На пьедестале

Toyota назначит вторых дилеров в Красноярске, Новосибирске и Иркутске

Компания Toyota, которая до недавнего времени имела в каждом городе Сибири по одному официальному дилеру, пока конкуренты активно наращивали свое присутствие, теперь намерена прибегнуть к активной региональной экспансии. В результате у марки появятся вторые дилеры в Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Как удалось выяснить «КС», интересы марки в последних двух городах станет представлять ее действующий партнер в Красноярске – ГК «Крепость» Александра Кангуна, которой удалось не только отстоять родной город, но и выйти далеко за его пределы. Новосибирск же несмотря на жесточайший конкурс, был отдан москвичам – группе компаний «Автомир». Не все участники рынка считают проведенные тендеры прозрачными.

По данным АЕБ, в 1 полугодии 2013 года в Новосибирске было продано 812 автомобилей Toyota (4-е место после Lada, Renault и Hyundai, -44,7%), в Красноярске — 2006 (2 место после Lada), в Иркутске – 1216 (1 место), в Омске — 905, в Томске — 568, в Кемерово — 878, в Новокузнецке – 836, в Барнауле – 546 машин. В целом по СФО по итогам полугодия Toyota заняла 2 место по продажам после «АвтоВАЗа».
Давние планы

Появление вторых дилеров Toyota в городах Сибири ждали давно. По данным аналитиков, японский бренд обладает не только высокой популярностью в регионе за счет вторичного рынка, но и немалой маржинальностью. Однако пока конкуренты активно наращивали число партнеров, некоторые из которых, как например KIA, открывали третьих дилеров даже в сибирских «городах-миллионниках» и вторых дилеров в менее крупных городах региона, Toyota целиком полагалась на действующих партнеров. Однако теперь ситуация должна измениться – в трех самых крупных с точки зрения продаж городах Сибири Toyota удвоит свое присутствие.

Как пояснила «КС» старший специалист по корпоративным коммуникациям ООО «Тойота Мотор» Евгения Тетерина, сейчас переговоры с потенциальными партнерами об открытии вторых салонов Toyota в Красноярске, Иркутске и Новосибирске находятся в завершающей стадии. Поскольку протоколы о намерениях, где будут зафиксированы все договоренности, пока не подписаны, дистрибьютор не оглашает детали проектов. Однако по словам Евгении Тетериной, ожидается, что соглашение о намерениях с партнерами в Красноярске будет подписано в течение 1-2 месяцев, в Новосибирске – до конца года, в Иркутске – к весне 2014 года.

По мнению коммерческого директора «Автоцентра АнгарА» (входит в ГК «ТеррА» — официальный дилер BMW, Suzuki, Subaru, Citroen, Seat в Иркутске) Дмитрия Климова, с учетом неплохих количественных показателей продаж бренда Toyota и наличия определенного дефицита по некоторым моделям, рано или поздно второй дилер в том же Иркутске все равно бы открылся.

Дилеры конкурирующих брендов придерживаются другой трактовки курса, взятого японской маркой. «Появление вторых дилеров Toyota в городах Сибири, на мой взгляд, стратегическая задача этой марки отстоять свои позиции, которые, как прогнозируют некоторые, могут серьезно пошатнуться из-за того, что весь 2014-ый фискальный год Nissan планирует обновлять почти весь свой модельный ряд», — считает директор автосалона Infiniti ГК «Агат-Авто» (официальный дилер Nissan, Infiniti, KIA, Hyundai Truck&Bus в Иркутске, Nissan в Братске) Татьяна Осипова.

Расширение «Крепости»

Несмотря на то, что итоги тендеров не разглашаются, по данным источника «КС», вторым официальным дилером Toyota в Красноярске и Иркутске станет действующий партнер марки в Красноярске – ГК «Крепость» Александра Кангуна. Эту информацию «КС» косвенно подтвердили несколько участников тендера. В самой «Крепости» не подтверждают и не опровергают эти данные. Гендиректор «Крепость-Сириус» Елена Ласкаржевская пояснила «КС», что какие-либо комментарии по тендеру возможны лишь после подписания с победителем протокола о намерениях.

Будучи самым крупным автодилером Красноярска, в условиях кризиса 2009-2010 годов ГК «Крепость» пережила процедуру разделения после конфликта между двумя ее соучредителями. Александру Кангуну достались подразделения Toyota, Lexus, Volvo, а Виктору Поддубному – Ford, Mazda, Jaguar, Land Rover, Audi. Последняя стала работать под брендом «Авангард». В результате такого раздела каждая из групп стала развиваться независимо друг от друга. «Крепость» стала активно развивать свои бренды в других городах региона, в частности Абакане, а потом приняла решение выйти с Toyota и за пределы Красноярского края. Попутно Александр Кангун брался и за другие проекты, в частности он строит первую в Красноярске пятизвездочную гостиницу Marriott с инвестициями в 3,5 млрд. рублей.

Крупные игроки красноярского рынка не удивлены тем, что «Крепости» доверили строить для Toyota второй салон, но в то же время считают рисковым для дистрибьютора «складывать все яйца в одну корзину». Некоторые дилеры вообще открыто указывают на непрозрачность конкурса. «Если бы тендер по Красноярску был, мы бы в нем участвовали, но никакого тендера не было. На наши неоднократные письма в Toyota не было ни одного ответа, с нами не шли на контакт», — сетуют в «Медведь-Холдинге» (официальный дилер BMW, Volkswagen, Skoda, Mitsubishi, Hyundai, Peugeot в Красноярске).

В свою очередь иркутские авторитейлеры также с интересом посматривали на Toyota и активно подавали свои заявки, однако в итоге по их словам, дистрибьютор принял решение отдать дилерство красноярцам. «Toyota хотели взять многие, но во многом вопрос упирался в землю. В Иркутске с ней большие проблемы — фактически свободных площадок нет, а те, что есть, собственники не хотят отдавать под салон, выбирая более рентабельные бизнесы», — поясняет представитель одного из крупнейших мультибрендовых дилеров Иркутска на условиях анонимности.

Стоит отметить, что «Крепость» не только собирается строить дилерский центр в самом Иркутске, но уже обосновалась в соседнем Братске, где по словам участников рынка, уже заработал салон. Таким образом, «Крепость» напрямую будет конкурировать с действующим дилером марки – «Иркут БКТ». Получить комментарии от гендиректора компании Леонида Качаева «КС» не удалось.

Сейчас «Иркут БКТ» единственный их всех сибирских дилеров марки обеспечил ей 1 место по продажам среди всех автопроизводителей, уверенно обгоняя даже «АвтоВАЗ». В связи с этим иркутские дилеры сомневаются, что Toyota сможет удвоить продажи, — скорее, наоборот, рынок будет поделен между двумя игроками.

«Не думаю, что продажи марки в Иркутске глобально изменятся с приходом второго дилера. Безусловно, произойдет рост, но не настолько серьезный, чтобы без особых сложностей содержать и обслуживать полноценный ДЦ Toyota», — считает Татьяна Осипова. «С точки зрения инвестора открытие второго салона в Иркутске — сложная тема. По моим расчетам, срок окупаемости может составить около 7 лет, но это при условии отсутствия кризиса на авторынке. А с учетом открытия дилера в Братске и планируемого запуска в Улан-Удэ оценки могут быть еще пессимистичнее. Поэтому в сумме дилеры будут продавать достаточно автомобилей, но каждый по отдельности – нет», — считает совладелец ГК «Первой Автоколонна» (официальный дилер Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover, Ford, Mazda, KIA, Chevrolet, Porsche в Иркутске) Петр Хомяков. По его оценкам, второй дилер Toyota сможет продавать в год около 1400 автомобилей.

Дела новосибирские

В свою очередь в конкурсе на право быть официальным дилером Toyota в Новосибирске участвовало более 10 компаний, среди которых как местные крупные авторитейлеры, так и иногородние дилеры. В частности, свои заявки на Toyota подавали федеральные игроки в лице «Автомира» (самый крупный автодилер России по объему продаж, в Сибири представлен в Новосибирске и Новокузнецке) и СП «Бизнес Кар» (самый крупный дилер Toyota в России по объему продаж, в Сибири представлен в Кемерово). Также в конкурсе участвовали другие региональные дилеры Toyota — крупный уральский авторитейлер «Авто-Плюс» (официальный дилер Toyota в Екатеринбурге и Омске), «Элке-Авто» (официальный дилер Toyota в Томске). Среди новосибирских игроков в конкурсе «засветились» ГК «МАКС Моторс» (самый крупный автодилер Сибири по портфелю представляемых брендов), и «СТС-Автомобили». Кроме того, в конкурсе участвовали и компании, не связанные с автобизнесом. Так, по данным «КС», одним из участников тендера был консорциум инвесторов с участием председателя совета директоров «Новосибирскавтодора» Дмитрия Пингасова.

На разных этапах конкурса победу сулили совершенно разным игрокам. До старта тендера в Новосибирске живой интерес к бренду и желание стать его дилером проявляла ГК «МАКС Моторс». Информацию об этом на тот момент косвенно подтверждал и директор по развитию «МАКС Моторс» Андрей Доценко. Собственно говоря, предприятия авторитейлера в свое время успел посетить и глава ООО «Тойота Мотор» Такеши Исогая. На этом фоне стала курсировать информация о том, что ГК «МАКС Моторс» может запустить салон Toyota на площадке около ТРЦ «МЕГА» размером 2 ГА. Однако несмотря на все это, Toyota долгое время не торопилась запускать тендер в Новосибирске. На этапе проведения конкурса одним из фаворитов считался екатеринбургский «Авто-Плюс», возглавляемый уральским бизнесменом Павлом Шестопаловым.

Однако в итоге сразу от нескольких участников тендера «КС» стало известно о победе в конкурсе ГК «Автомир». Позже эту информацию «КС» подтвердили независимо друг от друга трое представителей компании. По имеющимся данным, «Автомир» предложил дистрибьютору несколько потенциальных площадок, — на Ватутина, на Петухова и на Станционной. По непроверенным данным одного из участников тендера, в итоге была выбрана площадка напротив «Экспоцентра» на улице Станционной. «Действительно, ГК «Автомир» стала утвержденным кандидатом в дилеры Toyota в Новосибирске. Однако, протокол о намерениях еще не подписан, поэтому никакой конкретики относительно места строительства дилерского центра я бы не хотел сообщать до подписания документов», — пояснил «КС» начальник управления развития и недвижимости ГК «Автомир» Максим Чумаков.

Действующим официальным дилером Toyota в Новосибирске является «СЛК-Моторс». Как поясняла «КС» гендиректор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова, появление второго официального дилера Toyota в Новосибирске — абсолютно логичный шаг со стороны дистрибьютора марки в России. «Мы уже не раз наблюдали ситуацию, когда с течением времени у тех или иных автобрендов в Новосибирске открывались вторые и даже третьи дилеры. Поэтому в случае Toyota это нормальная практика», — поясняет Наталья Жданова. По ее словам, «Тойота Мотор» с большим уважением относится к своим дилерам и дает возможность зафиксировать вложенные ими инвестиции в бизнес по этому бренду. Она также отмечает, что «СЛК-Моторс» не подавала заявку на участие в тендере на второе дилерство Toyota в Новосибирске и считает целесообразным зафиксироваться на уровне текущих инвестиций.

В целом участники тендера не удивлены выбором в пользу «Автомира» с учетом того, что эта компания по итогам 1 полугодия занимает в Новосибирске второе место по продажам среди дилеров, хотя представляет всего 4 бренда в отличие от ближайшего «преследователя» в лице «МАКС Моторс» с 10 брендами. ««Автомир-Новосибирск» силами Александра Синицына показал себя достаточно эффективным дилером по имеющимся брендам, поэтому с точки зрения продаж логично, что выбор был сделан в пользу этого игрока», — поясняет один из участников рынка. При этом, опрошенные «КС» участники тендера не поддерживают версию о том, что «Автомир» как крупная федеральная компания могла просто пролоббировать вопрос дилерства на Новосибирск. «Toyota неоднократно переносила сроки проведения тендера в Новосибирске и очень скрупулезно выбирала партнера. Если бы итог изначально был бы предрешен в пользу того или иного участника, то тогда этого бы не потребовалось, поэтому думаю, что «Автомир» действительно смог предложить дистрибьютору лучшие условия», — рассуждает один из участников тендера. «Стратегия Toyota претерпела небольшие изменения: если раньше они в каждом регионе предпочитали иметь одного сильного партнера, который строил им большой по площади салон, то теперь решили вслед за некоторыми конкурентами расширять количество дилеров, но в то же время не требуя с партнеров строить «автодворцы», — делится своей точкой зрения на ситуацию собеседник «КС».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ