Новый дом для филармонии

11 сентября большим симфоническим концертом открылся Государственный концертный зал имени Арнольда Каца. Названная именем легендарного дирижера концертная площадка стала домом для симфонического оркестра, созданного маэстро вот уже почти 60 лет назад. И как ни сложно в это поверить, этот зал стал первым в истории Новосибирска «тысячником», построенным специально для концертов классической музыки, — и первой площадкой, отвечающей уровню оркестра.

На фоне повсеместных страдальческих вздохов о том, что культура финансируется у нас по остаточному принципу, в ответ скептикам, циникам, пессимистам — в Новосибирске открылся новый концертный зал. Зал, построенный специально для концертов академической музыки. Зал, подобного которому город за свою краткую, но крайне интенсивную историю еще не знал. Просторная сцена, зал на тысячу мест, рассчитанная профессионалами акустика, огромное светлое фойе, колоссальные площади не только для публики, но и для музыкантов — репетитории, библиотеки, хранилища инструментов, гримуборные — все это похоже на сказку. В одно мгновение Новосибирская филармония, большую часть своей внушительной 75-летней истории прожившая без собственной площадки, стала обладательницей сокровища, невероятное значение и потенциал которого будут раскрываться и для публики, и для музыкантов постепенно — потому что одномоментно осмыслить это сейчас и представить масштаб произошедшего пока сложно.

Зал открылся большим симфоническим концертом, каждый фигурант которого в истории его крайне важен. Как ни взвешивай звездные имена, вряд ли кто-то из музыкантов мировой известности обидится, если мы скажем, что главным героем был Новосибирский академический симфонический оркестр. По большому счету, зал построен в первую очередь для них. Не случайно же новая концертная площадка носит имя Арнольда Каца. Маэстро совершил почти невозможное, создав в 1956 году в городе, чья музыкальная история только «набирала обороты», симфонический оркестр. Мало этого — ежедневно, на протяжении долгих лет преодолевая как организационные, так и творческие препятствия, Арнольд Кац довел свой коллектив до такого уровня, что он стал прекрасно известен и в столицах, и за рубежом. Каждый концерт нашего оркестра в Москве или в Санкт-Петербурге — большое событие, его знают и ждут. Цена подобного отношения даже самой взыскательной публики — колоссальный творческий подвиг, не меньше. Впервые за свою историю оркестр обрел достойную площадку, зал, отвечающий по уровню коллективу — так сбылась мечта маэстро Каца, которая не оставляла его долгие годы. Это и факт колоссальной исторической справедливости, и разумный, стратегический вклад в будущее музыкального искусства города и региона.

На открытии зала новосибирским оркестром дирижировал Владимир Спиваков — музыкант и общественный деятель, принявший в судьбе зала и в истории формирования акустического проекта деятельное участие. На пресс-конференции накануне маэстро Спиваков отозвался о новосибирском коллективе исключительно в превосходных степенях: «Оркестр действительно в чудесной форме, замечательный оркестр, один из лучших в стране. Работать с ним эти дни было большим удовольствием для меня, надеюсь, и для оркестра».

Солировал в концерте Вадим Репин, мировая знаменитость классической сцены, новосибирец, первые шаги в большую музыку сделавший как раз с новосибирским оркестром и маэстро Арнольдом Кацем. Репин — один из известнейших в музыкальном мире новосибирцев, и уже анонсированы планы, которые послужат при самом деятельном участии музыканта росту известности и нового зала, и всего региона. Речь идет о «ТрансСибирском АртФестивале», запланированном в ГКЗ имени Каца на апрель 2014 года, в работе над которым Вадим Репин впервые выступает в амплуа художественного руководителя проекта. Имена участников фестиваля, озвученные на пресс-конференции накануне, заявляют событие экстракласса, такого размаха Новосибирск еще не видел, а теперь, с новым залом, может себе позволить. В числе участников фестиваля названы дирижер Кент Нагано и Валерий Гергиев, пианист Николай Луганский, который пока ни разу не выступал в Новосибирске, прима Большого театра Светлана Захарова, меццо-сопрано с мировым именем Ольга Бородина. Ключевым и принципиальным фигурантом программы беспрецедентного фестивального проекта является Новосибирский академический симфонический оркестр — как под управлением главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса, так и под управлением приглашенных маэстро.

Новый зал наполняется концертными программами, именно здесь теперь будут проходить ключевые концертные события, уровень и направленность которых, подчеркивает руководство филармонии, будут отвечать высоким академическим стандартам. На этой площадке пройдут основные события музыкальной части Международного рождественского фестиваля искусств в декабре, в их числе — концерт Дмитрия Хворостовского с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, выступление Бориса Березовского с Камерным оркестром и многие другие. Естественно, большая часть программы фестиваля Вадима Репина запланирована в зале имени Арнольда Каца. Только что открывший зал Владимир Спиваков вернется в Новосибирск уже 23 сентября, чтобы дать концерт со своим прославленным оркестром «Виртуозы Москвы».

Филармония и симфонический оркестр стоят в самом начале долгого, интересного и счастливого пути освоения новой площадки, факт появления которой, вне всяких сомнений, имеет значение историческое и культурологическое. Уровень коллективов филармонии, в первую очередь Новосибирского академического симфонического оркестра, невероятно высок. Но если раньше музыкантам приходилось преодолевать сопротивление неподходящих площадок и страдать от того, что большая часть их достижений оставалась недоступна слушателям из-за плохой акустики, теперь соотношение творческих сил и условий работы приведено к полной гармонии, которая обещает качественный сдвиг в культурной жизни региона, а говоря словами менее серьезными и формальными, обещает огромное творческое счастье, к которому оркестр шел без малого 60 лет.

Вспоминает Вадим Репин

Арнольд Михайлович Кац — знаковая фигура в культурной жизни нашего города. Основав в 1956 году Новосибирский академический симфонический оркестр, Арнольд Михайлович на протяжении 50 лет являлся его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней, кавалер ордена Петра Великого I степени, лауреат Государственной премии России, народный артист СССР, профессор, почетный житель Новосибирска.

Масштаб личности этого человека таков, что, даже уйдя из жизни, он продолжает оставаться ключевым, в музыкальном смысле слова — градообразующим персонажем новосибирской культуры. Именем Арнольда Каца назван новый Государственный концертный зал, который станет нашей первой сценической площадкой, построенной специально для концертов академической музыки. Память об Арнольде Михайловиче переполняет город — сегодня о нем снимают фильмы, пишут книги и просто с любовью и благодарностью помнят во многих новосибирских домах.

Сегодня мы начинаем серию публикаций, посвященных памяти Арнольда Михайловича Каца. В течение года, вплоть до 18 сентября 2014 года, дня 90-летия маэстро, мы планируем публиковать воспоминания людей, которым посчастливилось жить и работать рядом с этим удивительным человеком. Открыть нашу новую рубрику по просьбе корреспондента «КС» АННЫ ОГРОДНИКОВОЙ любезно согласился всемирно известный скрипач, наш земляк ВАДИМ РЕПИН.

— Арнольд Михайлович Кац — отец нашего музыкального образования, просвещения и культуры. Человек, роль которого переоценить просто невозможно, любые слова окажутся недостаточными. Это личность, и не потому, что он волею судьбы оказался на посту главного дирижера и руководителя Новосибирского академического симфонического оркестра. Прежде всего Арнольд Михайлович был величайший из дирижеров. Поэтому для нас настоящим подарком судьбы стала возможность вырасти именно в его эпоху, в то время, когда он был двигателем и лидером всей музыкальной жизни в Новосибирске.

— Без сомнения, я считаю себя человеком, которому крупно посчастливилось оказаться рядом с этой личностью с самого раннего возраста. Мои первые и последующие концерты с ним на одной сцене в Новосибирске, Москве, Европе и других странах — это настоящее музыкантское счастье. Арнольд Михайлович Кац был харизматичным, элегантным, совершено неповторимым — сейчас о нем можно говорить, как о совершенно невероятном мифе. Он умел вести за собой людей, мог быть невозможным и принципиальным, иногда — невероятно остроумным и гордым. Это настолько богатая натура, что трудно подобрать достаточно яркие эпитеты. Легендарная личность, человек-легенда.

— Знаете, Арнольд Михайлович был человекам той эпохи, к которой принадлежали такие личности, как Святослав Рихтер и Давид Ойстрах. Мне кажется, что их больше всего связывало бескомпромиссное отношение к искусству. В их время не было дешевых кроссоверов, проектов, созданных только ради того, чтобы быть замеченным и популярным. Настоящее, серьезное отношение к музыке и творчеству, свойственное Арнольду Михайловичу Кацу и другим великим музыкантам его поколения, являются для меня примером, которому я стараюсь следовать.

— Во времена Арнольда Михайловича Каца в Новосибирске проходил прекрасный фестиваль «Классика и современность», но с его уходом фестиваль прекратил свое существование. Последние три года мне периодически приходили предложения из Новосибирской филармонии с просьбой взяться за организацию музыкального фестиваля. Это серьезная ответственность и большой труд, поэтому я принял решение не сразу. Ключевым фактором стало открытие в Новосибирске нового концертного зала. Я понял, что пришла пора, и мне нужно найти время, чем-то пожертвовать ради этой идеи. Первый фестиваль, в котором примут участие прекрасные российские и зарубежные артисты, люди, которых я хорошо знаю и высоко ценю, состоится уже в апреле 2014 года. Надеюсь, это будет яркое музыкальное событие, которое в будущем окажет влияние на развитие музыкальной жизни города и региона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ