«Мобильное» в «мобильном»

Заходя в интернет-банк или покупая какой-либо товар в онлайн-магазине, все больше сибирских пользователей склоняются к тому, чтобы делать это с помощью своих смартфонов или планшетов. В связи с этим не дремлет и рынок разработки таких приложений. Какие компании занимаются производством таких продуктов, в какую сумму это обходится клиентам и на что нужно обратить пристальное внимание при разработке приложений для смартфонов, разбирался корреспондент «КС».

Мобильные клиентские бизнес-приложения — это специально разработанные приложения для iPhone, iPad, а также смартфонов на операционных системах Android и Windows Phone. Эти продукты учитывают особенности функционала данных гаджетов и в зависимости от назначения самого приложения позволяют клиентам делать онлайн-покупки, осуществлять онлайн-банкинг и т. д.

На сегодняшний день для многих клиентов хорошее приложение для смартфонов стало одним из важных факторов при определении предпочтений относительно товаров или услуг. «Я серьезно подумываю сменить банк, который обслуживает мои платежные карты, поскольку текущий банк, несмотря на свои размеры и известность, до сих пор так и не выпустил мобильное приложение. Поэтому для перевода средств мне приходится обращаться к компьютеру и носить с собой цифровую подпись на флешке», — сетует генеральный директор ABBYY Россия Григорий Липич. Тем самым все больше компаний приходит к пониманию того, что, не уделяя внимания такому важному сервису, как бизнес-приложения для смартфонов, велика вероятность банально потерять существующих клиентов.

Для того чтобы разработать клиентские приложения, клиент может обращаться как к многочисленным «фрилансерам», так и к средним и крупным компаниям-разработчикам, или воспользоваться услугами крупных ИТ-вендоров, например, той же Adobe. При этом у клиента есть вариант обратиться как к универсальным подрядчикам, занимающимся разработкой любых продуктов (как игр, так и бизнес-приложений — от показа скидки на экране телефона до приложения по информированию клиентов адвоката), так и к компаниям с четкой специализацией. В частности, некоторые компании, например, ЦФТ, делают приложения исключительно для компаний финансовой сферы.

Примечательно, что множество отечественных компаний-разработчиков работают на зарубежный рынок. Это связано с тем, что рынок бизнес-приложений для смартфонов в России пока лишь набирает свои обороты по сравнению с зарубежными рынками. Вместе с тем исполнительный директор Magora Systems Павел Шевцов уверен, что положительные тенденции по использованию мобильных приложений для бизнеса наблюдаются и на локальном региональном рынке.

«Коробочное» или индивидуальное решение?

Существует два принципиально разных подхода к заказу приложений. Первым является обращение к разработчику, который создает приложения исключительно под каждого конкретного заказчика и его нужды, как, например, Archy Studio или Sibers. В частности, в последней отмечают, что разрабатывают для клиентов любые нетривиальные приложения, в которых есть «изюминка» — будь то сложная техническая реализация, необычная идея или очень интересное графическое представление. «Отчасти такой наш подход и любовь к индивидуальным решениям обусловлены уникальностью задач, которые перед нами ставят клиенты, а отчасти и тем, что многие из них желают иметь все права на готовый программный продукт, что невозможно в случае использования чужой интеллектуальной собственности», — поясняет директор по маркетингу и PR компании Sibers Анна Таскаева. Такую позицию разделяет и Павел Шевцов.

В то же время на рынке есть игроки, которые предлагают заказчикам готовые «коробочные» решения, разработанные ими самими. Они, как правило, представляют собой отработанные продукты и консолидируют в себе опыт разработчика по другим компаниям отрасли. Так, к примеру, Adobe предлагает специальный продукт для СМИ, который позволяет легко трансформировать медиаконтент в соответствующее приложение для смартфонов. Вместе с тем некоторые компании считают невыгодным выпуск универсальных продуктов. «С точки зрения разработки «коробочный» продукт ничем не отличается от приложения на заказ, но кардинально отличается способом распространения, так как затраты на продвижение и маркетинг «коробочного» продукта нередко превышают затраты на его создание. Поэтому такие продукты на данный момент мы сейчас не разрабатываем», — делится опытом Павел Шевцов.

Впрочем, не все разделяют этот подход, и некоторые компании, получив опыт по разработке приложений под клиентов, напротив, начинают задумываться о собственных «коробочных» продуктах. Так, в Azoft отмечают, что до недавнего времени вели исключительно разработку приложений для смартфонов под конкретных клиентов, однако позже почувствовали, что накопили достаточно опыта для выпуска продуктов под брендом Azoft. «Первой ласточкой стало развлекательное приложение для iPad, которое доступно в Appstore абсолютно бесплатно. Параллельно мы работаем и над проектами, ориентированными на бизнес-аудиторию, но эти приложения пока находятся в стадии разработки», — поясняет PR-менеджер Azoft Юлия Ляхова.

Наконец, некоторые компании, например, i-Free, находят разумный компромисс между типовыми и индивидуальными решениями. «В основном мы разрабатываем продукты для конкретных заказчиков, хотя у нас есть и ряд готовых решений, которые можно быстро адаптировать под потребности бизнеса: например, сервис, при помощи которого можно заказать доставку еды, сервисы по продаже билетов и отелей и другие решения», — поясняет менеджер по стратегическому маркетингу i-Free Innovations Илья Чернецкий.

Кроме того, на рынке есть компании, предлагающие платформы, на основе которых любой бизнес может сделать уникальный сервис под себя. В частности, «Аилайн СНГ», которые поддерживают собственную платформу Cloud Mobilizer для реализации мобильных услуг на любых мобильных устройствах.

География бизнеса

Стоит отметить, что рынок разработки бизнес-приложений отличает отсутствие каких-либо географических рамок. Другими словами, местонахождение заказчика и самого подрядчика здесь не играет никакой роли. Так, в украинской компании Kttsoft отмечают, что у них есть как минимум двое клиентов из Сибири. В то же время клиентами компании Magora, которая представлена офисами в Новосибирске и Красноярске, являются корпоративные заказчики из стран Европы и США. На заграницу также ориентированы и Azoft, и Sibers. В самих компаниях это объясняют тем, что при работе с иностранцами чувствуется более высокий уровень взаимного доверия, уважения и понимания стоимости решений. «Российские потенциальные клиенты, с кем нам доводилось иметь дело, запомнились нам тем, что, во-первых, процесс принятия решения у них мог занимать полгода (тогда как для американца совершенно нормально внести первый платеж уже после получасового разговора по Skype), а во-вторых, постоянными сомнениями и слишком большим количеством уровней согласования. У представителя клиента, ведущего проект с их стороны, в один момент могло не стать компетенции принимать важные решения по проекту», — поясняет Анна Таскаева.

Клиентами разработчиков также являются абсолютно разные организации — от «стартаперов» до крупных компаний из финансового сектора, например, банков, внедряющих мобильный банкинг, а также финансовых и ИТ-консалтеров, дистрибьюторов, ритейлеров. «В первую очередь это, конечно, оффлайновый бизнес: есть целый ряд компаний, для которых мобильные приложения могут стать эффективным каналом продаж — к примеру, сервисы доставки еды. Во-вторых, это FMCG-компании, успешно использующие мобильные приложения для продвижения своих товаров и услуг: они создают специальные приложения, рекламирующие либо сам бренд, либо образ жизни, с ним связанный. В-третьих, это онлайн-сервисы, для которых приложение может быть новым способом доставки контента или мобильной версией онлайн-сервиса: это продажа видео, книг, сервисы знакомств и общения и многое другое», — рассказывает Илья Чернецкий. В свою очередь Юля Ляхова поясняет, что на российском рынке наиболее частыми клиентами Azoft являются сети доставки готовых блюд. «Так, например, мы довольно активно сотрудничаем с доставками блюд японской кухни. Если говорить о зарубежных клиентах, то к нам обращаются совершенно разные компании — от сетей заправок и автодилеров до страховых агентств и городских муниципалитетов», — поясняет Юля Ляхова. Также среди клиентов упоминаются сотовые операторы с порталами самообслуживания абонентов, контакт-центры крупных компаний, желающие сократить расходы на голосовой телефонный трафик и количество рабочих мест, розничные торговые сети и гипермаркеты, реализующие программы лояльности (бонусы, скидки, например, «Кофе Хауз» в Новосибирске), госуслуги, мобильные справочники.

При этом разброс текущих приложений, которые сейчас находятся на разработке у участников рынка, весьма велик. Так, в Magora Systems отмечают, что в Красноярске разрабатывается iPad-приложение для ресторанов, благодаря которому посетители смогут делать заказ из интерактивного меню на планшете. По словам Павла Шевцова, компании из Сибирского региона более часто стали обращаться с запросами по разработке приложений для автоматизации бизнес-процессов, например, автоматизация «мерчендайзинга» с помощью планшетов или Jabber-клиента для онлайн-общения между сотрудниками компании на Android. При этом, как правило, подобные компании уже имеют разработанные решения в этой области, и требуется лишь «портировать» (делается мобильная версия существующего приложения) существующие у компании решения на мобильные устройства.

Прибегает к услугам по разработке приложений и малый бизнес. Так, одна из цветочных компаний создала удобную программу для смартфона для просмотра ассортимента цветов и букетов и их покупки. После покупки клиент может указать, когда и куда доставить букет. Отдельной категорией являются крупные промышленные приложения, например, система для сбора полевых измерений изношенности покрытия горнорудного конвейера и алгоритм расчет срока замены его рабочих поверхностей, а также ряд других промышленных приложений. Такой продукт, в частности, разрабатывала Azoft.

Традиционно к приложениям присматриваются и ритейлеры. Так, Sibers недавно выпустила приложение для автодилеров, чтобы можно было с помощью телефона на iOS или Android проверить всю историю конкретного автомобиля, просканировав его VIN-код. Наконец, в банковской сфере клиентские приложения уже стали неотъемлемым атрибутом клиентского сервиса. Так, МДМ Банк с 1 июня 2012 года для владельцев мобильных устройств на базе операционной системы Android предложил бесплатное приложение Мобильный банк «МДМ mobile». Стоит отметить, что у Альфа-Банка подобный продукт работает с 2010 года.

При этом, по наблюдениям технического директора Archy Studio Дмитрия Носенко, если раньше запросы были связаны в основном с небольшими приложениями, больше направленными на развлечения, то с начала текущего года к разработчику стали все чаще и чаще обращаться более крупные компании, которые хотят разрабатывать приложения для развития своего бизнеса.

Цена вопроса

На стоимость проекта по разработке мобильного клиентского приложения оказывает влияние множество факторов, в частности, объем и сложность функционала приложения, количество мобильных платформ, под которые ведется разработка и степень детализации аналитики. При этом разброс стоимости весьма отличается. Самые нижние планки цены «КС» назвали в Azoft ($500) и Kttsoft ($1000). За такую стоимость клиент может претендовать на приложение с самым облегченным функционалом и стандартным графическим оформлением. Наибольшее количество заказов уже лежит в границах от $1000 до $50 000. Наконец, разработка приложений с богатым и уникальным функционалом уже обходится клиентам в сумму от $50 000. Крайнюю верхнюю планку цены по понятным причинам сложно спрогнозировать, но, по словам CEO компании Go Travel Un Limited Макса Крайнова, она может достигать $100 тысяч. «Очень большую роль играет постановка задачи, поскольку неправильно поставленная задача требует $10 тысяч на каждое «а вот это мы забыли». Кроме того, очень важным вопросом является дизайн и «юзабилити». Необходимо сразу понимать, зачем разрабатывается приложение и какие 1–2 основные задачи оно должно решать (и делать это идеально). Цена вопроса составляет $20–30 тысяч», — отмечает Макс Крайнов. Сократить стоимость можно при использовании уже написанных студией приложений, если это юридически возможно, но в данном случае теряется момент уникальности и конкурентного преимущества.

При этом участники рынка советуют закладывать на разработку приложений более высокие бюджеты, мотивируя это тем, что на практике часто бывает так, что сначала разработчиком делается базовый минимально необходимый функционал и впоследствии добавляется новый (что-то меняется, что-то добавляется). Поэтому даже если стоимость разработки начинается с минимальной границы, то зачастую бюджет на разработку постоянно увеличивается — конечно, при условии, что заказчик совершенствует свое приложение и активно им пользуется.

Что необходимо знать при разработке приложений?

Самым главным для клиента, приступающего к разработке приложения, является понимание, для чего, собственно говоря, оно необходимо, на кого ориентировано. Необходимо иметь четкое представление о том, что побудит пользователя скачать приложение и пользоваться им, какие преимущества даст, иначе оно может лежать мертвым грузом. При этом, по словам Григория Липича, перед тем как обратиться к разработчику, разумно посмотреть, что и как делают аналогичные компании из той же отрасли, и постараться сделать лучше них. Проведя такой маркетинговый анализ, сначала стоит поискать готовые решения у ИТ-компаний, занимающихся предоставлением таких продуктов. Если компания произвела анализ рынка на предмет подходящего решения и не обнаружила ничего готового, то она обращается к компаниям-разработчикам для создания необходимого приложения. Для этого необходимо знать бюджет на разработку приложения и по возможности заранее просчитать эффективность потраченных средств (на разработку приложения, покупку устройств, если приложение будет использоваться сотрудниками компании, внедрение, обучение).

При этом достаточное внимание надо уделить техническому заданию, так как без него проект может быть провален. Поэтому в компании Azoft советуют вкладываться в аналитику, а именно — выявить требования к системе, проработать описание функционала, заняться прототипированием, создать проектную документацию. Эта работа обычно стоит около 10% от стоимости проекта, и зачастую клиенты высказывают сомнения в целесообразности таких затрат. Однако детально выполненная аналитика обеспечивает как минимум три серьезных плюса для дальнейшей работы: во-первых, одинаковое понимание заказчиком и исполнителем функционала, принципов работы и структуры экранов проекта, во-вторых, возможность полноценной и детальной оценки проекта по стоимости и времени работ. Благодаря этому можно значительно минимизировать риск пере-/недооценки проекта, что означает для заказчика как минимум проект, сданный в срок. В-третьих, упрощается процесс приемки проекта.

При этом клиенту нужно трезво оценивать свои возможности в контексте с реалиями рынка. Так, в Sibers отмечают, что если создать качественное мобильное приложение для магазина ювелирных изделий более чем реально в осязаемые сроки и бюджеты, то для того, чтобы сделать приложение, которое, к примеру, превзойдет Instagram, нужны миллионы долларов, и при этом желательно иметь какую-либо компанию уровня Google в покровителях.

Кроме того, нужно определиться с тем, будет ли разрабатываемое приложение универсальным кросс-платформенным (то есть будет работать и на Ios, и на Android, и на Windows Phone), или же будет «нативным», то есть будет разрабатываться специально под каждую мобильную платформу отдельно. Безусловно, кросс-платформенное приложение быстрее и дешевле в разработке и поддержке, но его основными минусами является то, что не все функции продукта могут поддерживаться устройством, не говоря уже о том, что работает такое приложение медленнее (если предусмотрен обмен с отдельной базой данных). Поэтому большинство опрошенных «КС» разработчиков рекомендуют сосредоточиться на одной-двух наиболее востребованных среди аудитории заказчика мобильных платформах, то есть на «нативном» варианте.

Плюсами «нативного» приложения является то, что оно работает быстрее и на 100% использует функции устройства. Минусы же кроются в том, что такие приложения дороже и трудозатратнее, так как их нужно делать под каждую платформу и впоследствии ее поддерживать. «В такой ситуации возникает соблазн попытаться охватить все более или менее востребованные мобильные платформы. Однако это не совсем экономически оправданно — поддержка каждой добавочной операционной системы увеличит общую стоимость проекта как минимум на 100 000 рублей», — поясняет Юлия Ляхова. «Если ресурсы ограничены, то разработку следует вести только для тех платформ, которые пользуются наибольшей популярностью у будущих пользователей данного приложения», — вторит коллеге Григорий Липич.

И действительно, участники рынка обращают внимание на то, что каждая платформа (Ios, Android, Windows Phone) аккумулирует вокруг себя пользователей, отличающихся от аудитории устройств с другими операционными системами. Кроме того, каждая платформа предоставляет владельцам приложений свои собственные каналы продвижения. Стоит обратить внимание, что в отношении приложений для iOS (iPad, iPhone) необходимо понимать, от чьего имени приложение будет публиковаться. Если от имени заказчика, то клиенту необходимо пройти непростую процедуру регистрации в Apple. «При этом каждый рубль, вложенный в разработку под Apple iOS, окупается в разы быстрее, чем рубль, вложенный в разработку под Android. Если это будет Android, то нужно быть готовыми к тому, что во время разработки возникнет чуть больше сложностей, чем казалось в начале проекта», — делится опытом Григорий Липич.

Наконец, разработав и выпустив предложение, заказчику важно понять, как именно донести до целевой аудитории информацию о том, что такое приложение теперь есть. То, что приложение выложено в AppStore, еще не значит, что оно обязательно попадется на глаза потребителям, поскольку в этом магазине ежедневно появляется около тысячи приложений, и просмотреть все их просто нереально. Для рекламы приложения нужно использовать все имеющиеся у компании ресурсы — рекламные кампании, посетителей ее сайта и т. д. Но также надо понимать, что этого может быть недостаточно, поэтому стоит разработать план дополнительного продвижения приложения. Заказчику следует задуматься над тем, кто будет заниматься развитием приложения. Есть ли в компании человек, который обладает компетенциями интернет-маркетолога, или же необходимо найти профессионального подрядчика? По словам Юлии Ляховой, в любом случае необходимо назначить ответственного за продвижение человека и составить более или менее детализованный маркетинговый план. Он должен охватывать применяемые для продвижения методы (размещение в Store, публикация статей на сайтах обзоров приложений, мобильная реклама и т. п.), и в нем должны быть отражены мероприятия и детализирован бюджет. При этом, по словам менеджера компании Kttsoft Дмитрия Василенко, необходимо также понимание того, что если приложение является частью бизнес- процессов компании заказчика, то без определенных усилий со стороны персонала компании проект будет провален.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Редакция «КС» попросила различных участников сибирского рынка поделиться своим опытом по разработке и внедрению мобильных приложений.

Андрей Алексахин, начальник отдела развития мобильных сервисов Альфа-Банка:

— Нашей целью при разработке мобильного приложения являлось привлечение дополнительных клиентов за счет появления удобного приложения, а также увеличение количества операций на одного клиента за счет удобства приложения.

Мы делали приложение несколько лет назад, рынок был не очень устоявшимся, и разброс цен был большой. Разработчиков искали на сайте iphones.ru — буквально разместили объявление на форуме сайта и проанализировали поступившие предложения на предмет сроков, цены и имеющегося у компании портфолио. В итоге мы остались вполне довольны — и приложением, и подрядчиком. С подрядчиком продолжаем работать.

При этом речь шла не о стандартном адаптированном «коробочном» продукте, а о специально разработанным под нас приложении. Оно состоит из двух частей — информационной (показ ближайших отделений, банкоматов, мест, где можно получить скидки по картам банка) и платежной (услуга «Альфа-Мобайл», с помощью которой можно проводить операции по счету).

Артем Нонка, начальник Управления маркетинга и развития бизнеса Банка «Левобережный»:

— Нашей целью при разработке мобильного приложения являлось желание предоставлять клиентам возможность управлять своими банковскими счетами в режиме онлайн, как принято во всем мире. Запуская мобильное приложение, мы ставили себе цель сделать интернет-банкинг простым и удобным для клиентов, которые пользуются смартфонами и коммуникаторами на базе Android. Теперь наши клиенты-пользователи устройств с Android могут легко и быстро получать информацию о состоянии своих счетов и проводить множество разнообразных операций, например, переводить средства между своими счетами, оплачивать услуги сотовой связи и интернет-провайдеров, проверять баланс счетов и историю операций, отправлять переводы и гасить кредиты.

Сделать мобильное приложение нам предложил «Центр Финансовых Технологий». С этой компанией Банк «Левобережный» работает уже много лет, мы уверены в высоком качестве и быстрых сроках выполнения работ

При этом мы сделали ставку на уже работающее приложение, адаптировав его под клиентов. Инновация может быть в самом банковском продукте, но в информационной составляющей мы предпочитаем пользоваться проверенными инструментами.

Константин Калинов, вице-президент по продуктам компании Go Travel Un Limited (разработчик поисковика авиабилетов Aviasales.ru), основатель и руководитель проекта:

— Основной задачей при разработке мобильного приложения было желание сделать процесс поиска авиабилетов простым и понятным. Наше приложение решает весьма утилитарную задачу — нашел билет, купил, полетел. При этом поиск должен быть очень и очень простым.

Предложения о разработке мы начали получать задолго до начала такого проекта. Разброс был очень велик, от 60 000 рублей за «все включено» до 1 500 000 рублей только за программирование. Таких предложений было около десятка, они отметались без переписки ввиду того, что ни один из разработчиков даже не попытался вникнуть в суть того, чем мы занимаемся. Наш сайт — поисковик по другим сайтам (авиакомпаний, билетных агентств), мы не продаем билеты, а ищем. Все предложения, что мы получали, рассматривали наш сайт как обычную авиакассу.

В нашем случае «коробочного» продукта не существует, приложение полностью писалось с нуля. В итоге над приложением работали две компании и дизайнер-фрилансер. UsabilityLab проектировали и тестировали интерфейс приложения, а cleverpumpkin программировали «начинку» и «натягивали» дизайн, нарисованный фрилансером Александрой Павловой. С UsabililtyLab мы сотрудничаем уже давно, а cleverpumpkin были первыми, кто внимательно посмотрел наш сайт, и не раз, еще задолго до начала совместной деятельности, как наши пользователи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ