Новосибирск — территория комфорта или город ревущих моторов?

«КС» попытался разобраться, насколько приятным и безопасным является пребывание жителей в большом и молодом городе Новосибирске. На размышление редакцию навели название одного из презентационных роликов «Новосибирск — территория комфорта» и в пику благостному заголовку антонимичные замечания горожан. Соответствует ли истинное положение дел заявленной характеристике? С этим вопросом корреспондент «КС» обратился к представителям бизнеса, власти и правоохранительных органов. Фейерверки, как и полагается, собеседников «КС» только радуют, соседи не мешают, тем не менее без сетований на шумовые помехи не обошлось.

Как в оазисе

Насколько среда сибирского мегаполиса полна раздражителей и, соответственно, как с ними бороться — такие вопросы задавал «КС» своим собеседникам.

Проживающий на ул. Народной вблизи Павловского сквера исполнительный директор Rolband & Partners Александр Астахов выбранным местом доволен: мир с соседями, не мешают визг покрышек и рев прямоточных глушителей проносящихся авто и мото. Схожей идиллической картиной проживания поделилась и региональный директор ККО DeltaCredit в г. Новосибирске Елена Гопнер: «Я живу в Октябрьском районе. Дом хотя и кирпичный, но слышимость довольно высокая. Наверно, мне повезло с соседями, с обеих сторон живут молодые семейные пары с детьми, особого беспокойства они не доставляют. Шум с улицы практически не слышен. Единственным возмутителем спокойствия бывает дворник, который в субботу в 8 утра чистит подход к подъезду и выбивает лед». Директор филиала ЛОКО-Банка в Новосибирске Марина Гирина рассказала: «Моя семья проживает в центре города в комплексе «Седьмое небо». Несмотря на то что из окон видна Ипподромская магистраль, я не ощущаю абсолютно никакого дискомфорта благодаря грамотному строительству комплекса и хорошей звукоизоляции. Более того, получаю неимоверное удовольствие по выходным, когда созерцаю город с 18-го этажа и встречаю рассветы и закаты за чашечкой кофе». Также собеседники «КС», говоря о фейерверках, отметили, что праздничные салюты их скорее радуют, нежели огорчают.

Нужен ли контроль?

Обсуждая меры пресечения действий, влекущих за собой нарушение общественного порядка, Александр Астахов отмечает: «Если полиция будет своевременно приезжать на вызовы о нарушениях тишины, а дальше будут возбуждаться административные дела в отношении нарушителей с уведомлением арендодателей — это поможет решить проблемы в 80% случаев. Безо всякого «зарубежного опыта». Именно обязательная реакция и неотвратимость наказания для нарушителей помогут повысить, с одной стороны, комфорт, с другой — авторитет власти в глазах населения». Елена Гопнер также согласилась с условием неотвратимости наказания. «Наши люди стараются решить проблемы сами либо же просто пережидают, когда все закончится. В зарубежных странах, например, в Германии, при малейших нарушениях покоя соседи сразу обращаются в органы, которые незамедлительно реагируют и нарушитель наказывается внушительным штрафом», — рассказывает Елена Гопнер.

С подобным невниманием правоохранительных органов столкнулся депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов. Корреспонденту «КС» парламентарий рассказал, как уже в течение 2–3 лет на «островке» перед областным правительством и стоквартирным домом наблюдает крайне нелицеприятную картину, сопровождающуюся и соответствующим звуковым рядом. «Который год летом не продохнешь, — сетует Андрей Панферов. — На островке безопасности расставляются стульчики, тут же готовится шашлык, досуг скрашивается спиртными возлияниями, после чего и начинаются гонки. Стартовая линия выставляется непосредственно на пешеходном переходе. В заездах участвуют по две машины. Особым шиком считается разворот перед зданием областного правительства. Работа светофора игнорируется. Большая часть машин имеют транзитные номера, но все как одна добросовестно оснащены прямоточными глушителями. Молодые мужчины из близлежащих домов уже не раз выходили выяснять отношения с гонщиками. Зимнее время им не помеха», — описывает ситуацию Андрей Панферов. (Стоит отметить, что через пару дней после беседы с представителем ЗС корреспондент «КС» сам стал свидетелем вот таких ночных соревнований на Красном проспекте). По словам депутата, обращения в полицию, обсуждение этой темы на сессии в присутствии представителей профильных ведомств влияния не возымели.

В свою очередь начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах заверил корреспондента «КС», что деятельность рейсерского клуба перед областным правительством будет пресечена: «Мы будем реагировать однозначно. Нам нужна информация о месте и времени сбора, примерном количестве участников, и мы начнем оперативно реагировать и привлекать к ответственности. Нам удалось укротить вал несанкционированных соревнований. На данный момент проводится работа по выявлению организаторов гонок в районе ул. Доватора, ТЦ «Сибирский Молл» и на Юго-Западном жилмассиве. На первый раз планируем провести с ними разъяснительную профилактическую работу». Также Сергей Штельмах рекомендовал в подобных случаях размещать соответствующую информацию на сайте ГИБДД Новосибирской области, звонить по телефону дежурной части или приносить заявление в письменном виде в управление.

«Безобразие, конечно, когда на полную мощь на том же Красном проспекте или еще где-то устраивают авто- или мотогонки. Надо наказывать. Вместе с тем нельзя не учитывать эту субкультуру: следует как можно быстрее создавать «специальные площадки». На данный момент изыскиваем в области участок для автогонок». — высказал свое мнение заместитель руководителя администрации губернатора Андрей Ксензов. Нехватку подобных площадок отмечает и Марина Гирина, которая сообщила, что в соседнем Красноярске «уже пять трасс для гонщиков и желающих протестировать мощь своего авто».

Андрей Ксензов считает необходимым продолжать развитие дорожно-уличной сети. По его словам, возникающие проблемы на дорогах — во многом вина архитектурных тенденций 50–60-х годов прошлого века: традиционное деление города на зоны труда и спальные районы. Впрочем, так устроены не только российские, но и заграничные мегаполисы. Андрей Ксензов уверяет в крайней заинтересованности власти решить этот вопрос: Безусловно, требует дальнейшего развития система «умных перекрестков», которых на сегодня в городе порядка 150. Также следует заняться развитием остановочных комплексов и созданием крупных парковочных зон вокруг центра и ряда перехватывающих парковок», — охарактеризовал собеседник «КС» концепцию формирования территории комфорта.

Кстати, предъявил претензии Андрей Панферов не только автогонщикам, но и байкерам. Стоит заметить, что мотоциклисты в последние годы провели довольно убедительный «ребрендинг», и, открестившись от образа хулиганов и лихачей, занялись благотворительностью. Иначе стал бы президент Владимир Путин посещать логово старейшего байк-клуба «Ночные волки» да еще и вести колонну на байк-шоу в Севастополе? Кстати, в том же Красноярском крае в бытность байкера-губернатора Александра Хлопонина немалая часть краевой администрации сменили «персональные автомобильчики» на стальных коней. На базе чего был даже сформирован клуб «ЕБК-50» (основатели предпочли не расшифровывать аббревиатуры, сославшись на неблагозвучие), который несколько лет возглавлял опять же бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Видимо, этим и объясняется обилие специализированных трасс для гонщиков в крае. Несмотря на всю нынешнюю элитарность данного занятия, Андрей Панферов упрекает новосибирских байкеров в групповых гонках по Красному проспекту на одном колесе и с оглушающим грохотом.

Президент мотоклуба «99%», организатор фестиваля «Обская волна» Константин Нельзин сообщил о своем отрицательном отношении как к езде на заднем колесе по центральным улицам, так и к установке прямоточных глушителей: «Я негативно отношусь к использованию прямотоков в повседневной езде в городском трафике. По двум причинам. Первая — большинство водителей называют прямоточным глушителем просто кусок трубы. В то время как при установке глушителя фирменного производства осуществляется ряд настроечных мероприятий, компенсирующих его установку. Во-вторых, прямоточные глушители как на автомобилях, так и на мотоциклах в основном разрешены к использованию только на гоночных трассах, об этом свидетельствует надпись на этих изделиях».

Как не оказалось чиновника, который бы противился строительству дорог, так и не оказалось среди собеседников «КС» того, кто не согласился бы со следующим утверждением, что необходимо уметь уживаться друг с другом, проявлять взаимоуважение, соблюдать нормы и правила. Пока Новосибирск, возможно, напоминает героиню одного фильма — «весь такой внезапный, противоречивый такой», «город контрастов». Тем не менее город продолжает расти, развиваться вместе со своими жителями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ