«К полумерам не привык»

Законопроект об ограничении объема пивной ПЭТ-бутылки до 0,5 л рассмотрит Государственная дума РФ на осенней сессии. Эксперты утверждают, что закон этот лоббистский, но «продавить» его вряд ли удастся, несмотря на все гонения, которым в последнее время подвергается пластиковая тара. Принятие этого законопроекта может обернуться и спадом для всей экономики страны, считают представители отрасли. Сами пивовары стараются быть готовыми ко всему: и к запрету ПЭТ-бутылки, и к ограничению ее емкости, а также к розливу пива из кег только в кружки.

Нет запрету ПЭТ

Буквально в июне текущего года развернулась борьба за сохранение полимерной тары. Изначально предложение запретить ПЭТ-бутылку для алкогольной продукции с 2014 года появилось в апреле 2012-го в виде поправки к ФЗ-171 «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции…». С такой инициативой выступил депутат Госдумы Виктор Звагельский. Впоследствии эта норма легла в основу техрегламента Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.

Таможенный союз (неформальное название Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Создан в 1995 году. C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2012 году была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Разработчиком регламента выступило Росалкогольрегулирование (РАР), который поддержали Минздрав и Роспотребнадзор. Против запрета полимерной тары выступили Минпромторг и Минэкономразвития. Как указано в пояснительной записке разработчиков документа, пиво сейчас в основном упаковывается в пластиковые бутылки емкостью 1, 1,5, 2 и более литров.

Дешевизна такой тары способствует доступности алкоголя для населения, а ее объем ведет к росту объемов потребления алкоголя, которые и так достигли критического уровня, считают законодатели. Также озвучивалось и то, что такая упаковка наносит вред здоровью человека. По данным Минздрава, доля людей, которые регулярно пьют пиво, составляет 76%. Всего в структуре продаж алкоголя 80% процентов приходится на пиво. Будет нелишним отметить, что Виктор Звагельский является бывшим заместителем директора «Росспиртпрома» и одним из учредителей водочной артели «Ять», руководителем торгового дома «Подмосковные вечера» и группы компаний «Красная звезда», занимавшейся производством и реализацией водки. Кстати, «Росалкогольрегулирование» возглавляет также один из выходцев «Росспиртпрома» Игорь Чуян.

У пивников же иная «картина рынка». «Не имеет под собой основания мнение о том, что пиво популярно у россиян: влиятельная исследовательская организация Euromonitor International ставит Россию лишь на 19-е место по потреблению пива. Это подтверждают и результаты розничных продаж: 11% россиян покупают вино, 38% — пиво, 51% — крепкий алкоголь», — ответили корреспонденту «КС» эксперты Союза российских пивоваров.

Тем не менее против запрета пластиковых бутылок выступила Белоруссия, входящая в ТС, что легко объяснимо. В России на долю ПЭТ-тары приходится, по данным Союза российских пивоваров, 50%, по статистике Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» — 30%. В соседней республике доля достигает 80–85%, и здесь уже специалисты единодушны. Какое-то время в Казахстане, где запрет на продажу алкоголя в пластиковой упаковке действует уже восемь лет, поддерживали распространение этого ограничения на партнеров по ТС, но затем настаивать перестали. Свое мнение по этому поводу высказал и химический бизнес, по данным которого, более 30% выпускающегося в стране полиэтилентерефталата (ПЭТФ) идет на литье преформ для пивной тары. Соответственно, на столько же может упасть и доходность производителей.

«Если говорить о возможных последствиях вступления этого законопроекта в силу, то эксперты «Союза российских пивоваров» предрекают в случае запрета ПЭТ-тары объемом выше 0,5 литра переход на стеклянные бутылки и алюминиевые банки, производство которых куда более энергоемко, чем производство ПЭТ-упаковки».

Противники отмены пластиковой тары, среди которых и пивовары, представители химической отрасли, экономисты считают, что снижение производства ПЭТ-упаковки отразится и на той части населения, которая не употребляет алкоголь. Сокращение объемов выпуска пластиковой тары приведет к росту ее себестоимости. И, в результате, инфляция коснется не только пивного рынка, но и всего экономического сегмента напитков и продуктов питания. И если гигантам пивного рынка в такой ситуации еще удастся держаться на плаву, то представители мелкого и среднего бизнеса, которые не имеют возможности установить дорогостоящую линию для розлива пива в стекло, будут вынуждены закрыться.

В Новосибирской области на данный момент работает около двадцати мелких пивоваренных компаний, которые реализуют свою продукцию в ПЭТ-таре. По данным Министерства экономики Новосибирской области, под сокращение в случае принятия закона попадут более 500 человек. А налоговые потери могут составить 4,2 млрд рублей.

В результате в июле ТС отклонил этот техрегламент. Тем не менее в Госдуме лежит и готовится к рассмотрению на осенней сессии законопроект об ограничении емкости пивной ПЭТ-бутылки.

«В одну посудину не положено по инструкции»

17 мая 2013 года депутатами ГД внесен законопроект № 280796-6 «О внесении изменений в ФЗ-1710 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Закон предполагает запретить розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 500 мл. Аналогичный закон в ГД был внесен Законодательным собранием Вологодской области 6 июля. Вологодские парламентарии предложили запретить производство и оборот пивных пластиковых бутылок более одного литра.

По мнению представителей отрасли, основания, которые лежат в основе законопроекта № 280796-6, весьма спорны.

«Ни одно исследование не подтвердило, что большой объем потребительской тары влияет на уровень алкоголизации населения; в мировой практике отсутствуют примеры, когда подобный запрет способствовал бы снижению уровня злоупотребления алкоголем», —- говорит Анна Мелешина, директор по корпоративным отношениям компании HEINEKEN в России.

В «Союзе российских пивоваров» считают, что авторы законопроекта не учитывают официальные данные различных медицинских исследований, они однозначно говорят, что наибольший вред здоровью россиян приносит употребление крепких, а не слабых алкогольных напитков, к которым относится пиво. Таким образом, стимулирование искусственного ограничения объема упаковки спровоцирует рост потребления крепкого алкоголя, прогнозируют эксперты союза.

Директор завода «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас говорит: «В последние годы в России наблюдается существенное усиление государственного регулирования пивоваренной отрасли в части производства и оборота пива. Ни в одной стране мира нет такого жесткого ограничения рынка пива, непредсказуемого введения все новых и новых нелогичных запретов, которые обосновываются якобы борьбой со злоупотреблением алкоголем. Инициатива по ограничению объема ПЭТ-тары для розлива пива до 0,5 л — это очередная нелогичная законодательная инициатива, которая скажется на развитии пивного рынка Сибири, так как в Сибирском федеральном округе значительные объемы пива реализуются в ПЭТ-упаковке».

Если говорить о возможных последствиях вступления этого законопроекта в силу, то эксперты «Союза российских пивоваров» предрекают в случае запрета ПЭТ-тары объемом выше 0,5 литра переход на стеклянные бутылки и алюминиевые банки, производство которых куда более энергоемко, чем производство ПЭТ-упаковки. «Кроме того, при производстве упомянутых видов тары в атмосферу попадает значительно большее количество парниковых газов. Нужно отметить, что ПЭТ-бутылка превосходит алюминиевую и стеклянную и по таким показателям, как удобство для потребителей, возможность переработки и вторичного использования продуктов переработки, а также ряда других. Поэтому здесь правильнее говорить не об издержках компаний, а об убытках всей экономики и ухудшении экологической обстановки в нашей стране», — уверены специалисты Союза.

Анна Мелешина считает, что эта возможная ограничительная мера повлечет за собой резкое сокращение, вплоть до полного исчезновения, среднеценового сегмента продукции пивного рынка и увеличение себестоимости продукта, что может привести к переключению основной целевой аудитории недорогого пива на более дешевый крепкий алкоголь, суррогаты и «заменители», что, в свою очередь, может повлечь рост уровня смертности от алкогольных интоксикаций. И, конечно же, по мнению собеседницы «КС», это обернется значительными потерями и для пивоваренной отрасли. Так как, по данным Анны Мелешиной, доля пива, выпускаемого в ПЭТ-таре в Западной Сибири, составляет 46,3%. «В результате мы не сможем обеспечить налоговые выплаты в региональный бюджет, будем вынуждены сокращать рабочие места и прекращать финансирование социальных программ, которые проводим в регионе», — добавляет директор по корпоративным отношениям компании HEINEKEN в России.

Более спокойно предполагаемые изменения воспринял Антон Орлов, директор компании «Пивоваренный завод «Сибирь» (Омск). В беседе с корреспондентом «КС» он отметил, что пока сложно спрогнозировать, как подобное ограничение может сказаться на самой пивоварне. «Трудно сказать, действенно это будет или недейственно, но, наверно, что-то подействует, — размышляет Антон Орлов. — Я не думаю, что эта мера как-то повлияет на цену напитка, если только совсем незначительно». По словам директора, компания выпускает пенный напиток в бутылке объемом 1,5 литра, в случае принятия ограничения оборудование придется перестраивать, покупать новые формы. «Стоимость модернизации будет зависеть от цены оборудования. Например, цена немецких выдувальных машин варьируется от одной до двух тысяч евро», — подсчитывает пивовар.

Делая прогнозы, Антон Орлов отмечает, что «нет ясности»: «ПЭТ-бутылки могут убрать, могут емкость ограничить или, например, также обсуждается запрет на розлив пива из кег. Пластиковые бутылки могут заменить пивными бутиками, где напиток будет подаваться только в кружках».

Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз убежден, что в рамках ТС этому изменению не бывать: «Это невозможно сделать в рамках ТС, Белоруссия на это не пойдет. Все это предвыборный самопиар. Так же, как и предложение одного из парламентариев перевести продажу алкоголя на безналичный расчет по пластиковой карте».

«Данный законопроект, на мой взгляд, никак не скажется ни на борьбе с алкоголизацией, ни на состоянии малых и средних пивоварен. Единственно, этот закон могут лоббировать изготовители ПЭТ-тары. Емкостей с пивом тогда будут покупать больше, дороже это не намного, а производитель пластиковой упаковки будет доволен, так как спрос на его продукцию только увеличится. Мне кажется, это лоббистский закон», — высказал корреспонденту «КС» свою точку зрения депутат ГД РФ Анатолий Локоть.

Если же говорить о состоянии пивного рынка, то на данный момент наблюдается следующая тенденция. По мнению Вадима Дробиза, запрет на рекламу значительно ударил именно по лидерам рынка — западным пивоварам: Heineken, Anadolu Efes, Anheuser-Busch InBev и Carlsberg, которые с 2007-го по 2011 год контролировали 92% рынка. С 2007 года начали падать продажи российской компании «Очаково». В 2007 году она еще занимала 4% рынка пива, и остальные 4% — уже все остальные российские пивовары. По итогам прошлого года, на долю «Очаково» пришлось порядка 2,5%, а на западников — 82%. В то время как остальные российские производители нарастили свою долю почти в четыре раза — до 15,5%. По прогнозам эксперта, к концу 2013 года доля западников снизится до 80%, а через три года и вовсе может составить 70–72%.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Директор завода «Балтика-Новосибирск» Эдуард Бражинскас.

Ряд регулирующих механизмов, которые применяются сейчас в нашей стране и должны снижать уровень злоупотребления алкоголем населения, уже сейчас можно оценить как неработающие. В то же время продолжают появляться все новые инициативы, к примеру, недавно анонсированное, абсолютно нелогичное, не имеющее под собой убедительной аргументации предложение по уменьшению ПЭТ-упаковки для пива до одного литра, якобы для борьбы с алкоголизмом. Ни для кого не секрет, и это подтверждают исследования — искусственное ограничение объема потребления пива провоцирует рост потребления крепкого алкоголя.

И, к сожалению, на практике мы видим, как в России в структуре потребления алкоголя превалирует крепкий алкоголь. И основная причина алкоголизма в стране и его неблагополучных последствий — злоупотребление крепким алкоголем, нелегальной водкой и суррогатами. Эффективная реализация алкогольной политики возможна только за счет изменения структуры потребления алкогольных напитков. Данные Российского Мониторинга экономического положения и здоровья населения подтверждают преобладание потребления крепких спиртных напитков над потреблением пива и вина как по совокупному объему потребления, так и по распространенности среди населения. Этот «северный» тип потребления распространен во всех доходных и образовательных группах. И бороться с этим нужно, пропагандируя культуру ответственного потребления, а не введением нелогичных запретов.

Нет оснований утверждать, что алкогольная зависимость начинается с пива, поскольку имеются результаты медицинских исследований, проведенных специалистами Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России в 2011 году, доказывающих, что в России крайне неблагополучное соотношение потребляемых напитков: в ущерб здоровью граждан доминируют крепкие напитки над потреблением слабоалкогольных (пива и особенно вина).

У 76% пациентов наркологических клиник доминирует водка, только у 8% — пиво. Условно «водочный» алкоголизм существенно преобладал и в молодом возрасте: до 25 лет — в 7 раз, до 30 лет — в 8 раз, до 35 лет — в 11 раз. А в основном у алкоголиков преобладает смешанный тип потребления алкоголя, в котором доминируют крепкие напитки. Доля алкоголя пива в общем количестве потребленного алкоголя сравнительно невелика (по официальным данным в 2010 г. — 26% от общего потребления), но с учетом потребления нелегальных крепких напитков и суррогатов водки, алкоголь пива составляет всего 19–20% в общем потреблении.

Авторы очередного законопроекта по ограничению ПЭТ-упаковки до одного литра ссылаются на высокий уровень потребления пива в России и приводят цифры, однако Россия находится на 11-м месте по объему потребления пива на душу населения — в 2012 году этот показатель в России составил 64 литра (а не 84 л, как указывают авторы законопроекта), в регионе Сибирь — Дальний Восток — 46 литров.

Вызывает большое удивление упоминание упаковок пива размером 5 литров. На российском рынке пиво в упаковке такого размера занимает всего 0,2%, а вся упаковка свыше 2,5 литра — около 2% (AC Nielsen). Поэтому приведенные аргументы некорректны. По данным AC Nielsen доля ПЭТ-упаковки на рынке РФ составляет около 48%.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ