«Рынок цемента испытывает здоровый рост»

Зенит строительного сезона — подходящее время для подведения итогов рынка в первом полугодии и аргументированного разговора о тенденциях в развитии отрасли. Эти и другие вопросы обсуждались на встрече президента Холдинговой компании «Сибирский цемент» (г. Кемерово) Георга Клегера с представителями СМИ.

Участники встречи пришли к выводу, что цементный рынок движется равномерными темпами в рамках прогнозов, особых изменений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдать не приходится. «Мы предполагали, что вряд ли рост составит 10%, он будет на уровне 5-7 %, на сегодняшний момент он равен 6 %. Пока не знаем, изменится ли это значение осенью, но я думаю, что в итоге цифра будет не ниже 5 %. Нельзя сказать, что компании не строят. Строят, и даже лучше чем в прошлом году на 5%! В Кузбассе, например, в прошлом году было построено 1 млн. кв.м жилых площадей, а в нынешнем году планируют построить 1 млн. 100 тыс. кв.м. Эти 100 тыс. кв.м. и двигают рынок», — прокомментировал цифры Георг Клегер.

Но если с темпами роста всё понятно и предсказуемо, то в производственной составляющей отрасли назрели некоторые изменения. Речь идёт об изготовлении и реализации цементов с применением минеральных добавок и переходе производств на европейские нормы. Несмотря на целый ряд позитивных технических эффектов и несомненный экономический и экологический эффект при добавлении, например, золы ТЭС, покупатель видит определенный риск в «добавочном» цементе и предпочитает покупать по старинке «чистый» продукт. Оправданность минеральных добавок поддерживает и Георг Клегер. «Сейчас известняк добавляют в цемент, я считаю, что эти добавки не ухудшают качество, а, наоборот его поднимают. При этом цена остается очень привлекательной, — рассказывает Георг Клегер. — Сегодня весь мир строит на добавочном цементе, но российский покупатель почему-то думает, что «бездобавочный» все равно лучше. Мы стараемся донести до клиента информацию о том, что новая рецептура с добавками как минимум не хуже, но здесь, видимо, большое значение имеет психология и привычка. Конечно, внешние свойства добавочного цемента другие: он схватывается за более длительный срок, имеет несколько иной цвет, но это не характеризует его качество. Если в других странах вывоз золы с ТЭС, скажем, в лес, карается большими штрафами, то у нас пока это можно делать. Только в том случае, если будут введены штрафы, ТЭС сами станут предлагать нам свою золу, и вопрос будет продвигаться», — поясняет собеседник «КС». В целом же процесс перехода цементных заводов на новые ГОСТы достаточно длительный, поскольку европейские нормы несколько отличаются от российских. Тем не менее, это требование времени и ощутимое преимущество перед конкурентами на рынке. По словам господина Клегера, уровень конкуренции сегодня очень высок: «Нужно понимать, что часто большие компании не имеют одного поставщика, из политических соображений они себя подстраховывают. На открытые в Сибири тендеры приезжают компании не только СФО и Урала, но даже Москвы и Казахстана. Если говорить об успехах нашей компании, то «Сибирский цемент» производит очень востребованный тампонажный цемент, а с получением Красноярским заводом американского сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту American Petroleum Institute (API), мы сможем поставлять продукцию более широкому кругу клиентов, например, нефтяным компаниям, которые предпочитают приобретать продукцию с американским сертификатом».

Важнейшее значение для цементного бизнеса имеет вопрос логистики. Большинство компаний сегодня переходит с железнодорожных составов на большегрузные автомобили – так дороже, но быстрее и удобнее потребителю – не нужно иметь оборудованный «тупик», который стоит недёшево. При этом и доставка авто имеет свои «минусы»: не все покупатели готовы к ограничению по тоннажу в определённые часы и запретам на въезд большегрузных автомобилей в некоторые города СФО. Безусловно, эти проблемы существенны для бизнеса, но решаемы. Так, «Сибцем», имеющий в автопарке тридцатитонники, готовится купить партию машин меньшей грузоподъемностью. «Конечно, было бы дешевле перевозить продукт большими партиями, с машинами поменьше нужно будет делать больше ходов, что, естественно, отразится на стоимости конечного продукта. Но на короткие расстояния цемент все равно имеет смысл доставлять автотранспортом. Наращивание автопарка – устойчивый тренд, тем не менее, в нашей компании за РЖД все же остаётся 80% перевозок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ