«Большая ледовая арена в Сочи — проект имиджевый, но не прибыльный»

В этом году было завершено строительство большой ледовой арены в Сочи, которая будет находиться в Олимпийском парке и станет основным хоккейным стадионом во время олимпиады-2014. Реализацию подобных масштабных инфраструктурных проектов редко доверяют региональным компаниям ввиду сложности работ и огромной ответственности, лежащей на подрядчике. Однако в данном случае основное участие в проекте приняла Новосибирская компания ОАО ПМСП «Электрон», выполнившая монтаж и наладку абсолютно всего электроснабжения арены: всего того, что светится и сверкает, все внутреннее и наружное освещение, различные виды сигнализаций. Компания первой сдала свою часть работ и единственная была отмечена благодарностью за качественное выполнение своих обязанностей и высокую организацию труда.

Руководители ОАО ПМСП «Электрон» — генеральный директор компании Валерий Кармачев и его заместитель Евгений Крышталев, который практически не покидал объект в течение всех трех лет строительства, поделились с редакцией «КС» своими впечатлениями и воспоминаниями о строительстве Большой ледовой арены в Сочи.

Производственное монтажно-строительное предприятие «Электрон» было образовано в 1957 году. Сейчас предприятие, ставшее за годы существования многопрофильным холдингом, объединяет 12 дочерних обществ в городах Урала, Западной и Восточной Сибири. Основными направлениями деятельности ОАО «ПМСП «Электрон» являются проектирование, разработка, изготовление, комплектация, монтаж, наладка электротехнического оборудования, средств автоматизации и связи, охранно-пожарной автоматики, систем контроля доступа и охраны периметра объектов на строящихся и реконструируемых объектах атомной, химической, нефтехимической отраслей промышленности, объектах энергетики, а также на объектах социально-бытового и сельскохозяйственного назначения.

С участием предприятия ОАО «ПМСП «Электрон» построен ряд важнейших государственных объектов: комбинат «Маяк» и его первые объекты по переработке ядерных отходов в г. Озерске, Уральский электрохимический комбинат, металлургический завод в г. Глазове, Семипалатинский ядерный полигон, Сибирский химический комбинат и его первая промышленная атомная электростанция в г. Северске, Томский нефтехимический комбинат, предприятия топливно-ядерного цикла в г. Зеленогорске, Красноярская ТЭЦ-2 и Иркутская ТЭЦ-10, атомные электростанции: Ленинградская и Игналинская, Тяньваньская АЭС (Китай), АЭС «Куданкулам» (Индия) и другие. Общая численность работающих в «Электроне» составляет около 3000 человек.

Проблемное знакомство

Впервые компания познакомилась с объектом в 2010 году. «Информация о том, что нам нужно будет производить работы на олимпийском объекте, появилась в феврале 2010 года, рабочую документацию мы увидели где-то в марте, и сразу провели ее анализ и составили сметную стоимость объекта», — вспоминает заместитель генерального директора ОАО «ПМСП «Электрон» Евгений Крышталев. «В мае этого же года состоялось «личное» знакомство предприятия с объектом, была осмотрена стройплощадка, проанализирован график работ, сроки сдачи объекта, а также было осмотрено оборудование, которое предстояло установить на объект, среди него только кабельной продукции было около 500 км. Тем не менее было принято решение о производстве работ на Большой ледовой арене и заключении договора подряда», — рассказал Евгений Крышталев.

Практически с первых дней работы компания столкнулась с проблемой, последствия которой приходилось устранять в течение всего времени строительства объекта. Дело в том, что проект арены оказался сырым и недоработанным. «Проектная документация была некачественная. Я вынужден был привезти на объект часть группы проектировщиков, в общей сложности выполняли обработку проектной документации примерно 40 человек. Их работа заключалась в постоянной корректировке и доработке проектной документации. Все дополнения, пересогласования и устранение недочетов решались по ходу строительства», — уточняет генеральный директор ОАО «ПМСП «Электрон» Валерий Кармачев.

Как рассказали в компании «Электрон», такая ситуация с проектной документацией произошла из-за того, что перед проектной организацией были поставлены очень сжатые сроки по проектированию, все нужно было сделать быстро, поэтому на более качественную проработку проекта времени не хватило.

В целом по проектной документации в ходе работы было составлено около 400 замечаний. Каждое замечание отправлялось в проектный институт, велась переписка по устранению каждого недочета, это продолжалось вплоть до сдачи объекта. Последовательно на каждом этапе реализации проекта решались первостепенные задачи и в соответствии с ними вносились коррективы. «90% успеха проекта — хорошая рабочая документация, по которой можно производить работы. И если хотя бы одна из компаний, работающих на объекте, начинает считать, что это не их мера ответственности, и перекладывает все на проектировщиков, то такой проект обречен. Здесь важно понимать, что работы должны проводиться сообща, каждый шаг нужно согласовывать и увязывать между всеми сетями — канализационной, водопроводом, теплоснабжением, электроснабжением и другими, и все это несмотря на то, что у каждого свой проект и свои нормы. Сотрудничество здесь очень важно, так как что-либо поменять позже практически невозможно», — поясняет Евгений Крышталев.

Продолжение строительства

Тем не менее, несмотря на проблемы с документацией, строительство продолжалось. Нужно отметить, что Большую ледовую арену полностью построили сибиряки. ООО «НПО «Мостовик», ставшее генеральным подрядчиком, является омской компанией.

Претендентов на участие в строительстве объекта было немало, кроме того, многие были исключены уже в процессе реализации проекта из-за невыполнения обязательств и срыва сроков. Несколько раз менялись предприятия, занимающиеся выполнением работ по разделам проекта водоснабжения и канализации.

Между тем в компании «Электрон» уверены, что сжатые сроки и жесткие требования к выполненным работам — не самая большая трудность. Гораздо важнее было суметь обеспечить производственную базу на объекте, то есть доставить сотрудников на строительство, создать им необходимые условия для работы и проживания. И кроме этого, организовать доставку оборудования и материалов для работы. Железная дорога стала единственным безопасным способом доставки материалов, так как автомобильная дорога из-за природного ландшафта в некоторых местах была проложена по серпантину с реверсивным движением, все это усложняло процесс доставки оборудования на объект.

Еще одной сложностью стало обеспечение стройки необходимым количеством сотрудников. Как считает Валерий Кармачев, в этом вопросе многие компании, работающие на объекте, совершили большую ошибку, а именно — согласились набрать персонал на месте, получив впоследствии некачественно выполненную работу, которую пришлось переделывать. Отсюда и такое большое количество предприятий на олимпийской стройке, с которыми были расторгнуты договоры.

«Мне предлагали нанять персонал на месте, так делать ни в коем случае не нужно, потому что последствия такого решения — некачественно выполненные работы. Наша компания понесла достаточно большие затраты на командировки и проживание рабочих, но все сотрудники, работающие на объекте, были из ОАО «ПМСП «Электрон», и, соответственно, все было сделано качественно. Проблема в том, что ни одна смета не предусматривает того, что рабочие будут издалека, соответственно, не заложены командировочные и затраты на проживание. Компании пришлось направлять в командировки с постоянной заменой около 300 человек, и все затраты, с этим связанные, предприятие оплачивало само, что составило около 30 млн рублей. Генподрядчик до сих пор данные затраты не компенсировал. Поэтому проект строительства Большой ледовой арены в Сочи хотя и значимый, имиджевый и масштабный, но практически не прибыльный. С этого объекта наша компания получила крошечную прибыль — порядка 7 млн рублей. А все потому, что мы не экономили на многих моментах, влияющих на качество и сроки выполнения работ», — поведал Валерий Кармачев.

«Проба» арены

1 апреля 2012 года ОАО «ПМСП «Электрон» досрочно и успешно завершило свою часть работ, хотя договор был оформлен до 1 июня. Некоторые доработки и проблемы после завершения работ возникали, но они быстро были устранены. Нужно отметить, что основные заключительные работы касались благоустройства территории вокруг здания. Техническая часть, позволяющая начать эксплуатацию Большой ледовой арены, была выполнена и сдана. Также дорабатывались некоторые нюансы, которые касались эстетических моментов в освещении, к примеру, как лучше осветить лифты и лестницы.

Очень важным моментом участия в строительстве олимпийского объекта стало то, что более двух третей работ составляло решение задач по благоустройству и реконструкции тех сетей, которые уже имелись в городе Сочи, приведение их в тот вид, который должен иметь город, являющийся олимпийской столицей 2014 года. И значительно меньший объем работ был проделан непосредственно по возведению олимпийского парка.

В конце беседы Валерий Кармачев признался корреспонденту «КС»: «Я вам скажу откровенно, когда должен был начаться запуск арены в эксплуатацию и проходила первая проверка перед сдачей объекта, я расставил на самых важных точках подключения около 30–40 рабочих на случай возникновения непредвиденных ситуаций, но все прошло отлично, и олимпийский объект был успешно сдан».

«После завершения работ на Большой ледовой арене нашу компанию просили подключиться к работам на других объектах, но мы отказались, единственный объект, который мы взяли в работу, — сочинские очистные сооружения. В Сочи никогда не было очистных сооружений, это очень масштабный проект, в котором было использовано новейшее оборудование, там будет осуществляться исключительная переработка, на выходе вода будет абсолютно чистая.

«Электрон» делал на этом объекте все электроснабжение и систему автоматизации. Объект уже сдан, на данный момент там остается 20 сотрудников для доработки некоторых деталей», — поделился Валерий Кармачев.

В апреле этого года на Большой ледовой арене прошло уже две серии соревнований. Первыми опробовали новую площадку хоккейные команды чемпионата мира среди юниоров и команды «Ночной лиги», а еще раннее прошло мероприятие «Год до игр», с присутствием президента и правительства России.

Большая ледовая арена
Объект расположен в прибрежном кластере г. Сочи в Имеретинской низменности.
Большую ледовую арену как здание приподняли над Имеретинской низменностью на высоту около 7 метров.
Общая площадь надземной и подземной частей — 96 115 кв. м. Длина здания — 250 м, ширина — 185 м.
Площадь застройки — 52 511,70 кв. м.
Общая площадь подземной части — 48 869,0 кв. м.
Общая площадь надземной части — 47 246,0 кв. м.
Общая площадь — 96 115,0 кв. м.
Размеры купола — 190 x 140 м.
Вес металлоконструкций свода — 4000 тонн.
Вместимость — 12 тысяч зрителей.

На площади более 52 тыс. кв. м размещены основное и тренировочное хоккейные поля, тренажерные и спортивные залы, помещения для судей и команд, VIP-зоны, пресс-центры, медицинские центры, гаражи, парковки для транспорта, освещение, видеонаблюдение, которое должно вестись с 24 точек арены, большое количество фаст-фудов и два ресторана на 120 посадочных мест. Помещения арены обеспечены современными системами кондиционирования, воздухоосушения, холодоснабжения и водоподготовки.

Образ здания имеет сложную эллиптическую форму. Основной акцент — сочетание анодированных металлических, переливающихся на солнце поверхностей покрытия серебристого цвета «платина» и стеклянных, отражающих окрестности поверхностей витража. Здание напоминает приоткрытую жемчужную раковину и застывшую в ней каплю росы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ