ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

В редакцию «КС» поступила жалоба на «Связной Банк», который изменил условия обслуживания счета клиента. Ситуацию прокомментировала пресс-служба банка, а также юрист.

Ксения Ермолаева, читатель «КС»:

— Я открыла счет в Связном Банке в 2010 году, выпустили карту, которая года два «пылилась» без дела, и вдруг мне пришло уведомление, что по моей карте сформирован долг. В службе поддержки объяснили, что с 2011 года условия обслуживания счета изменились — в 2010-м, когда был подписан договор и открыт счет, оно было бесплатным, с 2011 года плата стала 600 рублей в год. Клиентов об изменениях уведомили только новостью на сайте банка. Лично я об этом узнала, только когда мне сформировали долг. То есть мне даже выбор не предоставили — продолжать пользоваться услугами банка или закрыть счет. Они ведь так могли и миллион за обслуживание назначить, а потом поставить клиентов перед фактом.

Правомерны ли действия банка?

Пресс-служба банка «Связной»:

— Действия банка правомерны. Подписывая заявление на открытие карты, клиент соглашается с условиями обслуживания, предусматривающими наличие определенных тарифов и возможность их изменения. Банк обязан уведомить клиентов об изменении тарифов, и в 2011 году мы действительно разместили новость на сайте (а также сообщали об изменениях тарифов при входящих звонках в центр поддержки клиентов).

Мы понимаем, что ввод платы за обслуживание — это на самом деле существенное изменение тарифов. Поэтому у тех клиентов, чьи карты оформлялись до ввода весной 2011 года в действие тарифов с предусмотренной платой за годовое обслуживание, после получения сообщения о задолженности выбор на самом деле есть — ровно такой, какой упоминает Ксения. Можно погасить задолженность за образовавшуюся комиссию и продолжать пользоваться нашей картой или написать заявление на закрытие счета одновременно с заявлением о том, чтобы начисленная комиссия была списана. В Новосибирске это можно сделать в отделении банка по адресу: Красный проспект, 186. Или можно отправить заявление о закрытии счета по почте в адрес банка.

Готовы проконсультировать Ксению по телефону в случае дополнительных вопросов. И взять этот вопрос на контроль, если нам передадут ее контакты.

Юрист Ксения Рожихина, холдинг «ЛЮДИ ДЕЛА»:

— Установление банком платы за обслуживание карты является неправомерным, вне зависимости от того, предусмотрено это «право» банка в договоре или нет.

На отношения между банком и клиентом — физическим лицом распространяется действие Закона о защите прав потребителей.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что «продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы».

Закон о банках и банковской деятельности предусматривает лишь два вида платежей, которые могут взимать банки (это вытекает из абз. 1 ст. 29 Закона):

а) проценты за пользование кредитом;

б) комиссионное вознаграждение за совершение банком операций по счету.

Исчерпывающий перечень банковских операций содержится в п. 1 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (для понимания, банковскими операциями, в частности, являются открытие и ведение банковских счетов, выдача банковских гарантий, кассовое обслуживание, осуществление переводов).

Предоставление и обслуживание карты не является самостоятельным видом банковских операций, так как карта является средством совершения операций ее держателем в рамках договора банковского счета (данная позиция сформирована судебной практикой арбитражных судов).

Следовательно, установление банком комиссии за обслуживание карты неправомерно, и представляет собой навязывание банком платной услуги, что позволяет держателю карты отказаться от оплаты начисленной комиссии, а в случае оплаты — требовать возврата уплаченной суммы.

Также в силу ст. 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Более того, данные действия банка образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ: «Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Советую обратиться с жалобой на банк в Роспотребнадзор (приложив договор и всю переписку с банком) — данный орган рассматривает дела об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей и повсеместно привлекает банки к ответственности по указанной статье КоАП.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ