Грузооборот сокращается, а объемы растут

Грузоперевозки в регионе в начале года продемонстрировали противоречивые тенденции. Эксперты зафиксировали, что за четыре месяца этого года в Новосибирской области отмечается рост объема перевозок грузов при сокращении грузооборота.

На этой неделе в Новосибирске состоялась встреча рабочей группы участников СТЭЛС (Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири), которая обсудила итоги работы отрасли в течение первых четырех месяцев 2013 года.
Согласно данным Союза, в Новосибирской области объем перевезенных грузов (без учета объемов перевозок субъектов малого предпринимательства на автотранспорте) за четыре месяца 2013 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 5,6% и составил 11,1 млн тонн. При этом прирост объема перевозок грузов автотранспортом (без учета субъектов малого предпринимательства) составил 10,7%, а прирост объема перевозок грузов железнодорожным транспортом — всего 0,4%.
Грузооборот транспорта общего пользования за этот период 2013 года сократился по сравнению с 2012 годом на 2,6%, составив 33,4 млрд ткм. «При этом нужно отметить положительную динамику грузооборота по сравнению с началом года: в январе 2013 года он составлял 95,5% к январю 2012-го, в феврале 2013-го — 93,6% к февралю 2012-го, в марте — 112,7% к марту 2012-го, в апреле — 102,4% к апрелю 2012-го», — отмечают в Союзе.

Директор «Байт-Транзит-Континента» Алексей Шпикельман рассказал корреспонденту «КС» о том, что по объему грузоперевозок в их компании также наблюдается положительная динамика. «В нашей компании тоже идет прирост по сравнению с предыдущим годом. Тенденции рынка просматриваются в увеличении импорта с Запада (Европы) и одновременно с Востока (Китая)», — говорит господин Шпикельман.

Между тем аналитики в сфере транспорта отмечают, что в целом по стране в сегменте грузоперевозок идет спад. «Перевозчики это чувствуют на себе, и конечно, они от этого не в восторге. Самые прозорливые из них уже с прошлого года пытаются перестроить бизнес в сторону снижения затрат, — говорит эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров. — Хотел бы отметить, что общая экономическая ситуация достаточно сильно влияет на этот сегмент. Сейчас некоторые индикаторы показывают, что рост экономики замедляется. В конечном итоге мы должны понимать, что перевозки оплачиваем мы с вами, то есть потребители конкретных товаров. А спрос на серьезные товары сегодня падает. Это происходит и с жильем, и с автомобилями, и с другими группами. Такие вещи показывают состояние экономики достаточно быстро и наглядно».

Напомним, что за кризисные 2009–2010 гг. грузооборот всех видов транспорта сократился почти вдвое, а вынужденное снижение тарифов на услуги ограничило выручку компаний. В 2011 году рынок восстанавливался, в конце 2012-го участники рынка вновь стали фиксировать тревожные тенденции. Особенно громко об этом заговорили в «РЖД». Падение объема грузоперевозок привело к скапливанию пустых поездов. «Такого выпадения не было за время моей работы в ОАО «РЖД» в конце 2012 года», — сказал в одном из интервью президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Эксперты прогнозировали тогда, что это отразится в том числе и на том, что в стране будут изготавливать раза в два меньше новых вагонов.

Одним из главных трендов прошедшего 2012 года участники рынка также обозначают снижение рентабельности работы транспортных и экспедиторских компаний. Главной причиной по-прежнему называют тревожные ожидания относительно судьбы мировой экономики, которые усугубляются колебаниями цен на топливном рынке страны. Один из директоров Новосибирской транспортной компании также отмечает, что на ситуацию влияет недостаточная развитость логистической инфраструктуры региона и страны в целом. «Все это сказывается на участниках рынка и доходах компаний, которые занимаются грузоперевозками», — сокрушается собеседник «КС».

Алексей Шпикельман также добавляет, что сам рынок еще не стал цивилизованным в полной мере и не урегулировался. Сегодня в сфере грузовых перевозок по-прежнему достаточно много недобросовестных экспедиторов и перевозчиков, есть и те, кого просто можно назвать мошенниками: компании, которые работают без уплаты налогов и в принципе ведут деятельность спустя рукава. «Из-за этого страдают собственники грузов, порядочные перевозчики и экспедиторы. Однако хорошо, что сейчас рынок ищет разные механизмы регуляции перевозок и экспедирования грузов. Активно за эту проработку, в том числе законотворческую, взялся Союз транспортников и экспедиторов Сибири», — рассказывает Алексей Шпикельман.

По поводу того, как будет чувствовать себя отрасль в этом году, эксперты дают достаточно осторожные комментарии. «По моим прогнозам, рынок будет развиваться на уровне прошлого года, возможно, даже несколько хуже», — резюмирует Алексей Захаров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ