Цемент в рамках прогнозов

Потребление цемента в нынешнем строительном сезоне в Сибирском федеральном округе имеет все шансы вырасти до докризисного уровня, производство будет чуть ниже, чем в 2007 году. Тем не менее, на цементном рынке Сибири условия продолжает диктовать покупатель, ведь, несмотря на улучшение ситуации, мощности предприятий на территории округа до сих пор задействованы только наполовину.

В целом же высокий строительный сезон 2012 года идет в рамках прогнозов, данных аналитиками до его начала, весной этого года. «Мы ожидали, что в этом году темпы роста будут в рамках 7-9%, — рассказал на пресс-завтраке президент ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» Георг Клегер. — В первом полугодии темпы роста были выше 10%, но они постепенно замедляются, и я думаю, что по итогам года они будут меньше 10%. Чем больше физические объемы произведенной продукции, тем меньше оказываются темпы роста в процентном выражении».

Так, заводы, входящие в ОАО «ХК «Сибцем», за январь-июль нынешнего года произвели 2,239 млн тонн цемента — на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Если брать показатели по предприятиям в отдельности, то «Топкинский цемент» произвел 1,519 млн тонн (+10% к январю-июлю 2011 года), «Красноярский цемент» — 475,4 тыс тонн (на уровне прошлогодних производственных результатов), «Тимлюйский цемзавод» — 244,7 тыс тонн (рост на 7%). Реализация в том же периоде в целом по холдингу составила 2,267 млн тонн (на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Господин Клегер уже не в первый раз отметил тот факт, что на сбыт продукции — особенно в Сибири — влияет явно выраженная сезонность спроса. «В Сибири она примерно один к четырем — зимой продается в четыре раза меньше, чем летом, соответственно, и цена на цемент колеблется в зависимости от сезона, — сказал президент «Сибцема». — Конечно, нам бы хотелось, чтобы застройщики покупали цемент и не в сезон, создавали запас на летний период. Проблема с цементом в том, что его только три месяца можно хранить, и для этого еще нужно больше силоса иметь. У нас нет возможности на весь строительный сезон для всех потребителей создать такой запас. Например, в Топках у нас силоса на 50-60 тыс тонн, тогда как в сезон мы в месяц продаем больше 300 тыс тонн».

Пока же получается так, что летом все производственные и транспортные мощности «Сибцема» задействованы на 100%. В октябре-ноябре, когда, в принципе, еще можно строить, спрос падает. Нам такой спад спроса обходится довольно дорого, потому что мы же не увольняем на это время сотрудников. Если летом Топкинский цемент продает 350 тыс. тонн в месяц, то зимой — меньше 100 тыс. тонн. «Да, в декабре-январе-феврале уже очень холодно, но марте-апреле — при температуре выше -20 градусов Цельсия — уже можно строить, используя бетон с определенными химическими добавками», — полагает Георг Клегер.

Для того чтобы спрос был более-менее равномерно распределен между «высоким» и «низким» сезонами, сибцемовцы поддерживают производство таких сортов, которые востребованы именно зимой. В основном это тампонажные цементы, которые покупают в основном в январе-феврале, когда замерзает вечная мерзлота, и цемент для нефтяных скважин в условиях бездорожья можно по земле доставить к месту использования. Сейчас одна из задач, по словам Клегера, сертифицировать тампонажные цементы не только по ГОСТу, но еще и по нормативам API (американский институт, который сертифицирует в том числе цемент для бурения скважин). Ведь нефтяные компании зачастую заинтересованы в том, чтобы цемент для нефтяных скважин был сертифицирован по стандартам API.

Несмотря на довольно точный прогноз, данный экспертами «Сибцема» на высокий строительный сезон 2012 года, Георг Клегер отказался комментировать, каким может оказаться лето будущего года. «Как отрасль, цемент не зависит от мирового рынка в том плане, что наш цемент не покупают на мировом рынке, как уголь, — сказал он. — Цемент покупается локально, и для нас Москва — это уже очень далеко, Урал — это далеко, а удобно нам продавать продукцию, например, в Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск. Но, с другой стороны, застройщики нуждаются в финансировании, в инвесторах, они связаны с банками. И если банки в какой-то степени уменьшат финансирование, то это сразу отразится на ситуации. Сейчас нас настораживает ситуация в мире. Кризис 2008 года из Америки пошел по всему миру. Нынешний кризис несколько другой, он начался с Европы, Китай замедлил темпы роста, Америка, кажется, вышла из кризиса. Но финансовые системы в сегодняшнем мире плотно связаны, и поэтому кризис в одной части света очень болезненно может отозваться в другой».

Недостатком же сибирских рынков, по мнению специалистов «Сибцема», является то, что на нем еще в некоторых случаях продолжают действовать бартерные схемы. «Мы не поддерживаем такую тенденцию, поскольку, принимая такие активы, необходимо их обслуживать, а это не наш профиль, у нас нет специалистов, которые занимались бы, например, отслеживанием рынка недвижимости и продажей квартир, — поясняет господин Клегер. — Но у них такие цепочки, что они не продали квартиры, денег не хватает, чтобы с нами рассчитаться — вот и предлагают бартер. В Кемерове этого практически нет, а вот в других сибирских городах, в частности, в Новосибирске, в Красноярске это есть. Тем не менее, такие активы у нас сейчас есть, но это исключительные случаи». При этом президент «Сибцема» отказался назвать застройщиков, полагающихся на бартерные схемы расчетов, сославшись на этические соображения.

Тем не менее, рынок потребления цемента в СФО в этом году вырос — «Сибцему» даже пришлось несколько сократить поставки на рынки Урала, Поволжья и Казахстана — с тем, чтобы обеспечить в необходимом объеме своих сибирских контрагентов. Некоторую роль сыграло и то, что с 19 июня по 26 июля по указанию Росприроднадзора была приостановлена работа ООО «Кузнецкий цементный завод» (г. Новокузнецк). Однако цементный рынок регионов СФО пока остается рынком покупательским, ведь округ обеспечен мощностями по производству данной продукции в объеме 12 млн тонн в год (из этих номинальных мощностей, по оценкам экспертов, максимум 10-12% могут быть нерабочими), тогда как задействовано около 50% из них.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ