«Наш продукт является для клиентов «креативным станком»

Компания Adobe в основном известна широкой общественности по универсальному программного комплексу для обработки изображений Photoshop, а также по популярной программе для чтения PDF-файлов под названием Acrobat. Вместе с тем с прошлого года Adobe вложила значительные средства в региональную экспансию. О том, как чувствует себя Adobe в Сибири, верит ли в «облачное» будущее сферы ИТ и каким образом планирует продвигать мобильные приложения, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал глава российского представительства Adobe АРСЕНИЙ ТАРАСОВ.

— Как вы оцениваете итоги работы Adobe в России в 2011 году? Удалось ли достичь желаемых показателей?

— Минувший год прошел для нас весьма успешно, и могу сказать, что компания достигла тех целей, которые перед ней ставились. Я сам пришел в Adobe 1 июня прошлого года, и мы сделали очень много для того, чтобы ее бизнес в России и странах СНГ существенно развивался. В частности, в прошлом году мы запустили новую партнерскую программу, которая позволила присваивать нашим партнерам разные уровни в зависимости от того, какими экспертизами они обладают. Дело в том, что мы не продаем клиентам наши продукты напрямую, а реализуем их только через партнеров, в том числе и специализированных, которые могут работать с нашим целевым сегментом. Он состоит из маркетинговых агентств, печатных СМИ, издательских домов, видеостудий, телевизионных компаний и других организаций, занимающихся разработкой креативных продуктов. Таким образом благодаря присвоению разных статусов нашим партнерам заказчики могут выбрать системного интегратора, который имеет четкое представление о наших продуктах и технологиях, а также имеет возможность их внедрить. Дело в том, что у Adobe есть очень насыщенные продукты, у которых масса функций, поэтому для объяснения их возможностей и успешного внедрения нужны качественные партнеры.

Также я считаю важным то, что в прошлом году мы получили одобрение наших бизнес-планов по региональной экспансии, и на это были выделены серьезные инвестиции. Так, мы практически удвоили нашу команду и открыли три офиса по России, один из которых расположен в Екатеринбурге. Он будет поддерживать дистрибьюторов и локальных партнеров Adobe на всей территории от Урала до Дальнего Востока. Поэтому наша активность в Сибири, безусловно, станет выше.

— Как вообще на фоне общероссийских результатов смотрится Сибирь? Какую долю в общероссийских продажах ваших продуктов и услуг сейчас занимает Сибирь? Как эта доля меняется со временем?

— К сожалению, я не могу выделить долю Сибири, но могу сказать, что в целом наш региональный бизнес растет быстрее, чем московский. Этому есть несколько причин. Во-первых, мы начинаем более активную работу в регионах России, что начинает приносить определенный результат. Во-вторых, мы запустили ряд региональных программ, в рамках которых предложили специальные цены и скидки для определенных категорий пользователей региона, что помогает стимулировать спрос.

— Планируете ли вы открывать офис в Новосибирске? Если да, то в какие сроки это возможно?

— Все будет зависеть от наших результатов. Пока мы открыли офис в Екатеринбурге и хотим посмотреть, как он будет работать. В дальнейшем мы будем смотреть, как дальше развивать свое территориальное присутствие.

— На какие показатели вы планируете выйти по итогам 2012 года в свете вашей региональной экспансии? Каковы вообще ваши ожидания от развития рынка?

— Могу сказать, что возлагаем высокие ожидания на предстоящий год и очень оптимистично относимся к его перспективам. Не скрою, у нас были определенные опасения, связанные с тем, что 2012 год — год президентских выборов. Однако мы не чувствуем кризиса, видим, что все достаточно стабильно, а рынок позитивно восстанавливается после 2008 года. Первый квартал 2012 года у нас был очень удачным, и я вполне доволен результатами. То есть у нас достаточно позитивные ожидания от 2012 года. По моим ощущениям, рынок точно вырастет более чем на 10%. Будет ли это 20%, 30% или 40%, пока сказать сложно.

— Какие продукты и технологии Adobe сейчас пользуются наибольшим спросом у сибирских клиентов? На какие продукты вы делаете ставку при продвижении в регионе?

— Наибольшим спросом по объективным причинам пользуются последние версии наших продуктов. В частности, есть большой интерес к недавно вышедшему Lightroom 4, ориентированному на профессиональных фотографов. Он уже стал лидером по продажам в нашем собственном электронном магазине.

Также большим спросом пользуются пакеты Creative Suite, в которые входят продукты, ориентированные на разработку дизайна и работу с изображениями и видео. Также все больше клиентов пользуется Adobe Acrobat. Наши пользователи используют его для конвертации документов в PDF, но мало кто представляет, на что еще способен этот продукт. А вместе с тем формат PDF используют как стандарт безопасного документооборота — для согласования документов, создания электронных форм, использования электронных подписей. Он дополняет офисные продукты и вносит удобные дополнительные возможности, потребности в которых есть почти у любой организации. Когда клиенты узнают о функциях Acrobat, они удивляются, поскольку считают, что знают об этом продукте все. Поэтому задачей наших партнеров является донести до клиентов эти возможности.

— Сейчас значительными темпами развиваются мобильные приложения. Как вы оцениваете динамику и перспективы этого направления? Планируете ли вы выпускать собственные продукты для различных мобильных платформ?

— Мобильные приложения — это действительно понятный и долгосрочный тренд, так как клиенты хотят не просто использовать ноутбук, но и иметь возможность работать на телефонах и планшетах. Это небыстрый процесс, так как подразумевает смену привычек, но он четко заметен, и по мере того как люди привыкают работать на планшетах, мы будем видеть и рост спроса на мобильные приложения. При этом вендорам необходимо выявлять оптимальный набор функций, которые необходимо реализовать в мобильных приложениях, так как «запихивать» туда все сервисы абсолютно нецелесообразно.

Если говорить про нашу компанию, то мы выпустили целый мультиплатформенный программный комплекс для планшетов Adobe Touch Apps, а также платформу для создания приложений Air. Они работают как на компьютерах, так и на мобильных устройствах. Таким образом, они гораздо удобнее для пользователей и позволяют делать им многие вещи на лету.

— Как вы оцениваете текущий уровень пиратства по продуктам Adobe в Сибири?

— Мы активно защищаем свои права, и у нас даже существует специальный отдел по антипиратской деятельности. В целом Adobe в России занимается двумя ключевыми направлениями — цифровым маркетингом (Digital Marketing) и цифровыми медиа (Digital Media), в том числе включающими в себя такие продукты, как Photoshop. InDesign, Illustrator. Так вот эти категории продуктов наиболее подвержены пиратству.

При этом в данной линейке можно выделить два ключевых сегмента — продукты для домашнего, так сказать, любительского использования (то, чем может пользоваться начинающий пользователь), и профессиональные продукты (то, чем пользуются маркетологи, дизайнеры, фотографы). Если говорить про последнюю категорию, то наш продукт является для клиентов средством производства, этаким «креативным станком», с помощью которого они создают новый интеллектуальный продукт — видеоролики, фотографии, элементы дизайна — и с их помощью зарабатывают деньги. Однако когда наши пользователи воруют профессиональный продукт, они обладают двойными стандартами по отношению к пиратству. С одной стороны, они не хотят, чтобы их продукт копировали без их ведома, но при этом они воруют средства производства своего продукта. Безусловно, любой профессиональный программный комплекс не может быть дешевым. Однако нас не может не радовать, что отношение к интеллектуальной собственности поменялось, и очень многие профессионалы не просто готовы, а уже даже считают за честь покупать лицензионный софт. На сегодняшний день час работы профессионального фотографа может стоить до 10 тыс. рублей, то есть наш программный продукт «отбивается» за несколько часов работы такого специалиста. Дорого ли это? Думаю, что нет. Честно ли, что надо платить за лицензию, чтобы зарабатывать на продукте? Думаю, что да.

Если же рассматривать «домашних» пользователей, то цена на продукты для этой категории едва превышает затраты на то, чтобы залить банк бензина в автомобиль, при этом она дает им обширные возможности. И это не говоря уже о том, что существует вполне гибкая система легализации программного комплекса с помощью покупки ключа и его активации, а также наличие официальных пробных версий.

— Вообще как вы оцениваете текущий уровень конкуренции на рынке в тех сегментах рынка, где представлена компания Adobe?

— Если говорить про сегмент «цифровых медиа» (Digital Media), то, на мой взгляд, у Adobe в нем достаточно сильные позиции, хотя бы потому, что тот же Photoshop уже просто стал нарицательным и является негласным корпоративным стандартом для многих организаций.

С «цифровым маркетингом» (Digital Marketing) несколько другая ситуация. В этом сегменте много нишевых компаний, которые специализируются в разных сегментах, но не интегрированы между собой. Adobe же предлагает единое решение, чтобы владелец бизнеса или маркетолог мог проанализировать свою работу в Интернете и оптимизировать ее.

— Занимаетесь ли вы адаптацией своих продуктов? То есть учитывает ли Adobe потребности российских клиентов и специфику отечественного рынка при разработке своих продуктов?

— Прежде всего надо сказать, что все наши продукты русифицированы. Однако самое интересное в том, что многие российские пользователи используют английские версии наших продуктов, так как этот интерфейс им более привычен. Что касается самого содержания продуктов, то потребности наших клиентов более или менее одинаковы во всем мире. Да, в тех же ERP-системах отражается российская специфика — законодательство, особенности ведения бухгалтерии. В нашей же продуктовой линейке ситуация универсальна, поскольку во всем мире все фотографы и дизайнеры предпочитают пользоваться теми же подходами. Например, сейчас в России все больше привычных газет и журналов обзаводятся приложениями для планшетов, и в этом аспекте Россия находится в рамках мирового тренда. При этом наши продукты в том числе как раз дают изданиям инструмент для реализации таких потребностей.

— Большинство участников ИТ-рынка уже давно предрекают бурное развитие «облачных технологий» и, соответственно, технологий Software As A Service (SaaS), Platform As A Service (PaaS), и т. д. Каково ваше видение этого вопроса? Как развивает это направление Adobe?

— Разумеется, за «облачными технологиями» будущее. Все наши решения по «цифровому маркетингу» (Digital Marketing) предлагаются клиентам из «облака» по схеме Software As A Service. Это, с одной стороны, позволяет избежать безумной нагрузки на серверы, связанные с «перевариванием» огромного объема информации, а с другой стороны, позволяет клиентам платить лишь абонентскую плату за использование продукта. Если же говорить о продуктовом направлении «цифровых медиа» (Digital Media), то мы будем запускать публичное «облако», позволяющее создать среду, к которой пользователь будет иметь доступ с любого устройства. Например, находясь в дороге, пользователь может создать какое-то приложение на планшете, а потом без проблем продолжить работу с этими данными уже со стационарного компьютера. И в этом есть прямой смысл, поскольку те же различные ресурсоемкие приложения, к примеру, содержащие большие объемы видео, целесообразно запускать с рабочего компьютера, так как он на это «заточен».

— В связи с тотальным переходом в «облака», как вы считаете, останется ли вообще в будущем бизнес системных интеграторов? Ведь в случае перехода в «облака» услуги таких организаций клиентам уже не понадобятся, и нужны будут лишь сервис-провайдеры.

— «Облако» подразумевает несколько важных компонентов. Во-первых, это место запуска приложения, во-вторых, место хранения данных, в-третьих, модель оплаты. Если мы говорим про модель оплаты, то мне кажется, она очень востребована. Это связано с тем, что пользователи предпочитают платить не сразу, а постепенно. Особенно это актуально для не очень больших компаний, которым удобнее планировать свой бюджет и действовать по принципу «заработал–заплатил». Если говорить про запуск приложений из «облаков», то в этом аспекте все зависит от самого приложения. Какими-то из них удобно пользоваться в «облаках», какими-то нет. Например, системы автоматического проектирования запускать из «облака» не очень удобно, так как это все же задачи другого уровня. Однако я уверен, что все больше корпораций и небольших компаний будут стремиться держать в «облаке» свои приложения хотя бы для нужд резервного копирования. То есть я считаю, что у «облаков» большое будущее в России. Вопрос заключается лишь в том, какой из трех их «ингредиентов» будет наиболее популярен в нашей стране.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ