёрно-жёлто-белые, некоторые с имперским орлом и надписью «Мы русские – с нами Бог», «Российский общенародный союз» (партия), «Гражданский патруль» (общественная организация). Было ещё несколько флагов других цветов – политических партий и группировок, в том числе чёрный «Сопротивление» с волчьей мордой, «коловраты», флаги поклонников Пеуновой («Воля»), ещё символика «родноверов», а с другой стороны – православного казачества.

В числе транспарантов были заметны «Пенсионеры за достойную жизнь», «Участники боевых действий», «ЛДПР за русских», представлявших внутри сплочённые контингенты, большой отряд спортивной молодёжи во главе с Романом Быковым. Имелось также немалое количество «ветеранов» патриотического движения 1980-х и 90-х, кто ещё жив, с парой-тройкой таких же своих знакомых. Из числа политических личностей, представляющих известные партии, организованно участвовали в «Марше» Александр Люлько («Родина»), Александр Мухарыцин («Патриоты России»), упомянутые представители ЛДПР. «Левых» (по их самоопределению) подчёркнуто не было никого. Отъявленных либералов тоже. Частным порядком прибыл пройтись от книжного магазина до библиотеки Алексей Александров (депутат новосибирского законодательного собрания от партии «Единая Россия»).

Русский марш

Привычно разруливал мероприятие Ростислав Антонов, шесть лет назад получивший эту «пальму первенства» из рук депутата Люлько. Антонов, как водится, мог представлять целый список организаций, но в данном случае это было без разницы.

«Русский марш» двинулся в сторону ГПНТБ, к месту назначенного митинга, медленно и как-то тяжеловато. Средний возраст «Марша» был всё-таки от 30 до 50 лет, которые почти никому из нас легко не давались. Но общая энергетика зародилась и на ходу возросла до эмоции. Хмурые, под стать погоде, лица участников постепенно разглаживались почти до улыбки. Национальное единство крепилось лозунгами-кричалками: «Русские – вперёд!» (привет от футбольных фанатов), «России – русскую власть!» (привет от «антисемитов» 90-х годов), «России – русский порядок!» и «Слава России!» (привет от РНЕ – КГБ СССР и лично от Баркашова, только без «кидания зиги»), «Один за всех и все за одного!» (привет от Навального). Загнанная внутрь агрессия против окружающей враждебной среды (то есть всей нынешней жизни) находила свободный счастливый выход. Многочисленная полиция исправно следила, чтобы никто при этом физически не пострадал. Русской полиции тоже привычно и хорошо было. Имело место то самое «выпускание пара».

В целом, по части уголовно наказуемого «экстремизма» это шествие было чистым, как слеза ребёнка. Возникла, правда, кричалка: «А ну-ка, давай-ка уё… отсюда» и т.д., но у нас и на стадионах скандируют нецензурно, и в телевизоре не всегда успевают приглушить звук. Уровень агрессивности «Марша» был в общем слабее, чем в предыдущие годы. Объяснение этому самое простое – националистический (по самоопределению) «молодняк» получил на сей раз от мэрии Новосибирска собственную территорию.

Митинг – в принципе нерусская форма общения. Но мы дико отвыкли и до сих пор не учимся хороводы водить.

Эмоции митинга при фонтане у ГПНТБ сразу же снизились по сравнению с шествием. Убедительных ораторов у «Русского марша» вообще мало, да и трудно им управляться с такой разнородной толпой, разбитой на сообщества и чуть ли не секты. Митинг с самого начала стал редеть. Большая часть молодёжи отошла в сторону и развлекалась показательным рукопашным боем.

Основной пафос выступающих (если слушать внимательно, а этого почти никто не делал, потому что и звук был отвратительно слабый) был направлен таки против мигрантов и выходцев с Кавказа. Почти каждый оратор, даже если он говорил на другую тему, словно бы имел внутреннее задание бросить в их адрес что-нибудь неприятное. Всё время цеплялся за тему мигрантов и ведущий Антонов, не находя никакой другой «объединительной» почвы, кроме примитивной ксенофобии. Итоговая резолюция митинга не в первый уж раз потребовала отставки министра труда регионального правительства Игоря Шмидта и начальника областного УФМС Юрия Звягинцева, а также закрытия «езидских» автомоек на улице Жуковского… Что в этом было действительно «русского», затрудняюсь сказать.

Настоящим сюрпризом было участие в «Русском марше» группы торговцев, протестующих против закрытия Гусинобродской барахолки. Они и слово на митинге получили, и ругали местную власть. Надо полагать, как представители «русского бизнеса», не иначе. А вот представителей СО РАН, на которых прозрачно намекал плакат в первом ряду «Марша», так и не оказалось. Увы, по-прежнему «не формат».

В очередной раз «порадовал» давний бывший лидер новосибирской ЛДПР Евгений Логинов. Он заявил о своём намерении «выйти на выборы мэра Новосибирска», чтобы там конкурентов «рвать, как Тузик грелку», причём персонально Владимира Городецкого и Илью Пономарёва. При желании это можно воспринимать, как заявление о будущем выдвижении Логинова (а кто-нибудь раньше сомневался?), хотя естественно больше напоминает предпродажную подготовку политического имущества.

В качестве приятного парадокса прозвучало выступление бывшего «гражданского активиста» Игоря Лобарева, ныне начальника областной Госжилинспекции, который был радостно объявлен в качестве «представителя обладминистрации». Лобарев призвал всех к личной скромности, ответственности и трезвому образу жизни.

Всё это эмоциональное мероприятие заняло чуть более двух часов. Если оно имело какое-то политическое значение хотя бы в масштабах Новосибирска, то очень косвенное. Показалось, что сами организаторы устали от «Русского марша» и не знают, что с ним дальше делать, какой у него может быть смысл. Помнится, в ноябре 2011 года это была некая репетиция «Болотной площади» в её националистической составляющей, с главным лозунгом «Хватит кормить Кавказ!», а в Новосибирске даже с прямым участием представителей всех оппозиционных парламентских партий, заинтересованных в голосах накануне выборов Государственной Думы. Однако потом всё оказалось совсем некрасивым…

В принципе, первые «русские марши» имели тот изначальный подтекст, с 2006 года, чтобы просто легализовать в общественном сознании само слово «русский» после тотальной русофобии предыдущего 20-летия. Теперь эта цель худо-бедно достигнута. Русский национализм сделался «трендом». По недавнему соцопросу даже «Левада-центра», большинство населения России относится к «Русским маршам» «скорее положительно». Однако политического смысла русский национализм так и не приобрёл. В последние несколько лет он был закупорен, прочно канализирован в длинную серию мероприятий, направленных против мигрантов и национальных диаспор – кавказских и среднеазиатских, без разбора «граждан» или «не граждан» РФ. Для политических целей национально-освободительного движения, восстановления государственного суверенитета полуколониальной страны (России) это предельно низко и пошло.

Знаменитая фраза государя императора Александра Третьего, чей памятник величественно украшает Новосибирск в парке «Городское начало», «Россия – для русских и по-русски» давно уже стала трактоваться в нелепом антиимперском смысле, что будто бы «Россия только для русских» (здесь много постаралась либеральная пресса), с нажимом на этническое происхождение того или иного персонажа. Между тем в этой фразе главное то, что «по-русски», а слово «русский» понимается как «русский по духу» и никак иначе. Говорящий по-русски, думающий по-русски, но не поверхностно (чему-то и попугая научить можно), а глубоко. «Мы Русские – какой восторг!» (полководец А.В.Суворов). К сожалению, от современного «Русского марша» пахнет не радостью и торжеством, не «русским духом» (Пушкин), а унылой агрессивностью политизированной субкультуры, надрывной самообороны – против мигрантов, против ещё чёрт знает кого и чего, но только бы не по делу.

Но всё это исторически, политически, экономически обусловлено и очень многим постепенно станет понятно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ